Смерть за решеткой:
как лечат в тюрьмах Кыргызстана
Смерть за решеткой:
как лечат в тюрьмах Кыргызстана
Как в Кыргызстане лечат заключенных, соответствует ли оказываемая медпомощь всем требованиям и почему данные функции системы ГСИН следует передать Минздравсоцразвития? Ответы на эти вопросы —
в материале Sputnik.
Адвокаты и правозащитники заявляют о необходимости гуманного отношения к заключенным, в том числе о доступе к медицинским услугам. Также часто говорят о комплексе проблем в пенитенциарной системе.
В Кыргызстане 27 колоний, где содержатся более 6 тысяч осужденных. В структуре Госслужбы исполнения наказаний есть две больницы: в ИК–47 (Бишкек) лечат соматические заболевания, а в ИК–31 (Молдовановка) проходят лечение заключенные с туберкулезом. В "больничных" колониях работают врачи, в остальных — фельдшеры. Если диагноз установить невозможно или требуется провести сложную операцию, осужденных могут доставлять в обычные клиники.

Недалеко от столицы, в селе Степном, находится женская колония № 2. Поскольку там нет роддома, осужденные рожают в ближайшей больнице, с которой заключен договор. В это время их охраняют сотрудники ГСИН.

Расходы на лекарства, лечение и проведение операций берет на себя пенитенциарное ведомство. Иногда помогают родственники осужденных. В год на обеспечение медучреждений ГСИН выделяется 6,8 миллиона сомов.
Какими болезнями чаще всего страдают осужденные
Какими болезнями чаще всего страдают осужденные
По данным за первые шесть месяцев 2021 года, среди заключенных были зарегистрированы 3 439 больных. В подавляющем большинстве случаев речь о болезнях органов дыхания, на втором месте заболевания желудочно-кишечного тракта. Далее в списке болезни мочеполовой системы, кожные и неврологические заболевания, а на последней строчке — туберкулез.
Чем болели заключенные
в первой половине 2021 года?
Осужденные не имеют права проходить лечение за границей, но в особо тяжелых случаях постановлением правительства могут быть освобождены из мест заключения. Этими вопросами занимаются ГСИН, Минздравсоцразвития и суды.

Согласно информации ГСИН, за первые полгода 2020-го в местах лишения свободы умерли 23 человека, а за тот же период 2021 года — 16. Причинами смерти были как соматические заболевания, так и туберкулез, ВИЧ, рак, травмы и суицид.
Причины смерти
В колониях болезни обостряются
В колониях болезни обостряются
Известны случаи, когда заключенные умирали в колониях из-за того, что им не была оказана необходимая медицинская помощь.

По словам женщины, пожелавшей остаться неизвестной, она уже два года оплакивает сына, который скончался после операции в клинике ГСИН.
"После задержания сын шесть месяцев содержался в СИЗО, следствие затянулось. Он сильно заболел и уже не мог вставать. Мы попросили перевести его в колонию № 47, где есть больница, но туда очень сложно попасть. Сыну удалили камни в желчном пузыре, после операции он вроде чувствовал себя нормально, но через 18 дней умер… Возможно, если бы его вовремя перевели в больницу и был бы хороший уход, он бы выжил. Мы пытались выяснить обстоятельства смерти, но справедливости не добились. Я уже опустила руки и не ищу правды, пусть сын покоится с миром", — рассказала кыргызстанка.
Адвокату Замиру Жоошеву тоже знакома ситуация, когда люди заболевают и умирают в местах отбывания наказаний.
Замир Жоошев
Адвокат
"Два года назад мой подзащитный заразился туберкулезом и из-за отсутствия своевременного лечения умер. К сожалению, заключенные не всегда получают квалифицированную медицинскую помощь. Кроме того, они мало двигаются, а воздух в камерах плохо вентилируется, солнечного света почти нет. По понятным причинам они испытывают стресс, что в итоге приводит к обострению болезней. Есть также мнение, что заключенным выдают только самые простые лекарства вроде жаропонижающих и обезболивающих, а доступа к хорошим препаратам у них нет. Я считаю, что в клиниках ГСИН невозможно получить полноценное лечение, да и обслуживание там на очень низком уровне", — заявил Жоошев.
Он подчеркнул, что часто осужденные получают помощь только после вмешательства адвокатов. Последние обращаются с соответствующими заявлениями в ГСИН, а если там вопрос не решается, приходится просить помощи у омбудсмена или Национального центра по предотвращению пыток.
Проводится полная проверка здоровья осужденных — ГСИН
Проводится полная проверка здоровья осужденных — ГСИН
"Сегодня условия содержания намного лучше, чем раньше, заключенные получают полное медицинское обслуживание. Те, кто жалуются, что их здоровье было подорвано в тюрьме, часто умалчивают, что до заключения имели целый "букет" заболеваний. Больные граждане поступают из больниц или СИЗО, и прежде чем их переведут в места лишения свободы, проводится полная проверка здоровья. У нас много тех, кто после курса лечения полностью выздоровел", — отметили в ГСИН.
Ведомство уточнило, что в 2020–2021 годах среди осужденных был проведен массовый скрининг (комплексное биохимическое исследование, которое помогает определить состояние основных систем и органов). В итоге улучшена ранняя диагностика болезней и проведено лечение, что способствовало значительному снижению заболеваемости.
Адвокат: уровень медобслуживания в колониях очень низкий
Адвокат: уровень медобслуживания
в колониях очень низкий
Медицинское обслуживание в местах заключения в Кыргызстане не соответствует стандартам — к такому выводу по результатам исследования, проведенного в 2018 году, пришли глава общественного объединения "Голос свободы" адвокат Батыр Ботобеков, сотрудники аппарата омбудсмена и члены Коалиции против пыток.

По словам Ботобекова, с тех пор ситуация не улучшилась, а наоборот, обострилась на фоне пандемии коронавируса.
Батыр Ботобеков
Адвокат
"По международным стандартам в местах заключения осужденным гарантируются медицинское обслуживание и лечение. В наших колониях уровень медобслуживания очень слабый, не хватает препаратов и оборудования. У врачей низкая квалификация. Родственники осужденных привозят в колонии не только продукты, но и лекарства", — сообщил адвокат.
Он считает, что медицинскую службу ГСИН необходимо передать в ведение Министерства здравоохранения и соцразвития.
"ГСИН не должна оказывать медуслуги, она должна заниматься своими прямыми обязанностями. Медики должны работать в обычных больницах. В колониях бывают летальные случаи, и судебную экспертизу там проводят самостоятельно, поэтому истинные причины смерти можно установить не всегда. Не исключено, что некоторые люди умирают из-за неоказания своевременной помощи или неверного лечения", — сказал Ботобеков.
Он отметил, что по итогам исследования для ГСИН разработали определенные рекомендации, но те так и остались на бумаге.

Ведомство в свою очередь считает передачу медицинской службы Минздравсоцразвития нецелесообразной, подчеркивая, что у министерства нет соответствующих ресурсов.
"Зарплаты врачей в ГСИН выше, чем у медиков гражданского сектора. Кроме того, им присваивают звания, они раньше выходят на пенсию, также предусмотрены льготы", — пояснили в пресс-службе пенитенциарного органа.
В медицинской службе ГСИН работают более 250 человек, здесь не хватает невропатологов, окулистов, венерологов. Ведомство заключило договор с Кыргызским медицинским институтом переподготовки и повышения квалификации, чтобы повысить профессиональный уровень своих врачей. Однако в прошлом году вуз расторг договор в одностороннем порядке и потребовал выплатить средства. Сейчас госслужба обратилась в Минздравсоцразвития для решения проблемы.
Коронавирус и вакцинация
Коронавирус
и вакцинация
С начала пандемии до конца первого полугодия 2021-го коронавирусной инфекцией заразились 58 заключенных. 24 июля некоторые СМИ сообщили, что в женской колонии зарегистрирована массовая вспышка заболевания: дескать, одна из осужденных рассказала адвокату Батыру Бообекову, что 50 женщин больны COVID-19 и медпомощь им оказывают крайне плохо.

После этого ГСИН распространила заявление, что только пять из 246 тестов оказались положительными, инфицированных лечат и недостатка препаратов нет.

Сегодня сотрудники пенитенциарных учреждений получают вакцину, а осужденных прививают по желанию.
Вопрос получения инвалидности — сложный
Вопрос получения инвалидности — сложный
За последние полтора года к омбудсмену обратились порядка 30 осужденных, больные эпилепсией, эхинококкозом, пневмонией и тяжелой формой пиелонефрита. Акыйкатчы помогает таким людям получить лечение, а также проводит мониторинг мест заключения и дает рекомендации.

По словам главы аппарата омбудсмена Аската Азарбекова, при установлении инвалидности осужденных возникают значительные сложности.
Аскат Азарбеков
Глава аппарата омбудсмена
постановлении правительства "О признании гражданина лицом с ограниченными возможностями здоровья" говорится, что люди, отбывающие наказание в местах лишения свободы, не проходят медико-социальную экспертную комиссию (МСЭК). Это противоречит Конституции и Закону КР "О правах и гарантиях лиц с ограниченными возможностями здоровья". Аппарат омбудсмена обратился в Генпрокуратуру с просьбой внести поправки в нормативно-правовые акты кабинета министров, сейчас этот вопрос рассматривается. Мы обратились с ним и в аппарат президента", — рассказал Азарбеков.
По его словам, есть вероятность, что осужденные, которые не могут получить инвалидность, не смогут и попасть под амнистию.
Ситуация в изоляторах временного содержания
Ситуация
в изоляторах временного содержания
Граждане, задержанные до избрания им меры пресечения в течение 48 часов, находятся в изоляторах временного содержания (ИВС), но, если их состояние ухудшается, этих людей переводят в гражданские больницы. По истечении двух суток их отправляют в клиники ГСИН.

Адвокат Ботобеков заявил, что медико-санитарные нормы в ИВС не соблюдаются. Согласно штатному расписанию, фельдшеры работают только в изоляторах ГУВД Бишкека и Чуйской области, а в регионах дела обстоят гораздо хуже.
"Во многих ИВС нехватка врачей, и обычно помощь оказывают сотрудники, у которых есть только медицинская аптечка", — отметил Ботобеков.
Он добавил, что в изоляторах МВД и ГКНБ тоже работают фельдшеры, а в случае необходимости задержанных доставляют в больницу бригады скорой помощи. Однако вопрос, хватает ли медиков в этих ведомствах, остался без ответа.
После освобождения не жалуются на потерю здоровья
После освобождения
не жалуются на потерю здоровья
Нурбек Токтакунов
Адвокат
Адвокат Нурбек Токтакунов подчеркнул, что после освобождения больные осужденные никуда не обращаются с жалобами на потерю здоровья.
"Те, кто заболел в колониях, не жалуются на условия содержания и медобслуживание. Если бы они обращались с заявлениями, этот вопрос был бы расследован и можно было бы довести дело до конца. В моей практике даже известные политики не хотели жаловаться", — заявил Токтакунов.
Он призвал строго соблюдать медико-санитарные требования в колониях и гуманно относиться к осужденным.
Автор
Гүльдана Талантбекова

Руководитель
Эрнис Алымбаев

Дизайнер
Тьерри Махасуру

Фото

Табылды Кадырбеков, ГСИН, Вячеслав Оселедко, Илья Каримжан

Лента новостей
0