Исполняющий обязанности премьер-министра Артем Новиков набирает все больше очков на политической арене Кыргызстана. Сейчас он отправился в рабочую поездку по югу страны, в ходе которой отчитывает чиновников, выступает на кыргызском языке и решает вопросы сотрудничества с Узбекистаном. Мы задали ему самые актуальные и непростые вопросы, связанные с экономикой страны.
— Сегодня в Кыргызстане серьезный кризис, ситуация очень непростая. Население в напряжении, доходы упали, а цены растут. Зачем вам в такое время понадобилось брать на себя обязанности премьера?
— Именно сейчас у страны есть уникальная возможность провести реформы. Они действительно нужны бизнесу и населению. У нас уже есть план действий по стабилизации ситуации. Наша главная задача — восстановить доверие граждан, предпринимателей, международного сообщества и провести наконец те реформы, которые затягивались в последние годы из-за каких-то бюрократических процессов. Если нам удастся осуществить все задуманное, будет уже не важно, кто займет места в правительстве. Появятся четкие правила игры.
— Бизнес просит власть о помощи, например, временно отменить налоговые сборы, ведь ситуация на рынке удручающая. Что может предложить правительство?
— Важно понять, что весной, когда государство столкнулось с эпидемией коронавируса, у нас не было четкого представления о том, как себя вести. Были приняты определенные решения, которые сильно ударили по бизнесу, — мы это прекрасно понимаем. Надо открыто признать, что меры, предложенные для поддержки бизнеса, оказались недостаточными, но мы исходили из возможностей бюджета: правительство не могло отказаться от выполнения социальных обязательств.
Вот поэтому я хотел попросить бизнесменов с пониманием отнестись к ситуации. Правительство запустило программу льготного финансирования предпринимательского сектора. Вместе с Министерством финансов мы находим ресурсы, чтобы реализация этой программы продолжалась. До конца года будет выделено еще около 3 миллиардов сомов.
— Давайте поговорим о поддержке других государств. Сейчас многие доноры приостановили программы помощи Кыргызстану. Можно ли найти деньги внутри страны, чтобы не просить в долг?
— Мы должны открыто признать, что такие резервы есть. Я поднимал эти вопросы на коллегии Государственной налоговой службы. Ситуация непростая, тем не менее правительство полностью выполняет свои обязательства по выплате долга внешним кредиторам. Никаких срывов и рисков в этом плане нет.
Более того, на заседании кабмина перед Минфином была поставлена задача уравнять все социальные обязательства государства с уровнем налоговых доходов. Я надеюсь, нам удастся сделать это в течение одного-двух лет. Если все получится, иностранные поступления будут направляться только на развитие экономики.
— Но для этого нужно, чтобы все предприниматели добросовестно платили налоги, а у нас, по некоторым оценкам, 60 процентов экономики — в тени.
— Надо бороться с практикой, когда кто-то обязан платить налоги, а на кого-то закрывают глаза, кто-то возит товар официально, а кто-то — без уплаты налогов и таможенных пошлин.
У нас на самом деле много резервов: взять, к примеру, алкогольную отрасль. Все прекрасно понимают, что там наибольшая часть продукции идет неучтенным оборотом — об этом можно судить даже по мощности заводов. Нельзя забывать и о большом потоке товаров, которые проходят через наши границы в страны Евразийского экономического союза.
Налоговая служба отныне не должна быть карательным органом. Налоговики должны поддерживать бизнесменов, по сути оказывая им услуги. Если предприниматели почувствуют, что больше никто их не преследует, бизнес начнет выходить из тени.
Однако при этом необходимо ужесточить контроль: скажем, использовать все механизмы цифровизации, чтобы ГНС могла отследить, какой оборот есть у компании, где она взяла товар, сколько налогов должна уплатить.
— Сейчас как никогда остро встал вопрос о защите инвесторов. Иностранные бизнесмены обеспокоены сохранностью своих капиталов, и даже высшее руководство других государств просит защитить их.
— Этот вопрос поднимается не впервые: вспомните 2010 год, когда он тоже стоял весьма остро. Мы должны признать, что необходимо прийти к компромиссу с местным населением. Конечно, люди переживают за экологию, за то, как деятельность компании отразится на природе, качестве воздуха и воды. Однако кыргызстанцы заинтересованы и в том, чтобы как можно больше наших граждан получили работу на этих предприятиях.
Для обеспечения безопасности инвесторов были усилены меры защиты предприятий, однако только силовыми методами проблемы не решить — надо договариваться. Это касается всех компаний в разных отраслях деятельности.