https://ru.sputnik.kg/20220728/vstrecha-prezidentov-stran-ca-v-cholpon-ate-itogi-1066394294.html
Какой знак подали миру лидеры стран ЦА на встрече в Чолпон-Ате? Мнения экспертов
Какой знак подали миру лидеры стран ЦА на встрече в Чолпон-Ате? Мнения экспертов
Sputnik Кыргызстан
Центральная Азия адаптируется к меняющейся геополитической ситуации в мире и текущим международным событиям — это один из главных выводов, который следует... 28.07.2022, Sputnik Кыргызстан
2022-07-28T22:58+0600
2022-07-28T22:58+0600
2022-07-28T23:46+0600
кыргызстан
иссык-куль
центральная азия
чолпон-ата
встреча
президент
дискуссионный клуб "пикир"
https://sputnik.kg/img/07e6/07/15/1066238692_0:0:2684:1509_1920x0_80_0_0_b8b68cd0fafa612f925ab7156d592684.jpg
21 июля в Чолпон-Ате состоялась четвертая консультативная встреча глав государств Центральной Азии. На Иссык-Куле собрались президенты Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана. Садыр Жапаров, Касым-Жомарт Токаев, Шавкат Мирзиеёв, Эмомали Рахмон и Сердар Бердымухамедов подписали ряд документов.Итоги встречи глав государств региона обсудили эксперты из Кыргызстана, России и Казахстана на круглом столе, организованном на площадке дискуссионного клуба "Пикир".От декларативности к предметностиРанее подобные встречи глав стран Центральной Азии носили декларативный характер, однако сейчас ситуация изменилась, считает эксперт по вопросам национальной безопасности Таалайбек Джумадылов.Кандидат политических наук, политолог, доцент Международного университета Кыргызстана Алина Молдокеева также обратила внимание, что в этот раз встреча носила более предметный характер.Чем важна встреча в Чолпон-Ате в контексте мировых событийЦентральная Азия адаптируется к текущим международным событиям и геополитической ситуации — это главный вывод, который можно сделать по результатам встречи в Чолпон-Ате, отметил кандидат политических наук, эксперт-аналитик Центра геополитических исследований "Берлек–Единство", заместитель заведующего кафедрой международных отношений, истории и востоковедения Уфимского государственного нефтяного технического университета Артур Сулейманов."Рассматривая повестку саммита, следует выделить несколько официальных посылов. Один из них — это переосмысление роли Центральной Азии в XXI веке. Подписан договор, который в первую очередь ориентирован на повышение субъектности региона в международных отношениях. Все пять республик заинтересованы в экономическом процветании региона, нерешаемых разногласий между странами нет", — считает он.Саммит на Иссык-Куле становится еще более символичным по той причине, что аналогичные процессы начались во многих регионах мира, подчеркнул директор Института стратегического анализа и прогноза Аман Салиев. По его словам, подобные тенденции наблюдаются в арабском мире и Латинской Америке.Встреча в Чолпон-Ате стала знаковой, потому что лидеры стран ЦА собрались на одной площадке, где смогли проанализировать и отрефлексировать последние события, произошедшие в регионе, уверен политолог Марс Сариев.Кому нужна дестабилизация в ЦАКоллективный Запад будет использовать все инструменты для создания в Центральной Азии зоны управляемого хаоса, отметил Джумадылов."Логика развития событий на Украине и Ближнем Востоке диктует США необходимость создать зону нестабильности у границ России и Китая. По региону уже прокатилась череда волнений, но эту задачу никто не снимал — Штаты от нее не откажутся", — сказал он.При этом Россия и Китай заинтересованы в стабильности в Центральной Азии: у каждой страны на то свои причины, продолжил эксперт."России нужна стабильность в государствах ЦА, потому что регион для нее выступает периметром безопасности, через который не должны проходить транснациональные угрозы. У Китая есть экономический интерес: КНР продвигает стратегию "Один пояс — один путь", обойти нашу территорию в данном проекте невозможно. Эта страна также заинтересована в стабильности, потому что бизнес любит тишину", — подчеркнул Джумадылов.В сложившихся геополитических условиях подписание договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве уже внушает определенную долю оптимизма и свидетельствует о том, что начало консолидации республик ЦА на новом уровне положено, заключил эксперт.О том, что экономическое благополучие и безопасность в Центральной Азии не интересуют Запад, который продолжает отстаивать принципы однополярного, америкоцентричного мира, заявил и Сулейманов."В ближайшем будущем давление на регион будет только нарастать. Прошедшую встречу нельзя рассматривать только в контексте интеграции региона, это скорее попытка адаптироваться к международным событиям и объединить усилия перед общими вызовами. Есть понимание, что Запад не остановится и будет применять всевозможные инструменты, чтобы навредить союзникам России: это и санкции, и конструируемые перевороты, и цветные революции", — поделился мнением он.Об интеграционных процессах в Центральной АзииДоговор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве — это рамочный документ, но со временем он может стать одной из основ для развития региональных связей, подчеркнул кандидат исторических наук, доцент кафедры истории КРСУ Павел Дятленко. По его словам, с момента распада СССР в регионе было несколько попыток интеграции, однако они не дали заявленных результатов. Историк назвал перспективы интеграционных процессов в регионе, а также факторы, которых их ограничивают.Он добавил, что консультативные встречи стали полезной площадкой для обсуждения общих интересов и проблем, но пределы интеграции носят объективный характер."Это связано с тем, что экономики стран региона имеют похожую структуру и обладают разным экономическим потенциалом, но все они нуждаются в доступе к крупным рынкам для сбыта своих товаров, а также к источникам инвестиций и высоких технологий. Сейчас основные партнеры для Центральной Азии — это Россия и КНР", — считает историк.По мнению Дятленко, развитие интеграции ограничивают и следующие факторы:Возрастающая неопределенность и нестабильность в мире требуют от государств Центральной Азии нарастить усилия в формировании общих треков интеграционного развития, причем особенно важно, чтобы это была региональная интеграция, добавил Алибек Тажибаев, директор Центра аналитических исследований "Евразийский мониторинг" (Нур-Султан)."Активное внешнее давление актуализирует необходимость прорабатывания действенных механизмов разноформатной кооперации, которая, с одной стороны, позволит действовать превентивно, чтобы минимизировать отрицательное влияние происходящих в мире процессов, с другой — сформировать треки для процветания и развития региона для дальнейшего роста его влияния", — подчеркнул он.Если оставить за скобками интеграционный посыл саммита, то его повестка в том числе адресована и России, и Китаю как основным союзникам и партнерам стран Центральной Азии, добавил Сулейманов."Неспроста на саммите прозвучало предложение приглашать на консультативные встречи глав государств региона представителей России и Китая. Это можно воспринять как некий сигнал РФ, что страны Центральной Азии не ищут альтернативных союзников и партнеров, а евразийские интеграционные проекты требуют дальнейшего углубления с учетом интересов всех его участников", — сказал эксперт.В своих выступлениях президенты поднимали актуальные для региона вопросы, однако для их решения нужны либо существующие, либо новые проекты с участием стран, не принимавших участие во встрече, полагает глава Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович. По его словам, один из наглядных примеров — афганский вопрос.В качестве другого примера он привел экономические вопросы, которые на встрече активно поднимали Казахстан и Узбекистан."Речь шла о создании единого торгового транзитного пространства в Центральной Азии. Есть ли в этом задел? Да, это ЕАЭС как наиболее крупный пример интеграции в регионе. Если есть необходимость расширения экономической интеграции, то есть возможность собрать саммит в формате ЕАЭС+. Для развития экономической транспортной интеграции необходимы капитальные вложения и рынок сбыта. И то, и другое может дать только Россия и в какой-то мере Китай, но в этом случае возможности сильно ограничены", — считает эксперт.Говоря об итогах саммита, следует выделить аспекты усиления партнерства стран региона в экологической и гуманитарно-культурной сфере, продолжил он."Сейчас задачи гуманитарно-культурного сотрудничества, в частности по образовательной части, решаются на уровне консультаций министров, однако, вероятно, есть смысл наладить работу в постоянном формате в виде евразийской организации по координации культурного и образовательного сотрудничества. Экологические проблемы, особенно водные, очень актуальны для региона и являются частью экономики, поэтому их нужно выносить на повестку обсуждения ЕАЭС", — подчеркнул Мендкович.Тем не менее он уточнил, что переговоры в подобном формате нужны странам Центральной Азии.
https://ru.sputnik.kg/20220714/centralnaya-aziya-besporyadki-analiz-ehkspert-mnenie-1066084940.html
https://ru.sputnik.kg/20220531/novaya-bolshaya-igra-v-centralnoj-azii-mnenie-ehksperty-1064853795.html
https://ru.sputnik.kg/20220517/centralnaya-aziya-granica-konflikt-odkb-1064486473.html
иссык-куль
центральная азия
чолпон-ата
Sputnik Кыргызстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2022
Карина Разетдинова
https://sputnik.kg/img/104001/22/1040012215_2640:109:3962:1431_100x100_80_0_0_aba9872f064e9784500333de22381726.jpg
Карина Разетдинова
https://sputnik.kg/img/104001/22/1040012215_2640:109:3962:1431_100x100_80_0_0_aba9872f064e9784500333de22381726.jpg
Новости
ru_KG
Sputnik Кыргызстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://sputnik.kg/img/07e6/07/15/1066238692_102:0:2114:1509_1920x0_80_0_0_8dd25d0dba1e712e6f450c4fb5af4234.jpgSputnik Кыргызстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Карина Разетдинова
https://sputnik.kg/img/104001/22/1040012215_2640:109:3962:1431_100x100_80_0_0_aba9872f064e9784500333de22381726.jpg
кыргызстан, иссык-куль, центральная азия, чолпон-ата, встреча, президент, дискуссионный клуб "пикир"
кыргызстан, иссык-куль, центральная азия, чолпон-ата, встреча, президент, дискуссионный клуб "пикир"
21 июля в Чолпон-Ате состоялась
четвертая консультативная встреча глав государств Центральной Азии. На Иссык-Куле собрались президенты Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана. Садыр Жапаров, Касым-Жомарт Токаев, Шавкат Мирзиеёв, Эмомали Рахмон и Сердар Бердымухамедов
подписали ряд документов.
Итоги встречи глав государств региона обсудили эксперты из Кыргызстана, России и Казахстана на круглом столе, организованном на площадке дискуссионного клуба "Пикир".
От декларативности к предметности
Ранее подобные встречи глав стран Центральной Азии носили декларативный характер, однако сейчас ситуация изменилась, считает эксперт по вопросам национальной безопасности Таалайбек Джумадылов.
"Мы имеем дело с демонтажем существовавшего ранее миропорядка и началом строительства нового уклада. Когда возникают глобальные вызовы, появляется необходимость объединить усилия — забыть распри и консолидироваться. Важно понять, что это объединение не против кого-то, а за — за то, чтобы наш регион своевременно отвечал на вызовы, обеспечивал экономическое развитие и безопасность путем сплочения усилий", — отметил он.
Кандидат политических наук, политолог, доцент Международного университета Кыргызстана Алина Молдокеева также обратила внимание, что в этот раз встреча носила более предметный характер.
"Было бы неверно ожидать, что прошедший в Чолпон-Ате саммит моментально решит вопросы, которые копились годами, однако эта встреча была необходима. Главы государств начали шаги в сторону решения проблем, которые важны именно для нашего региона. Встреча на Иссык-Куле — это не попытка отделиться от влияния макроигроков, а попытка самостоятельно решить внутренние проблемы Центральной Азии", — пояснила Молдокеева.
Чем важна встреча в Чолпон-Ате в контексте мировых событий
Центральная Азия адаптируется к текущим международным событиям и геополитической ситуации — это главный вывод, который можно сделать по результатам встречи в Чолпон-Ате, отметил кандидат политических наук, эксперт-аналитик Центра геополитических исследований "Берлек–Единство", заместитель заведующего кафедрой международных отношений, истории и востоковедения Уфимского государственного нефтяного технического университета Артур Сулейманов.
"Рассматривая повестку саммита, следует выделить несколько официальных посылов. Один из них — это переосмысление роли Центральной Азии в XXI веке. Подписан договор, который в первую очередь ориентирован на повышение субъектности региона в международных отношениях. Все пять республик заинтересованы в экономическом процветании региона, нерешаемых разногласий между странами нет", — считает он.
Саммит на Иссык-Куле становится еще более символичным по той причине, что аналогичные процессы начались во многих регионах мира, подчеркнул директор Института стратегического анализа и прогноза Аман Салиев. По его словам, подобные тенденции наблюдаются в арабском мире и Латинской Америке.
"Все это происходит потому, что многолетняя пирамида распределения влияния в мире меняется. В этой измененной модели государства, которые занимали определенный уровень, пытаются выйти на новую форму сотрудничества, создать небольшие сферы влияния. Я бы назвал этот саммит попыткой апробации интеграционных процессов, но насколько она будет жизнеспособна, покажет дальнейшая ситуация, так как остается ряд межстрановых проблем, которые не решаются долгие годы", — заявил аналитик.
Встреча в Чолпон-Ате стала знаковой, потому что лидеры стран ЦА собрались на одной площадке, где смогли проанализировать и отрефлексировать последние события, произошедшие в регионе, уверен политолог Марс Сариев.
"Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве — это попытка показать, что Центральная Азия рефлексирует, объединяется и готова к отражению возможных дестабилизационных процессов, которые организуют глобальные "проектировщики". Первые три встречи не были столь злободневными и носили больше формализованный характер. Однако после того, что произошло в Казахстане, Горном Бадахшане и Каракалпакстане, ситуация изменилась", — уточнил он.
Кому нужна дестабилизация в ЦА
Коллективный Запад будет использовать все инструменты для создания в Центральной Азии зоны управляемого хаоса, отметил Джумадылов.
"Логика развития событий на Украине и Ближнем Востоке диктует США необходимость создать зону нестабильности у границ России и Китая. По региону уже прокатилась череда волнений, но эту задачу никто не снимал — Штаты от нее не откажутся", — сказал он.
При этом Россия и Китай заинтересованы в стабильности в Центральной Азии: у каждой страны на то свои причины, продолжил эксперт.
"России нужна стабильность в государствах ЦА, потому что регион для нее выступает периметром безопасности, через который не должны проходить транснациональные угрозы. У Китая есть экономический интерес: КНР продвигает стратегию "Один пояс — один путь", обойти нашу территорию в данном проекте невозможно. Эта страна также заинтересована в стабильности, потому что бизнес любит тишину", — подчеркнул Джумадылов.
В сложившихся геополитических условиях подписание договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве уже внушает определенную долю оптимизма и свидетельствует о том, что начало консолидации республик ЦА на новом уровне положено, заключил эксперт.
О том, что экономическое благополучие и безопасность в Центральной Азии не интересуют Запад, который продолжает отстаивать принципы однополярного, америкоцентричного мира, заявил и Сулейманов.
"В ближайшем будущем давление на регион будет только нарастать. Прошедшую встречу нельзя рассматривать только в контексте интеграции региона, это скорее попытка адаптироваться к международным событиям и объединить усилия перед общими вызовами. Есть понимание, что Запад не остановится и будет применять всевозможные инструменты, чтобы навредить союзникам России: это и санкции, и конструируемые перевороты, и цветные революции", — поделился мнением он.
Об интеграционных процессах в Центральной Азии
Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве — это рамочный документ, но со временем он может стать одной из основ для развития региональных связей, подчеркнул кандидат исторических наук, доцент кафедры истории КРСУ Павел Дятленко. По его словам, с момента распада СССР в регионе было несколько попыток интеграции, однако они не дали заявленных результатов. Историк назвал перспективы интеграционных процессов в регионе, а также факторы, которых их ограничивают.
"Что может сработать? В первую очередь странам региона необходимо развитие экономического сотрудничества, расширение торговли, ускорение транзита грузов, развитие финансового сектора внутри ЦА, региональной инфраструктуры, пограничного сотрудничества, упрощение миграции. В этом заинтересованы все страны. Второе направление — восстановление ранее существовавших гуманитарных и социальных связей, совместные гуманитарные, образовательные и культурные проекты", — поделился мнением Дятленко.
Он добавил, что консультативные встречи стали полезной площадкой для обсуждения общих интересов и проблем, но пределы интеграции носят объективный характер.
"Это связано с тем, что экономики стран региона имеют похожую структуру и обладают разным экономическим потенциалом, но все они нуждаются в доступе к крупным рынкам для сбыта своих товаров, а также к источникам инвестиций и высоких технологий. Сейчас основные партнеры для Центральной Азии — это Россия и КНР", — считает историк.
По мнению Дятленко, развитие интеграции ограничивают и следующие факторы:
отсутствие в регионе страны, которая имеет потенциал, чтобы стать ядром интеграции;
несогласованные границы, мешающие быстрому наращиванию экономических связей;
слабая связь между информационными пространствами региона и другие факторы.
Возрастающая неопределенность и нестабильность в мире требуют от государств Центральной Азии нарастить усилия в формировании общих треков интеграционного развития, причем особенно важно, чтобы это была региональная интеграция, добавил Алибек Тажибаев, директор Центра аналитических исследований "Евразийский мониторинг" (Нур-Султан).
"Активное внешнее давление актуализирует необходимость прорабатывания действенных механизмов разноформатной кооперации, которая, с одной стороны, позволит действовать превентивно, чтобы минимизировать отрицательное влияние происходящих в мире процессов, с другой — сформировать треки для процветания и развития региона для дальнейшего роста его влияния", — подчеркнул он.
Если оставить за скобками интеграционный посыл саммита, то его повестка в том числе адресована и России, и Китаю как основным союзникам и партнерам стран Центральной Азии, добавил Сулейманов.
"Неспроста на саммите прозвучало предложение приглашать на консультативные встречи глав государств региона представителей России и Китая. Это можно воспринять как некий сигнал РФ, что страны Центральной Азии не ищут альтернативных союзников и партнеров, а евразийские интеграционные проекты требуют дальнейшего углубления с учетом интересов всех его участников", — сказал эксперт.
В своих выступлениях президенты поднимали актуальные для региона вопросы, однако для их решения нужны либо существующие, либо новые проекты с участием стран, не принимавших участие во встрече, полагает глава Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович. По его словам, один из наглядных примеров — афганский вопрос.
"Многократно ставился вопрос о вызовах, связанных с активной деятельностью международных террористических организаций в Афганистане. Такая угроза действительно есть. Меньше года назад была организована серия учений с участием ОДКБ, Таджикистана и Узбекистана в целях моделирования отражения угроз с территории Афганистана. Большую часть контингента на этих учениях — около трех четвертей — представляла российская сторона. Иначе говоря, все планы отражения угроз строятся на участии российского контингента", — отметил Мендкович.
В качестве другого примера он привел экономические вопросы, которые на встрече активно поднимали Казахстан и Узбекистан.
"Речь шла о создании единого торгового транзитного пространства в Центральной Азии. Есть ли в этом задел? Да, это ЕАЭС как наиболее крупный пример интеграции в регионе. Если есть необходимость расширения экономической интеграции, то есть возможность собрать саммит в формате ЕАЭС+. Для развития экономической транспортной интеграции необходимы капитальные вложения и рынок сбыта. И то, и другое может дать только Россия и в какой-то мере Китай, но в этом случае возможности сильно ограничены", — считает эксперт.
Говоря об итогах саммита, следует выделить аспекты усиления партнерства стран региона в экологической и гуманитарно-культурной сфере, продолжил он.
"Сейчас задачи гуманитарно-культурного сотрудничества, в частности по образовательной части, решаются на уровне консультаций министров, однако, вероятно, есть смысл наладить работу в постоянном формате в виде евразийской организации по координации культурного и образовательного сотрудничества. Экологические проблемы, особенно водные, очень актуальны для региона и являются частью экономики, поэтому их нужно выносить на повестку обсуждения ЕАЭС", — подчеркнул Мендкович.
Тем не менее он уточнил, что переговоры в подобном формате нужны странам Центральной Азии.