30 лет назад Кыргызская Республика обрела независимость. Первым премьер-министром тогда стал Насирдин Исанов, который, к слову, претендовал и на пост президента страны, но по итогам голосования депутатов "легендарного" парламента уступил Аскару Акаеву.
Исанов погиб 29 ноября 1991 года в автокатастрофе — автомобиль, в котором он ехал, столкнулся с грузовиком на автодороге Джалал-Абад — Ош.
— Расскажите о родителях Насирдина Исанова.
— Отец родился 7 ноября 1943 года в селе Кок-Бел Ноокатского района Ошской области. А его отец, мой дедушка Исан Матмусаев, был бригадиром на районном племенном конезаводе № 44. Он был ветераном Великой Отечественной войны, получил ранение на фронте. Население района очень уважало его. Жители окрестных сел часто приходили к нему решать различные проблемы и вопросы, так как он слыл очень справедливым человеком. Бабушка Алима Матмусаева была домохозяйкой. В их семье было четверо детей — трое сыновей и дочь. К сожалению, старший брат отца и сестра умерли. Сейчас младший из сыновей Абдрашит-аке живет в доме деда.
Отец окончил восьмилетку в селе Кок-Бел. 9-10-е классы учился в соседнем селе Папан. Каждый день пешком ходил в школу, до которой было 8 километров.
— Почему он выбрал профессию строителя?
— В школе у него проявились способности к математике. В советское время молодых учителей после окончания вуза отправляли из центра в провинцию. И один из таких учителей Кыдырмышев (имени, к сожалению, не помню) заметил способности отца и других одноклассников и посоветовал им поступить в инженерно-строительный институт имени Куйбышева в Москве. В 1961 году благодаря его совету отец с одноклассниками поступил на заочное отделение этого института по специальности "инженер-строитель". Их учитель хотел как-то помочь провинциальным ребятам, повел их в ЦУМ "Айчурек" и попросил выбрать себе обувь в качестве подарка от него. Отец почему-то выбрал туфли необычного красноватого цвета. Учитель был удивлен таким выбором, несколько раз переспросил его, но в конце концов купил именно их. Вот так он проводил своих учеников в дальнюю дорогу.
— Наверное, сначала им было трудно в Москве?
— Конечно. В общежитии не было мест, и им пришлось ютиться по 20 человек в одной комнате. Там не помещалась даже парта. Занятия выполняли на кроватях, подложив лист фанеры. Также из-за плохого знания русского языка им было трудно учиться. Днем работали на стройке, по вечерам ходили на занятия, поэтому целый год не могли поехать домой на каникулы. Несмотря на трудности, отец на первой и второй сессиях по точным наукам получил пятерки. После успешной сдачи экзамена по самому трудному предмету "сопротивление материалов" к нему на консультации стали приходить московские студенты. Он рассказывал мне, что тогда понял, что ум поможет преодолеть все трудности в жизни. На третьем курсе перевелся на дневное отделение и продолжил учебу. Кроме того, из Москвы еще и посылал деньги родителям и родственникам.
— Где и как отец начал трудовой путь?
— В 1966 году после успешного завершения учебы вернулся в Ош. В том же году моя мама Бузыйнат окончила биологический факультет Ошского педагогического института, и они поженились. Отец сразу пошел работать. Начинал он мастером в СМУ-5 предприятия "Ошгорстрой" и вырос до главного инженера. Кроме этого, в ошском филиале Политехнического института читал лекции по сопротивлению материалов на заочном отделении.
Насколько я знаю, в то время родителям, жившим на съемной квартире, было очень трудно в материальном плане. Им помогали дедушка и бабушка с маминой стороны. 22 сентября 1968 года родилась моя старшая сестра Мария, а 27 июля 1974-го появился на свет я.
Могу сказать, что успешная карьера отца стала результатом его неустанного труда. Он начал печатать научные труды по своей специальности, написал аналитическую статью о строящемся в Оше объекте. Ее прочитал руководитель Ошской области Султан Ибраимов и вызвал его к себе. Отец показал ему себя как человек, обладающий глубокими познаниями. После этой встречи в 1970 году он был назначен инструктором отдела строительства Ошского обкома партии, а затем переведен на должность секретаря парткома управления строительства "Нарынгидроэнергострой" Киргизской ССР. В то время шло полным ходом строительство Токтогульской ГЭС. Отец принимал в этом активное участие. В 1974 году его назначили первым секретарем Ошского обкома комсомола, где он проработал два года.
— А семья вашей матери?
— Бабушка по матери Рабия Жуманазарова тоже родилась в Кок-Беле, а дедушка Агибай Коштаев был родом из Кустанайской области Северного Казахстана, их семья была зажиточной. Дедушкины родители смогли дать ему русское образование. В 1930-х годах, во время коллективизации, его семья была вынуждена бежать в Китай. А мама дедушки направилась в сторону Кыргызстана. Если бы они не смогли перейти советско-китайскую границу, то попали бы под каток репрессий. Наверное, она таким образом хотела, чтобы хоть кто-нибудь из семьи выжил. После долгих странствий и мытарств дедушка добрался до кишлака Кок-Бел Ноокатского района. Местное руководство, увидев его образованность и смышленость, назначило секретарем сельсовета. Потом он перевелся на должность бухгалтера племенного конезавода № 44 Ноокатского района. Именно по этой причине руководство не отправило его на фронт в годы Великой Отечественной войны. На этой должности дедушка проработал 45 лет. Он хорошо знал кыргызский, казахский и русский языки, был очень справедливым человеком и крепким хозяйственником. Бабушка по матери Рабия Жуманазарова тоже из зажиточной семьи. Ее родители, жившие на соседней улице, поняли, что дедушка будет хорошим семьянином, и поженили их.
— Да, отец прошел путь от заместителя руководителя отдела строительства и городского хозяйства Центрального комитета Компартии Киргизской ССР до министра строительства. Он отличился своим профессионализмом и организаторскими способностями. Под его руководством в столице были построены площадь Ала-Тоо, Исторический музей, Дом правительства и другие административные здания. Я был свидетелем возведения этих новостроек. Отец уходил рано утром, возвращался около полуночи. Мы его видели только по выходным. Поэтому мать и вся семья старались создать ему все условия. Его глаза в ту пору сияли. Мы видели, что он очень рад тому, что вносит вклад в обновление Фрунзе.
Недаром в народе говорят, что честный труд во благо людей окрыляет. Отец вообще не был заинтересован во власти и деньгах и требовал такого же отношения от других. Расскажу, что было записано у него в ежедневнике. Однажды он перевел одного из подчиненных на более высокую должность. Я прочитал там такие слова, адресованные тому человеку: "Мы не поставили вас на эту должность, а взяли на работу".
Мама работала в республиканской газете работников образования "Мугалимдер газетасы" заместителем ответственного секретаря.
— Значит, отец уделял вам внимание только в свободное от работы время?
— Когда его перевели из Оша во Фрунзе, нам дали четырехкомнатную квартиру на пересечении проспекта Жибек Жолу и улицы Панфилова. С соседями мы были в очень хороших отношениях. Шкаф, стол и стулья с отцом сколотили сами. Отец сделал чертежи всей мебели, купил доски и фанеру и смастерил на столярном станке. Он очень хорошо разбирался в технике. Закупил инструменты для домашнего хозяйства и все работы делал сам. Мы до сих пор храним эти инструменты как реликвию. Возле села Байтик у нас есть дача. Отец, будучи министром строительства, своими руками возвел дом, баню и хозпостройки. Все соседи удивлялись, что, несмотря на высокий ранг, он не чурался брать в руки лопату и молоток. На нашей улице мы начали строить дачу одними из первых, а закончили в числе последних. Многие соседи приходили к отцу за советом по строительству. Фруктовый сад мы тоже разбили сами. В течение семи лет по выходным всей семьей ездили на дачу и строили этот дом. Сейчас я понимаю, что отец, занимаясь простым физическим трудом, получал большое удовольствие. У него было отличное чувство юмора, он был прост в общении и ценил то, что имеет. Меня он тоже приучил к труду.
Когда я учился в физико-математической школе № 61, в 4-м классе заинтересовался электроникой. Все, кроме отца, были против. А он поддержал меня, выделил отдельную комнату, купил станок, сделал полки и провел электричество. Там я паял микросхемы и электронные плато, собрал свое первое радио. В то время среди детей и подростков был очень популярен всесоюзный научный и технический журнал "Юный техник". Я ходил на станцию и набирался опыта в технике. То время для нашей семьи было самым счастливым.
— В 1985 году в СССР началась перестройка. Наверное, на Насирдина Исановича она оказала большое влияние?
— Да, было видно, что в стране начались большие политические изменения. В то время я уже осознавал происходящее. Так как отец боролся с негативными явлениями существующей системы, по работе на него оказывали давление, начались трудные времена. Несмотря на это, он защитил в Москве кандидатскую диссертацию по экономике на тему "Проведение реформ в строительных комплексах". Его научный труд был посвящен переходу строительного хозяйства на хозрасчет. Отец мечтал, чтобы опыт кыргызстанских гидроэнергетиков позволил строить ГЭС в прибалтийских республиках и вообще по миру на коммерческой основе. В этой области у Кыргызстана был большой опыт. Отец очень хотел сохранить высокий уровень местных инженеров.
Видимо, в тот период наиболее проявилась его мудрость. Сейчас многие люди, которые работали с отцом в Иссык-Кульской и Нарынской областях, называют то время "эпохой возрождения". За трудовую деятельность правительство СССР наградило отца орденами "Знак почета" и Трудового Красного Знамени. Думаю, то, что в 1990 году население этих двух регионов выдвинуло его кандидатуру на пост президента Киргизской ССР, показывает глубокое доверие к нему народа.
— Вы ведь в то время еще учились?
— Я тогда перевелся в физико-математическую школу новосибирского Академгородка и там же окончил ее. В 1991 году без конкурса поступил на механико-математический факультет Новосибирского государственного университета. Этот вуз одно из передовых учебных заведений мира. Но мне было тревожно на душе, хотелось быть рядом с родителями.
В то время отца назначили первым премьер-министром Кыргызстана. Стоит отметить, что на тот момент в нашем государстве социально-экономическая и политическая ситуация была очень нестабильной. К тому же недавно произошли кровавые события в Оше. Отец приложил все силы, чтобы стабилизировать положение. В то же время он боролся с ОПГ на месторождении Кумтор. В первую очередь врагам не нравилась отцовская принципиальная позиция, состоящая в том, что это месторождение должно приносить пользу прежде всего Кыргызстану.
— Чувствовали ли вы какие-то признаки беды?
— Да, на душе было очень тревожно. Во-первых, сестра Мария вышла замуж, и родители остались дома одни. Во-вторых, я с детства хотел стать хирургом. Для воплощения этой мечты поступил на лечебный факультет Кыргызского медицинского института. Сестра тоже училась в этом вузе. Я был семь месяцев возле отца. Он успел выдать дочь замуж.
К сожалению, 29 ноября 1991 года отец погиб в результате загадочной аварии. Я считаю, что он стал первой жертвой Кумтора. Мы лишились отца. Его смерть произошла по вине злобных интриганов. До сих пор тайна его внезапной гибели окутана мраком. Целый год в нашей квартире двери были распахнуты, потому что народ шел без остановки, чтобы выразить соболезнования. После годовщины смерти отца, посоветовавшись с матерью, я уехал учиться в Турцию.
— По какой специальности вы учились?
— Первый год учился в Анкаре на подготовительном курсе, а в 1994-м поступил на факультет международных отношений Средиземноморского технического университета. В 1999-м успешно завершил учебу. После этого устроился референтом посольства КР в Турции. В 2000 году по просьбе матери вернулся в Бишкек, работал в Министерстве внешней торговли, промышленности и финансов. Продолжил трудовую деятельность в малазийской компании, а затем в отделе экономической политики администрации президента.
Мы с сестрой потратили много сил для установки памятника отца в Бишкеке. Большую помощь оказали в этом деле его сподвижники. Было много препятствий, но благодаря помощи ныне покойного экс-премьер-министра КР Николая Танаева в 2003 году в столице страны мы установили памятник.
В 2004-м я был назначен первым секретарем посольства КР в Малайзии. Потом поступил в школу, готовящую молодых лидеров в Японии, успешно ее окончил. В 2005-2019 годах работал в разных проектах в международных компаниях и Министерстве экономики. С 2019-го директор института в Министерстве экономики, который занимается исследованием экономической политики в стране.
У меня двое сыновей и две дочери. У сестры Марии две дочери. Она руководитель отдела социальных вопросов, образования, науки, культуры и здравоохранения в Жогорку Кенеше.
...Когда слышу мнение народа о своем отце как об истинном государственном деятеле, испытываю неимоверную гордость, потому что он действительно всю жизнь посвятил отечеству. При воспоминаниях о его жизненном пути всегда приходит на память народная мудрость, что золото не ржавеет и хорошее никогда не забывается. История доказала, что мой отец был истинным патриотом Кыргызстана.