Ветеринар Жанылбюбю Маматова сегодня получает образование в докторантуре отдела гигиены и технологии продуктов питания Института медицинских наук Стамбульского университета.
— У нас мало женщин, работающих в той области ветеринарии, которая связана с крупным рогатым скотом. Как вы пришли в эту профессию?
— Я родилась и выросла в селе Кызыл-Адыр Таласской области. После школы поступила в Кыргызско-турецкий университет "Манас", где училась по специальности "гостиничное дело". Как-то летом поехала на Иссык-Куль, чтобы поработать в пансионате, и познакомилась там с врачом-ветеринаром. Он много рассказывал о своей работе, очень переживал за нынешнее состояние ветеринарии в Кыргызстане. Тогда я и задумалась об этой профессии.
В итоге уехала в Каракол и подала документы на ветеринарный факультет, но никому не говорила, что решила сменить специальность. Когда начались вступительные экзамены, отпросилась с учебы в Бишкеке и поехала сдавать. И хотя я почти не готовилась, все прошло хорошо... Потом рассказала родным, что поступила, но они приняли мое решение в штыки. "Эта специальность не для девушки", "Ты что, в селе собираешься работать и по горам носиться?", "А если лошадь пнет?" — чего я только не слышала... В нашем селе действительно был такой случай — лошадь пнула ветеринара в голову, и он стал инвалидом. В общем, все меня отговаривали, в том числе отец, но постепенно смирились.
Ветеринария — это ведь не только лечение животных, но и развитие сельского хозяйства, генетика, исследование пищи из продуктов животного происхождения и многое другое. Ветеринары проверяют даже кейтеринг-компании, которые поставляют еду для авиаперевозок. Контролируются гигиена, состав продуктов, процесс приготовления пищи, температура ее хранения... Сегодня, например, активизировалось изучение Марса, туда даже хотят отправить людей. Так вот, в разработке блюд для астронавтов тоже участвуют ветеринары.
— Над чем вы работали в Бишкеке и Стамбуле во время учебы?
— Ветеринары изучают три главные дисциплины — гинекологию животных, хирургию и терапию, сдают по ним экзамены. Операции мы проводили в ветклинике при университете "Манас" под наблюдением наставников. Каждое свое действие комментировали: "Сейчас я разрезаю этот кровеносный сосуд, потому что…". Еще на третьем курсе я решила, что продолжу обучение в докторантуре. Год училась по обмену в одном из университетов Анкары, ознакомилась там с новейшими технологиями и разработками в области ветеринарии. Позже поступила в Стамбульский университет. Мы изучаем технологии производства мяса и молочных продуктов, соответствующие международным стандартам, а также разрабатываем законы в сфере импорта и экспорта пищевой продукции.
К сожалению, в Кыргызстане нет сертификатов, соответствующих международным стандартам. Республика вошла в ЕАЭС, где сертификация организована на высоком уровне, но мы так и не смогли воспользоваться этими возможностями. Одна из причин — отсутствие ветлабораторий.
— Какой научной работой вы сейчас занимаетесь?
— Работаю над экспресс-тестом по определению зараженности мясных и молочных продуктов разными бактериями. Тему выбирала такую, чтобы мой труд принес пользу и Кыргызстану. Основной моей работой является изучение курута, который у нас продают на каждом углу. Я собрала образцы из всех семи областей. Есть разные, например, с добавлением фруктов или чобого (осадок, образующийся при приготовлении топленого масла. — Ред.). Добавки меняют не только вкус, но и бактериологический состав продукта. Я исследую эти аспекты и пишу статьи. При употреблении курута существует риск заразиться дифтерией, так как возбудитель этого заболевания может содержаться в молочных продуктах, не прошедших термическую обработку. То есть, если для приготовления курута использовали некипяченое молоко, да еще и делали его грязными руками, таким продуктом можно сильно отравиться, а у беременных женщин даже возможен выкидыш. При сильном заражении высок риск летального исхода.
— Многие специалисты считают, что в Кыргызстане есть все условия для производства органической продукции, с которой можно выходить на международный рынок. Вы согласны с этим мнением?
— Конечно! У нас мало заводов и фабрик, чистый воздух, а у наших овощей и фруктов замечательный вкус. Например, у турецкой моркови нет ни вкуса, ни запаха, будто жуешь бумагу. Но все опять же упирается в сертификацию продукции, отсутствие ветлабораторий — с этим в Кыргызстане проблемы.
— Давайте вернемся к вашей работе. При проведении операций животным, наверное, случаются интересные истории?
— В университете "Манас" мы изучали в основном домашних животных, а в Турции люди содержат дома экзотических — змей, ядовитых пауков, незаконно привезенных маленьких обезьян, лам и пони. У них другая система кровообращения, все это требует дополнительных знаний. В прошлом году один житель Стамбула принес в клинику большого питона, которые перестал есть. Мы провели операцию и извлекли из него чулок.
— Вы планируете работать на родине?
— Я хочу в целом изменить отношение к животным в Кыргызстане. Чтобы сократить количество бродячих собак, их отстреливают, иногда даже на глазах у детей. Это неправильно. Надо стерилизовать животных, кастрировать, вакцинировать. Также стране очень нужны специалисты в сфере развития сельского хозяйства. У нас много умной молодежи, получившей образование за границей, много хороших проектов, но без поддержки государства реализовать их не получится.