Римма Черных 16 лет преподает танцы в специальной общеобразовательной школе-интернате для глухих детей. Каждое занятие ей нужно не просто научить воспитанников новым движениям, но и зарядить их энергией.
Хореограф рассказала об особенностях работы с глухонемыми детьми, о том, как непросто завоевать их любовь и доверие, а еще сложнее — интегрировать таких ребят в общество.
— Научить глухонемых детей танцу — сложный процесс. Многое зависит от меня. Моя энергетика, настроение и то, с чем я пришла в школу, передаются девочкам. Это самое главное в моей работе. Если улыбаюсь, будут улыбаться и они. Поэтому стараюсь постоянно держать себя в тонусе, а проблемы оставлять дома.
Каждый новый танец начинается с разбора музыки. Объясняю девочкам, что звучит ритмичная мелодия, танец подвижный, надо шире улыбаться. И, наоборот, будут плавные красивые движения, потому что мелодия медленная и романтичная. Музыку ведь можно не только слышать, но и чувствовать. Во время занятий ставлю акустические колонки на пол, от них по всему залу расходятся вибрации, и дети чувствуют ритм. Мы так даже проводим дискотеки по праздникам. Еще дети чувствуют музыку сердцем. Когда у меня спрашивают, как можно танцевать, не слыша музыку, я так им и отвечаю.
Танцы развивают в девочках грацию и женственность. Например, сейчас учится девочка, которая была как мальчик, с мужской походкой, даже пострижена коротко. А сейчас она расцвела, стала более женственной, уверенной, отрастила косу, стала ровная осанка. Когда девочки только приходят в группу, чаще всего, они зажаты и не уверены в себе. С годами все комплексы пропадают, и они буквально расцветают. А пантомимы на языке жестов, которые мы иногда ставим, улучшают память, реакцию и способность быстро обрабатывать информацию, потому что это, прежде всего, мелкая моторика рук.
16 лет я работаю в школе хореографом. Очень сильно нужно быть привязанным к своему делу, чтобы вот так, каждый день от звонка до звонка преподавать одни танцы. К слову о звонке, он у нас, как и во всех традиционных школах, звенит, но для учителей. Для детей в классах загорается табло с оповещением, что урок окончен.
Нас часто зовут выступать на разных мероприятиях — ни одно не пропускаем. Подготовка к ним, многочасовые репетиции, эмоции от выхода на сцену — все это закаливает в моих девочках характер и силу воли. Мы участвовали во многих фестивалях и конкурсах и занимали, в основном, призовые места. Ездили даже в Турцию.
Наивысшим способом интеграции глухонемых детей в общество считаю участие не только лишь на мероприятиях для людей с инвалидностью, но и в обычных конкурсах и фестивалях. В 2008 году с танцем "Тысяча рук" мы победили на конкурсе "Баракелде!" (кыргызский аналог "Минуты славы") — этот как раз и был такой случай. Этой победой мы смогли заявить, что дети с ограниченными возможностями здоровья — полноценные граждане общества, но у них нет возможностей реализовать свой потенциал.
Когда девочки покидают школу, очень тяжело дается расставание с ними. Выпустила более сотни детей, каждый стал мне как родной. И в то же время, чувствую себя счастливой, когда встречаю своих выпускниц на улице, а они бегут ко мне с распростертыми объятиями. Значит, все не зря. Ведь любовь глухонемых детей нелегко заслужить.
То, что с окончанием школы, они теряют возможность заниматься любимым делом, расстраивает меня больше всего. Мне и свой труд жалко, я много сил и души вкладываю в них, и их уход в никуда именно в плане хореографии причиняет мне душевную боль.