Никита Чикунов
Хорошее время для роста
Нынешний год станет временем сильного восстановительного роста для национальных экономик стран — участниц Евразийского банка развития (Таджикистан, Казахстан, Кыргызстан, Армения, Беларусь и Россия), говорится в мартовском макроэкономическом обзоре ЕАБР.
Во многом это связано с улучшением эпидемиологической обстановки в регионе и ослаблением ограничительных мер. В 2021 году обобщенный ВВП государств ЕАБР вырастет на 3,3 процента после его сокращения на 3 процента в 2020-м, уточняется в документе.
Экономики Казахстана и России вырастут на 4 и 3,3 процента соответственно. Эти страны выйдут на докризисные уровни в конце 2021-го — начале 2022 года. В остальных странах глубина кризиса оказалась серьезнее, поэтому процесс восстановления займет больше времени. В Армении и Кыргызстане он завершится только в следующем году. Белорусская экономика в 2021–2022 годах будет оставаться ниже докризисного уровня.
Помимо этого, во второй половине текущего года в странах — участницах банка должна замедлится инфляция, которая сейчас ускорилась (среднее значение по региону составило 6,3 процента) и превысила целевые ориентиры большинства центробанков.
Со временем рынок продовольствия придет в норму, а курсы национальных валют стабилизируются на фоне роста мировых цен на сырье. В результате инфляция в странах ЕАБР замедлится до 4,5 процента к концу 2021 года, считает главный экономист банка и Евразийского фонда стабилизации и развития Евгений Винокуров.
"Для евразийского региона, поставляющего сырье на мировой рынок, подорожание металлов и энергоресурсов является в целом позитивным фактором. Увеличиваются поступления от экспорта, растут доходы государственных бюджетов. Даже временное повышение цены на нефть на 10 процентов за год способно обеспечить 0,14 процента дополнительного роста ВВП стран — участниц банка", — говорит он.
Армения не торопится
В 2020-м спад ВВП Армении, пережившей военное положение и карантин, составил 7,6 процента. Инфляция в январе этого года достигла 4,5 процента, увеличившись на 8 процентных пунктов по сравнению с декабрем.
Армянский драм ослаб в январе почти ко всем основным валютам, за исключением российского рубля (по отношению к доллару драм снизился на 8,8 процента, к российской валюте укрепился на 9,5 процента).
Согласно базовому прогнозу ЕАБР, с увеличением доходов от экспорта и туризма ВВП республики вырастет на 3,3 процента к концу 2021-го. В последующие два года экономика продолжит рост — в среднем на 4,8 процента ежегодно, а инфляция замедлится до 3 процентов.
При этом курс драма в нынешнем году все равно будет снижаться и приблизится к уровню 521 драм за доллар (по состоянию на 31 марта: 1 доллар — 480 драм). Однако в 2022–2023 годах армянская валюта начнет укрепляться, что положительно отразится на потребительских ценах.
Беларусь в отстающих
За прошлый год ВВП Беларуси сократился всего на 0,9 процента — этот спад оказался наименьшим среди всех стран Евразийского экономического союза. Однако к началу 2021-го инфляция значительно ускорилась и достигла 7,7 процента, а в феврале выросла до 8,7 процента.
В ЕАБР это связывают с низким урожаем овощей в стране и подорожанием медикаментов за первые два месяца текущего года (на 5,6 процента).
Политическая нестабильность и пандемия ослабили курс белорусского рубля. По отношению к доллару он снизился на 0,5 процента (по состоянию на 31 марта: 2,62 за один доллар).
Такой прогноз эксперты объясняют низкой производительностью государственных предприятий и повышением налогов.
Инфляция к концу этого года замедлится до 6,6 процента, но рост потребительских цен останется выше 7 процентов на протяжении почти всего периода. В 2022–2023 годах инфляция приблизится к 5 процентам. С этого времени экономика страны будет восстанавливаться более быстрыми темпами, а цены постепенно начнут снижаться.
Казахстан в лидерах
Последствия пандемии для Казахстана смягчили меры государственной поддержки. ВВП страны снизился на 2,6 процента, однако инфляция в начале 2021 года оставалась достаточно высокой — 7,4 процента.
По мере роста мировых цен на нефть в начале этого кода курс тенге укрепился на 0,8 процента по отношению к доллару (по состоянию на 31 марта: 425 за один доллар).
По словам Евгения Винокурова, в 2021-м именно Казахстан станет лидером по экономическому росту в ЕАЭС.
"В этом году рост экономики республики составит 4 процента. Казахстан первым среди всех национальных экономик выйдет на докризисный уровень и преодолеет его уже в четвертом квартале этого года. На 2022-й мы прогнозируем ускорение развития до 4,5 процента ВВП", — подчеркнул он.
Однако в течение нынешнего года инфляция останется выше целевого ориентира и не опустится ниже 6,3 процента, а курс тенге укрепится до уровня 421,6 за доллар. Снижение потребительских цен ожидается к началу 2022 года.
Кыргызстан оправится не скоро
По итогам 2020-го ВВП Кыргызстана уменьшился на 8,6 процента. Этот спад оказался самым глубоким за последние 26 лет и сопровождался повсеместным сокращением экономической активности.
Инфляция в начале 2021 года достигла 10,1 процента, а курс сома ослаб на 1,5 процента по отношению к доллару (по состоянию на 31 марта: 84,8 за один доллар).
При этом рост потребительских цен, как и в Беларуси, будет опережать инфляцию почти на 3 процента. Это означает, что в ближайшей перспективе цены на продукты и другие товары продолжат расти.
Курс сома стабилизируется (порядка 84-86 за доллар). Резких колебаний обменного курса в 2021 году аналитики не прогнозируют.
Таджикистан наращивает ВВП
Сравнительно благоприятным минувший год оказался для Таджикистана. Рост ВВП страны замедлился с 7,5 процента в 2019 году до 4,5 процента в 2020-м, однако не ушел в отрицательные значения.
Рост экономики, уточняют эксперты, обеспечили промышленность и сельское хозяйство — совокупно эти две отрасли добавили ВВП республики 4,4 процента.
Впрочем, экономические успехи не смогли снизить инфляцию, которая в декабре составляла 9,4 процента, так и рост цен, вышедший за пределы целевого интервала Национального банка.
Главные причины этого — рост мировых цен на продовольствие и падение курса сомони к доллару — на 16,7 процента за 2020 год (по состоянию на 31 марта: 11,4 за доллар).
Как прогнозируют в ЕАБР, ВВП Таджикистана продолжит идти вверх и к концу этого года рост достигнет 6,1 процента (в 2022-м и 2023 годах увеличится на 7,5 и 7,1 процента соответственно). В результате инфляция ослабнет до 6,6 процента по итогам 2021-го, а рост потребительских цен замедлится. В 2022–2023 годах потребительский цены и вовсе станут снижаться — на 5,1 процента и 5,8 процента соответственно.
Торговать не в долларах
К числу главных достижений, достигнутых странами ЕАЭС в ушедшем году, в ЕАБР относят увеличение доли национальных валют в обслуживании взаимной торговли.
Экономист добавил, что позитивная динамика складывается и за пределами союза. Так, каждая пятая сделка с Турцией и каждая третья с Индией сейчас заключается в национальных валютах стран ЕАЭС.
В этом плане главная валюта — рубль, однако растет доля обслуживания товарной торговли в тенге. Казахстанская валюта обслуживает 5 процентов торговли с Россией и 19 — с Кыргызстаном. Эксперты считают, что тенге имеет очень хорошие перспективы.