Полный комментарий слушайте в аудиоверсии.
В эфире радио Sputnik Кыргызстан он отметил, что Александр Сергеевич Пушкин очень серьезно изучал проблемы народов Азии.
"Стоит отметить, что, если бы Александр Сергеевич Пушкин не был великим писателем и поэтом, он стал был великим историком. В михайловской ссылке он достаточно серьезно изучал проблемы Азии, кыргызов и казахов, которые были описаны в журнале "Сибирский вестник" за 1820 год", — сказал пушкиновед.
Он добавил, что Пушкин посвятил статью кыргызам и казахам, в которой отмечалось, что это разные народы, несмотря на внешнее сходство.
"В 1826 году, вернувшись из ссылки, Пушкин заказал, а затем и опубликовал статью в журнале "Московский вестник", посвященную отличию кыргызов от казахов. Основоположником научного казахо–кыргызоведения был историк, этнограф, писатель Алексей Левшин, труды которого изучал Александр Сергеевич. Стоит отметить, что казахов в те времена называли "киргиз-кайсаками" и люди не знали, в чем разница между этими двумя народами, а Пушкин это понимал уже тогда, опережая историю и отмечая, что это два абсолютно разных народа", — подчеркнул Сооронкулов.
Он отметил, что Пушкин неоднократно упоминал кыргызов в своих произведениях.
"В стихотворении "Памятник" в первоначальном, черновом варианте Пушкин упоминал "кыргызца":
Слух обо мне пройдет по всей
Руси Великой,
И назовет меня всяк сущий
в нем язык —
И внук славян, и финн,
и ныне полудикий
Тунгуз, кыргызец и калмык.
В последующем Пушкин убрал это слово, так как кыргызы в состав России на тот момент еще не входили", — подчеркнул пушкиновед.
Сооронкулов добавил, что Пушкин не успел дописать прозаический роман, посвященный бунтовщикам на Сахалине, главой которых был человек по фамилии Кыргызов. Это прозаический роман, который не был завершен в связи с кончиной автора.