Сопряжение ЕАЭС и китайской инициативы "Один пояс — один путь" способствует развитию совместных проектов, освоению новых рынков и улучшению национальных экономик. Об этом в интервью агентству Sputnik заявил член коллегии (министр) по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев.
"Кыргыз темир жолу" не продается — заявление правительства КР
"Было бы не очень разумно ограничивать взаимодействие с Китаем каким-то одним окном. Дело в том, что оно очень диверсифицировано и многогранно. Например, если мы говорим о транспортных коридорах, то и китайская, и евразийская стороны подтвердили перспективность их расширения", — сказал Слепнев.
В частности, речь о проектах железнодорожных веток через Казахстан, Кыргызстан и Россию. При этом Бишкек считает важным построить железную дорогу, соединяющую Китай, Кыргызстан и Узбекистан. По мнению властей КР, строительство дороги позволит увеличить поставки на рынки стран Ближнего Востока.
"Мы видим огромное поле деятельности для всех государств, поэтому, думаю, еще очень нескоро начнем конкурировать между собой. Наоборот, мы должны развивать общую сеть, чтобы использовать потенциал сухопутных коридоров. Конечно, должны быть технологические стандарты, чтобы не возникало никаких барьеров, но мы уже говорили об этом, и у нас нет разногласий по данному поводу", — объяснил член коллегии ЕЭК.
Быстрее, чем по морю
Перевозка товаров по железной дороге — это совсем другие скорости поставок, безопасность и конкурентоспособные цены по сравнению с морем, считает Слепнев.
"Конкуренция сухопутной транспортировки с морем уже состоялась. Одна из важных категорий поставок — аграрная продукция, где важна скорость с точки зрения хранения. В этом плане выигрывают именно перевозки по железной дороге. Китай заинтересован в развитии этого направления для поставок в Европу, и было уже много сказано о наращивании числа лайнерных поездов из КНР в Европу через страны ЕАЭС, так что данная инфраструктура развивается и будет дальше развиваться. Многое будет зависеть от логистики и объемов грузов", — сказал министр.
Уроки пандемии для экономики — как ЕАЭС увеличивает экспорт
По его словам, о потенциале сухопутных перевозок говорит статистика.
"Так, за девять месяцев 2020 года объем железнодорожных перевозок из Европы в Китай увеличился на 12 процентов, несмотря на снижение потребления на рынках. А объем контейнерных перевозок по маршруту КНР — Европа — КНР вырос почти на 60 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Тренд очевиден, и хорошо, что мы им пользуемся", — отметил Слепнев.
Беларусь сокращает расходы на поставки
В сентябре текущего года Беларусь впервые экспортировала хлористый калий в Китай по Северному морскому пути. Как заявили в пресс-службе поставщика — Белорусской калийной компании, — новый маршрут существенно сократил расходы на фрахт грузовых судов.
В связи с этим можно говорить о перспективности переориентации белорусских грузов на российские порты, однако решения в данном случае должны принимать сами белорусские компании, полагает министр.
Накормить Китай: самые интересные моменты с форума КНР — ЕАЭС
"Возможности для перевалки грузов в Усть-Луге, Высоцке, Санкт-Петербурге или Мурманске есть, мы все знаем о договоренностях лидеров двух государств по этому поводу. Но я уверен: независимо от политической обстановки, деловая логика будет свидетельствовать в пользу Северного морского пути. Для таких товарных позиций, как минеральные или калийные удобрения, органические соединения, созданы все условия — есть и понятный железнодорожный маршрут, обеспечивающий доступ к портам", — подчеркнул Слепнев.