Глава ГТС дал эксклюзивное интервью радио Sputnik Кыргызстан. В рамках программы "Особый акцент" он ответил на вопросы редакции и радиослушателей.
— Кыргызстан недавно отпраздновал 30-летие независимости, и ГТС отмечает такой же юбилей. Каких успехов за это время добилось ведомство?
— Да, Государственная таможенная служба была создана одной из первых — 31 декабря 1991 года. Кыргызстан смог войти во Всемирную торговую организацию, а также стал членом Всемирной таможенной организации. Мы активно сотрудничаем с таможенными органами других государств, стран СНГ. Большим шагом стало вступление в 2014 году в ЕАЭС, и до сих пор проводится большая работа по внедрению современных технологий и систем.
— Какие таможенные процедуры уже автоматизированы? Ведь раньше все оформлялось вручную.
— С 2012 года все таможенные процедуры проводятся через единую автоматизированную информационную систему.
Тут нужно сказать об основных задачах ГТС. Во-первых, это борьба с контрабандой и защита экономических интересов страны. Во-вторых, создание благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности — каждому предоставляется информация о грузах, перемещаемых через госграницу.
Так, для ускорения и оптимизации процедуры контроля в пунктах пропуска внедрен пилотный проект "Санарип Тамга", а в целях повышения эффективности таможенного администрирования и обеспечения прозрачности в пилотном режиме запущен Ситуационный центр ГТС. Система предварительного информирования TIR-EPD уже успешно функционирует в промышленном масштабе на всей территории республики. Эффективность проектов очень высокая, и в будущем это положительно отразится на увеличении таможенных сборов.
Идет подготовка к цифровизации операций МДП и внедрению пилотного проекта eTIR (электронный/безбумажный TIR) с участием одного из сопредельных государств. Мы планируем внедрение электронного декларирования, цифровизацию электронной торговли, маркировку товаров и многое другое.
— А можно подробнее? Лет 7-8 назад растаможивание товаров занимало очень много времени, и, откровенно говоря, была ужасная бюрократия. Сегодня уже не так?
— Благодаря информсистемам и автоматизации время растаможивания сократилось. Более того, мы планируем внедрить мобильное приложение, чтобы участник внешнеэкономической деятельности, отгрузив товар в другой стране, мог оформить свой груз через смартфон и знать, где он находится, с помощью системы электронного отслеживания товаров. Это позволит минимизировать контакт между предпринимателем и сотрудниками Таможенной службы.
— Вся эта система не будет работать без навигационных пломб. Что с их внедрением?
— Действительно, внедрение навигационных пломб обеспечивает прозрачность и ускоренный процесс перемещения грузов, а также позволяет свести к минимуму количество нарушений при таможенном контроле путем исключения внепланового вскрытия грузовых транспортных средств.
В соответствии с "дорожной картой" по развитию единой системы в ЕАЭС в октябре этого года планируется провести серию односторонних и совместных экспериментов по тестированию использования навигационных пломб. Итоги тестирования будут учитываться при разработке нормативно-правовых актов. Думаю, в следующем году, после подписания соглашения президентами стран ЕАЭС, этот процесс запустится в полном объеме.
— Вы сказали об экономической безопасности, о борьбе с контрабандой. А на сколько увеличились таможенные сборы с начала года? Как пандемия повлияла на эти цифры?
— Таможенные сборы постепенно растут. Так, за январь и сентябрь текущего года поступили 31 миллиард 243 миллиона 700 тысяч сомов — по сравнению с 2020-м цифра увеличилась на 12 миллиардов 352 миллиона. То есть в разгар пандемии по известным причинам наблюдался существенный спад.
— Рост колоссальный. А с чем вы его связываете?
— Я могу твердо сказать, что поступление таможенных платежей существенно увеличилось благодаря законопослушности предпринимателей и политике искоренения коррупционных элементов. У нас также проводится ведомственная политика по борьбе с коррупцией. Факторов риска очень много, и соблазнов тоже, это не секрет.
— Как сейчас обстоят дела с импортом из Китая? Известно, что "Хоргос" подкосил наши позиции. Сильно ли потоки товаров переориентировались на казахстанцев?
— Как вы знаете, на "Дордое" торговля товарами, импортируемыми из Китая, ориентирована на внутренние рынки Кыргызстана и ЕАЭС. С 12 августа 2015 года таможенный контроль на кыргызско-казахском участке границы упразднили в связи с вступлением КР в Евразийский экономический союза. То есть товары, прошедшие таможенную очистку на "Хоргосе" и ввозимые в Кыргызстан, а также товары с "Дордоя", вывозимые в страны ЕАЭС, Таможенной службой не администрируются.
При этом надо учесть, что китайская сторона ведет жесткий контроль. Там есть специальная комиссия по COVID-19, и прохождение грузов сильно затягивается. Один контейнер примерно 2,5-3 часа проходит дезинфекционный барьер, и только потом его можно перегрузить на кыргызскую сторону. К сожалению, сегодня через "Торугарт" по этому алгоритму пропускают всего около 30 контейнеров в день, а раньше было в три раза больше. То есть можно точно сказать, что потоки товаров действительно сократились, и не только из-за "Хоргоса".
— Давайте тогда перейдем к Таджикистану. Кыргызстан исчерпал лимит беспошлинных ГСМ из России, многие считают причиной именно контрабанду бензина в соседнюю страну. Вы можете это прокомментировать?
— С момента вступления республики в ЕАЭС Государственная таможенная служба не администрирует перемещение товаров в странах союза. То есть поставки из России и Казахстана не отслеживаются, но борьба с контрабандой ведется в усиленном режиме, и в этой сфере есть довольно большие сдвиги.
Что касается лимита на беспошлинные ГСМ... Кыргызстан ежегодно потребляет около 1,1 миллиона тонн бензина и других нефтепродуктов. Сверх этого лимита топливо поставляется с применением экспортной пошлины в размере 19,3 доллара за тонну. На протяжении пяти лет объемы, выдаваемые российской стороной без взимания пошлины, не меняются, хотя спрос на энергоресурсы у нас постоянно растет. Такая ситуация привела к тому, что в августе объем бензина, выделенного Кыргызстану на 2021 год, был исчерпан. Вопрос увеличения объемов без пошлины сейчас прорабатывается Министерством энергетики и промышленности.
— Успешна ли борьба с контрабандой?
— Как я сказал, сдвиги есть. На юге республики мы открыли специализированную оперативную таможню, которая целенаправленно занимается выявлением и пресечением контрабанды. Хочу подчеркнуть, что нам помогают народные дружины Жители Баткенской области знают и видят больше, чем мы, они оказывают содействие. Выражаем благодарность и простым гражданам, и главе региона. Он, как бывший военный, пограничник, хорошо осведомлен в этих вопросах.
— Один читатель Sputnik рассказал, что приобрел в интернет-магазине вещи более чем на 200 евро, то есть выше беспошлинного лимита. Ему позвонил таможенник и сообщил, что грозит штраф примерно в 15 тысяч сомов, потом предложил встретиться. При встрече этот человек пообещал "все уладить" за 5 тысяч сомов. То есть налицо коррупция. Какое решение этой проблемы вы видите?
— За каждым, конечно, не уследишь. ГКНБ, наши службы — отделы по борьбе с контрабандой, Управление внутренних расследований и противодействия коррупции — активно работают в этом направлении, и нам поступает информация о таких случаях. Мы не оставляем их без внимания, привлекаем к ответственности недобросовестных сотрудников. Поэтому пусть ваш читатель передаст известные ему данные, мы обязательно все проверим и примем меры — вплоть до увольнения и передачи дела в суд.
Например, при ввозе посылки на сумму 300 евро таможенный платеж составит всего 15 евро. Цифра исчисляется так: если сумма посылки — 300 евро, значит, беспошлинная норма превышена всего на 100 евро; 15 процентов от нее — это 15 евро, а совсем не 15 тысяч, как рассказал ваш читатель.
Кроме того, сейчас проводится работа по внедрению электронного оформления товаров, приобретенных на иностранных интернет- площадках. В ЕАЭС ведется работа по выделению товаров электронной торговли в отдельную категорию, а также планируется введение оператора электронной торговли. Сведения о товарах с интернет-площадок будут передаваться операторам и далее — таможенным органам. Пока все это внедряется в рамках пилотного проекта до 31 декабря 2022 года.
— Президент Жапаров сказал, что надо сокращать штат чиновников и сейчас увольняют до 30 процентов госслужащих. Как проходит оптимизация штата ГТС?
— С 2016-го по 2021 год в ГТС поэтапно провели несколько сокращений, в итоге убрали 138 штатных единиц. Сейчас в штате ведомства 1 137 единиц, из них в центральном аппарате — 179, в подведомственных подразделениях — 958. С 26 июня этого года со службы в таможенных органах были уволены 15 сотрудников: восемь — по собственному желанию, остальные — по достижении предельного возраста или по выслуге срока службы, дающего право на пенсию.
Вместе с тем продолжится поэтапная оптимизация. Согласно указу президента, мы сократим около 10 процентов служащих. Оставим только профессиональные кадры, проведя аттестацию. Также будет проведена оценка деятельности и компетенции каждого сотрудника. При опросе, кроме профессиональных качеств, будут оцениваться и человеческие. Например, будет вопрос: "Как вы относитесь к деньгам и материальным благам?". Думаю, мы подключим и психологов, и систему профайлинга — как хороший метод выявления лжи.
— Не секрет, что желающих стать таможенниками у нас много. Трудно ли пройти конкурс?
Кстати, выпускники Российской таможенной академии зачисляются во внешний резерв без конкурсного отбора, а их трудоустройство рассматривается в приоритетном порядке. Так, сегодня в резерве кадров ГТС числятся порядка 10 выпускников РТА, и ожидается приезд 30 выпускников текущего года.
— Знакомы ли вы с Райымбеком Матраимовым?
— Знаком. Он же был руководителем Таможенной службы — конечно, мы пересекались по работе.
— Тогда вопрос от нашего радиослушателя. Матраимов был замглавы ГТС, но почему только он отвечает за коррупционные дела, а экс-председатель — нет? Разве тот не знал, чем занимается его заместитель?
— Все просто. Система сложилась так, что некоторые персоны находились под личным покровительством руководителей страны, это и способствовало развитию коррупции. Председатель ГТС в основном решал политические вопросы, а у Райымбека Матраимова была административная должность, он глубже знал систему, занимался администрированием кадров и курировал остальные вопросы.
— Вы планируете обновлять состав ГТС?
— Он уже почти обновлен. Кадровые вопросы я решаю сам, а вопросы таможенного администрирования — непосредственные начальники региональных таможенных органов.
— Расскажите о себе и своей семье.
— Мне 48, женат уже почти 30 лет. У нас с супругой шестеро детей: три сына и три дочери. Люблю художественную литературу, очень нравится смотреть детективы, так как я сам работал в оперативных подразделениях (смеется).
— Каким видом спорта вы занимаетесь?
— Скорее, занимался — вольной борьбой и дзюдо. Сейчас уже не тот возраст, чтобы выходить на ковер, но пытаюсь поддерживать форму и иногда бью по груше.
— Какая у вас машина — не служебная, а личная?
— Honda Pilot 2005 года выпуска.
— Трудно быть начальником ведомства с таким скандальным прошлым?
— Поначалу, конечно, трудно. У нас была действительно сложная обстановка, но сейчас все "идет на поправку". Пополнение госбюджета и создание благоприятного инвестиционного климата — наши главные задачи, и мы прилагаем все усилия для их решения. Разумеется, есть нарекания и недовольство, но мы не сидим сложа руки, будем двигаться вперед.
Хотел бы сказать коррупционерам, что "лафа" для них закончилась. Эти люди всегда думают о личном обогащении, но сегодня надо думать о стране. Я бы попросил их прийти в дом малютки или в дом престарелых, где доживают последние дни наши с вами соотечественники. Они не заслуживают такой жизни, посмотрите на них и одумайтесь.