После вывода войск США и НАТО из Афганистана оставленные в Кабуле турецкие подразделения неизбежно "вызовут огонь на себя", поскольку явно нарушат мирные договоренности американцев с талибами и создадут все предпосылки для новой эскалации боевых действий в ИРА. Турецко-афганский конфликт может проецировать турбулентность на соседние страны Центральной Азии и даже стать причиной "второго пришествия" войск Североатлантического альянса.
Белый дом 17 июня сообщил, что американский и турецкий президенты Джозеф Байден и Реджеп Тайип Эрдоган договорились об охране аэропорта Кабула после вывода войск Соединенных Штатов и НАТО. Безопасность главной воздушной гавани обеспечит Турция, войска которой останутся в Афганистане и после сентября. Параллельно альянс прорабатывает возможность подготовки афганских спецназовцев на территории Катара силами Турции, США и Великобритании.
Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова в четверг заявила, что сохранение турецкого военного контингента в Афганистане противоречит соглашению, заключенному в Дохе, и не способствует межафганскому национальному примирению. Речь идет о 2000-4000 турецких солдат.
Талибы требуют полного вывода иностранных войск, напоминают, что Турция также является членом НАТО, то есть рассматривается как оккупант. Подчеркивается, что иностранные державы должны оставить надежду на наличие своих вооруженных сил в Афганистане.
По мнению экспертов, турецкое военное присутствие в ИРА послужит не столько безопасности столичного аэропорта и посольства США, сколько мечте Эрдогана о возрождении великой Османской империи. Между тем взрывоопасная обстановка в Афганистане еще более деградирует. Страны Центральной Азии все в меньшей степени способны сохранять нейтралитет.
Региональное сотрудничество
Афганистан и Казахстан 18 июня заключили соглашение о военном сотрудничестве. Документ подписали министр обороны РК Нурлан Ермекбаев и советник по национальной безопасности ИРА Хамдулла Мохиб. Соглашение предусматривает проведение совместных военных учений, подготовку военных кадров, материально-техническую поддержку, взаимодействие разведывательных служб двух стран и сотрудничество в медицинской области.
На фоне нового афганско-казахского договора о военном сотрудничестве становится прозрачнее повестка недавнего визита в Нур-Султан спецпредставителя США по Афганистану Залмая Халилзада, который провел переговоры с президентом Касымом-Жомартом Токаевым о перспективах развития казахско-американского расширенного стратегического партнерства в контексте обеспечения безопасности и стабильности в Афганистане.
Узбекистан намерен играть одну из ведущих ролей в налаживании мирной жизни южного соседа и только на прошлой неделе передал Афганистану тысячу кислородных баллонов — для борьбы с пандемией. В Ташкенте считают, что безопасность ИРА — это безопасность и Узбекистана. Поэтому налажены контакты с Кабулом и руководством "Талибана", влияние которого узбекская сторона намерена учитывать при любом дальнейшем развитии событий. Делегация РУз во главе с министром иностранных дел Абдулазизом Камиловым 18-19 июня находится в Турции на дипломатическом форуме, где обсуждение афганской проблематики более чем вероятно.
Президенты России и США Владимир Путин и Джо Байден обсудили ситуацию в Афганистане на прошедшем саммите в Женеве 15 июня. Американский лидер отметил готовность РФ "помочь в Афганистане", чтобы не допустить возрождения терроризма. Ранее на фоне вывода войск США и НАТО из Афганистана российский министр обороны Сергей Шойгу побывал в Таджикистане и Узбекистане — для "планирования совместного отражения возможных угроз".
Террористические угрозы
Межафганские мирные переговоры зашли в тупик. Вывод с 1 мая войск Соединенных Штатов и НАТО лишь подстегнул ожесточенность террористов и активность боев в Афганистане, ежемесячные потери силовых ведомств исчисляются сотнями — в апреле погибли 388, в мае — 1 134 военнослужащих и полицейских. Талибы захватили несколько военных баз с оружием и техникой (включая тяжелую артиллерию).
Считается, что отношения Турции и Афганистана имеют давнюю и добрую историю, поэтому турецкие войска в ИРА смогут неким метафизическим образом обеспечить государственную безопасность и региональную стабильность, содействовать развитию отношений с соседними странами Южной и Центральной Азии. И все же успех турецкой миссии и уровень безопасности в Афганистане пока в большей степени зависят от недоброй воли талибов и скорости эвакуации иностранных войск.
* Террористическая организация, запрещенная в Кыргызстане, России и ряде других стран