https://ru.sputnik.kg/20230522/migranty-prava-kyrgyzstantsy-rossiya-kyrgyzstan-eaes-1075537367.html
Как изменились условия пребывания для мигрантов в РФ — интервью с Омурбековой
Как изменились условия пребывания для мигрантов в РФ — интервью с Омурбековой
Sputnik Кыргызстан
В последнее время в России внесли ряд изменений в миграционное законодательство. Каждое из них проверяет Департамент трудовой миграции и социальной защиты ЕЭК... 22.05.2023, Sputnik Кыргызстан
2023-05-22T13:38+0600
2023-05-22T13:38+0600
2023-05-22T13:38+0600
иммиграция
мигранты
права
кыргызстанцы
россия
кыргызстан
еаэс
алтынай омурбекова
интервью
https://sputnik.kg/img/07e7/05/16/1075537705_0:0:3040:1709_1920x0_80_0_0_c19d9b01c282d49c93d0fc1dea55e705.jpg
Что нужно знать о миграционном законодательстве в России трудящимся из Кыргызстана? С какими проблемами они сталкиваются чаще всего и как ведется работа по их устранению? Эти вопросы в эфире радио Sputnik Кыргызстан мы обсудили с главой Департамента трудовой миграции и социальной защиты ЕЭК Алтынай Омурбековой.— Какие тенденции в области миграции в Евразийском экономическом союзе фиксируются в последнее время?— Начиная с 2016 года наблюдается стабильный рост мобильности трудящихся ЕАЭС, он прерывался только на время пандемии. Рынок России остается привлекательным для большинства уезжающих на заработки. Причем большая их часть находит себя в Центральном федеральном округе: в Москве и Московской области, в тех отраслях, которые подверглись наименьшим изменениям за прошлый год.При этом нужно отметить, что увеличение числа граждан ЕАЭС на рынке труда наблюдалось в прошлом году и в Армении, и в Казахстане. В Армении, к примеру, количество трудящихся увеличилось на 227 процентов, в Казахстане — более чем на 70.Наиболее активно правом свободного передвижения по территории ЕАЭС пользуются граждане Кыргызстана — 56 процентов от общего количества трудящихся. Кстати, в прошлом году этим правом также активно стали пользоваться и россияне.— В последнее время часто говорят, что кыргызстанцы все более востребованы на высокооплачиваемых специальностях. По вашей информации, так ли это на самом деле?— Кыргызстанцы задействованы в основном в таких секторах, как строительство, торговля и сфера услуг, заработные платы в них достаточно высоки. Кроме того, граждане КР преимущественно работают в крупных агломерациях — Москве, Московской и Ленинградской областях, где средний уровень зарплаты, если брать по стране, тоже выше.К сожалению, сейчас не ведется детализированная статистика, граждане какой страны в каких секторах работают. Это работа на перспективу, которую мы хотим проводить, расширяя статистические данные. Тогда у нас будет более точная информация. При этом отмечу, что граждане Кыргызстана достаточно давно на рынке России и у них есть ряд преимуществ — хорошее знание языка и квалификация.— Россия — главная страна-реципиент трудящихся из всех стран ЕАЭС. При этом в миграционном законодательстве РФ довольно часто что-то меняется. Расскажите о самых значимых, на ваш взгляд, изменениях в миграционной политике и о том, какую роль в разработке этой политики и в ее реализации играет Евразийская экономическая комиссия.— Регулирование вопросов миграции относится исключительно к национальной компетенции стран. Задача ЕЭК — вести мониторинг изменений в миграционных законодательствах стран, чтобы они не противоречили праву Евразийского экономического союза.Если говорить о последних тенденциях, то заметно, что страны сейчас стараются проводить политику стимулирования легальной трудовой миграции, создания благоприятных условий для законопослушных граждан и, конечно же, прилагают усилия, чтобы бороться с нелегальной, теневой трудовой миграцией.Что касается России, то одним из наиболее обсуждаемых был закон о дактилоскопии и медосвидетельствовании. Его приняли в 2021 году, а работать он стал с 2022-го. Но я считаю, что благодаря работе, которую в том числе и Евразийская экономическая комиссия проводила с уполномоченными компетентными органами в сфере миграции, удалось добиться послабления отдельных норм. В частности, устранены требования к прохождению ряда медицинских осмотров для детей: теперь нет необходимости проходить флюорографию до 18 лет, токсикологическое исследование проводится с 13 лет (в первоначальном варианте было с шести). Для граждан ЕАЭС в Центре Сахарова создан отдельный коридор.О чем еще нужно знать, так это о том, что теперь можно изменить цели въезда в государство без необходимости выезжать из страны. Раньше, если человек въезжал в Россию или другую страну ЕАЭС и указывал целями, например, учебу или путешествие, и потом принимал решение, что хотел бы остаться работать, ему необходимо было выехать из страны, въехать вновь и только тогда указать целью приезда работу. Сегодня нет такой необходимости: цель въезда можно поменять, находясь в стране и обратившись в уполномоченные органы.Также совсем недавно были приняты поправки в Федеральный закон "О миграционном учете", которые дают право иностранным гражданам, в том числе гражданам ЕАЭС, посредством госпортала онлайн уведомлять о месте своего пребывания. Для этого достаточно иметь личный кабинет на портале госуслуг, он должен быть и у человека, подписывающего с трудящимся договор аренды жилья. Уже нет необходимости идти в многофункциональный центр с хозяином жилья. Мы считаем, это тоже хороший шаг вперед. Изменения вступят в силу в октябре этого года.Еще одно новшество — возможность осуществлять трудовую деятельность как самозанятым. Эти поправки в пилотном режиме на 10 лет работают исключительно для граждан ЕАЭС. Думаю, что кыргызстанские трудящиеся могут активно пользоваться этим правом. Вся необходимая информация, как это делается, размещена на сайте ЕЭК.— Как вы думаете, когда у кыргызстанцев может появиться возможность более детально готовиться к трудовой миграции у себя на родине, не выезжая за ее пределы?— Возможность подготовиться всегда была и есть. У Министерства труда, социального обеспечения и миграции КР есть информационные центры, где люди, которые приняли решение уехать на заработки, должны получить необходимую информацию. Кроме того, на сайте ЕЭК в разделе нашего департамента есть вся необходимая информация: наиболее часто задаваемые вопросы, с чем придется столкнуться, к чему надо быть готовым. Кроме того, там размещена и пошаговая инструкция для людей, которые хотят приехать.Что касается открытия филиала Центра Сахарова в КР, то этот вопрос обсуждается в двустороннем формате между уполномоченными органами Кыргызстана и России.— Не секрет, что одной из самых больших проблем миграции остаются дети. Скажите, пожалуйста, какими правами обладают несовершеннолетние, которые переезжают с родителями в страну пребывания? И какие есть тенденции к отстаиванию их прав в рамках ваших компетенций?— Договором о ЕАЭС предусмотрено, что социальное обеспечение трудящихся и членов их семей осуществляется в том же объеме и на тех же условиях, что и для граждан государства трудоустройства. Сегодня дети, которые сопровождают родителей, имеют прежде всего доступ к образованию. Проблемным вопросом остается доступ к системе ОМС членов семьи трудящегося в России, Армении и Беларуси. То есть, если в России сам трудящийся с 2017 года имеет доступ к ОМС при условии, что работодатель делает отчисления, то вопрос в отношении членов семьи пока не решен.Недавно этот вопрос рассматривали на совете ЕЭК, но было поручение продолжать консультации со сторонами. Консенсус здесь пока не достигнут. В Армении и Беларуси, например, вообще нет системы обязательного медицинского страхования, при этом скорая медицинская помощь оказывается всем гражданам, независимо от того, есть у них доступ к полису ОМС или нет. Это незыблемое правило на всей территории ЕАЭС.Выход мне представляется следующим: если трудящийся собирается выезжать на территорию другой страны с семьей, ему следует приобрести на семью полис добровольного медстрахования.— Какие еще основные проблемы в области миграции в странах ЕАЭС вы можете отметить?— Помимо полиса ОМС для семьи, о котором я уже сказала, в сфере миграции всегда есть проблемы регистрации и заключения трудовых договоров.Вообще, я считаю, что все проблемы из-за слабой информированности граждан, которые уезжают на заработки. Ведь сегодня на площадке ЕАЭС созданы хорошие преференции: решен вопрос пенсионного, социального обеспечения... Но для того, чтобы пользоваться всеми этими преференциями и благами, должен быть официальный трудовой договор, потому что и срок пребывания трудящегося определяется сроком действия этого документа. Когда в силу слабой информированности граждане не заключают договоры или же трудоустраиваются у работодателей, которые отказываются заключать официальный трудовой договор, то, конечно же, они оказываются в неблагоприятных условиях. То есть они могут годами работать в другой стране, при этом никаких отчислений за них не делают, соответственно трудящийся потом не будет иметь доступа ни к пенсионному, ни к другому социальному обеспечению.Поэтому считаю, что самая большая задача, которая сегодня перед нами стоит, — это повышение информированности граждан о правах и об обязанностях, которые у них есть в государстве трудоустройства. Потому что бывают ситуации, когда люди совершают административные правонарушения не из злого умысла, а просто из-за незнания законодательства.Формирование единого рынка труда — наиболее значимая часть нашей работы, потому что речь идет о людях, и именно через них и формируется восприятие результатов интеграции.— Мы с вами встречаемся в преддверии Евразийского экономического форума, который пройдет в Москве 24 и 25 мая. Чего вы и ваш департамент ожидаете от этого масштабного мероприятия?— Наша тематическая сессия называется "Евразийский диалог о рынке труда, человеческий капитал и здравоохранение". Думаю, это очень удачное сочетание, потому что сегодня все страны нацелены именно на развитие человеческого потенциала, который неразрывно связан с вопросами здоровья нации и образованием.Сессия обещает быть интересной: участие в ней подтвердили почти все министры труда и социального обеспечения стран ЕАЭС. Министр труда, социального обеспечения и миграции Кудайберген Базарбаев будет на ней спикером. Мы акцентируем внимание именно на влиянии трудовой миграции на социально-экономическое развитие стран ЕАЭС. Будем говорить, какие положительные тенденции наблюдаются. Кроме того, обсудим основные направления дальнейшего развития, и от участников ожидаем дельных предложений. Планируем также обсудить развитие кадрового потенциала через систему профессионального образования, развитие квалификаций… Сегодня на пространстве ЕАЭС автоматически признают документы об образовании, но мы с вами понимаем, что на рынке труда все-таки большое значение приобретает квалификация, которой обладают наши трудящиеся. Об этом тоже будет идти речь. И, конечно же, поговорим о повышении уровня здравоохранения как об одном из факторов успешного развития экономик стран.Беседа обещает быть интересной, приглашаем всех заинтересованных принять в ней участие.
https://ru.sputnik.kg/20230522/kyrgyzstan-russia-trudoustroystvo-osobaya-zona-1075534050.html
Sputnik Кыргызстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2023
Наталия Князева
https://sputnik.kg/img/104599/49/1045994972_1140:143:2643:1646_100x100_80_0_0_eef237bd5f660494b8129a63ab91403e.jpg
Наталия Князева
https://sputnik.kg/img/104599/49/1045994972_1140:143:2643:1646_100x100_80_0_0_eef237bd5f660494b8129a63ab91403e.jpg
Новости
ru_KG
Sputnik Кыргызстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://sputnik.kg/img/07e7/05/16/1075537705_0:0:2732:2048_1920x0_80_0_0_b98721571c57dad0be805d8a6740e94b.jpgSputnik Кыргызстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Наталия Князева
https://sputnik.kg/img/104599/49/1045994972_1140:143:2643:1646_100x100_80_0_0_eef237bd5f660494b8129a63ab91403e.jpg
иммиграция, мигранты, права, кыргызстанцы, россия, кыргызстан, еаэс, алтынай омурбекова, интервью
иммиграция, мигранты, права, кыргызстанцы, россия, кыргызстан, еаэс, алтынай омурбекова, интервью
Что нужно знать о миграционном законодательстве в России трудящимся из Кыргызстана? С какими проблемами они сталкиваются чаще всего и как ведется работа по их устранению? Эти вопросы в эфире радио Sputnik Кыргызстан мы обсудили с главой Департамента трудовой миграции и социальной защиты ЕЭК Алтынай Омурбековой.
— Какие тенденции в области миграции в Евразийском экономическом союзе фиксируются в последнее время?
— Начиная с 2016 года наблюдается стабильный рост мобильности трудящихся ЕАЭС, он прерывался только на время пандемии. Рынок России остается привлекательным для большинства уезжающих на заработки. Причем большая их часть находит себя в Центральном федеральном округе: в Москве и Московской области, в тех отраслях, которые подверглись наименьшим изменениям за прошлый год.
При этом нужно отметить, что увеличение числа граждан ЕАЭС на рынке труда наблюдалось в прошлом году и в Армении, и в Казахстане. В Армении, к примеру, количество трудящихся увеличилось на 227 процентов, в Казахстане — более чем на 70.
Наиболее активно правом свободного передвижения по территории ЕАЭС пользуются граждане Кыргызстана — 56 процентов от общего количества трудящихся. Кстати, в прошлом году этим правом также активно стали пользоваться и россияне.
— В последнее время часто говорят, что кыргызстанцы все более востребованы на высокооплачиваемых специальностях. По вашей информации, так ли это на самом деле?
— Кыргызстанцы задействованы в основном в таких секторах, как строительство, торговля и сфера услуг, заработные платы в них достаточно высоки. Кроме того, граждане КР преимущественно работают в крупных агломерациях — Москве, Московской и Ленинградской областях, где средний уровень зарплаты, если брать по стране, тоже выше.
К сожалению, сейчас не ведется детализированная статистика, граждане какой страны в каких секторах работают. Это работа на перспективу, которую мы хотим проводить, расширяя статистические данные. Тогда у нас будет более точная информация. При этом отмечу, что граждане Кыргызстана достаточно давно на рынке России и у них есть ряд преимуществ — хорошее знание языка и квалификация.
— Россия — главная страна-реципиент трудящихся из всех стран ЕАЭС. При этом в миграционном законодательстве РФ довольно часто что-то меняется. Расскажите о самых значимых, на ваш взгляд, изменениях в миграционной политике и о том, какую роль в разработке этой политики и в ее реализации играет Евразийская экономическая комиссия.
— Регулирование вопросов миграции относится исключительно к национальной компетенции стран. Задача ЕЭК — вести мониторинг изменений в миграционных законодательствах стран, чтобы они не противоречили праву Евразийского экономического союза.
Если говорить о последних тенденциях, то заметно, что страны сейчас стараются проводить политику стимулирования легальной трудовой миграции, создания благоприятных условий для законопослушных граждан и, конечно же, прилагают усилия, чтобы бороться с нелегальной, теневой трудовой миграцией.
Что касается России, то одним из наиболее обсуждаемых был закон о дактилоскопии и медосвидетельствовании. Его приняли в 2021 году, а работать он стал с 2022-го. Но я считаю, что благодаря работе, которую в том числе и Евразийская экономическая комиссия проводила с уполномоченными компетентными органами в сфере миграции, удалось добиться послабления отдельных норм. В частности, устранены требования к прохождению ряда медицинских осмотров для детей: теперь нет необходимости проходить флюорографию до 18 лет, токсикологическое исследование проводится с 13 лет (в первоначальном варианте было с шести). Для граждан ЕАЭС в Центре Сахарова создан отдельный коридор.
О чем еще нужно знать, так это о том, что теперь можно изменить цели въезда в государство без необходимости выезжать из страны. Раньше, если человек въезжал в Россию или другую страну ЕАЭС и указывал целями, например, учебу или путешествие, и потом принимал решение, что хотел бы остаться работать, ему необходимо было выехать из страны, въехать вновь и только тогда указать целью приезда работу. Сегодня нет такой необходимости: цель въезда можно поменять, находясь в стране и обратившись в уполномоченные органы.
Также совсем недавно были приняты поправки в Федеральный закон "О миграционном учете", которые дают право иностранным гражданам, в том числе гражданам ЕАЭС, посредством госпортала онлайн уведомлять о месте своего пребывания. Для этого достаточно иметь личный кабинет на портале госуслуг, он должен быть и у человека, подписывающего с трудящимся договор аренды жилья. Уже нет необходимости идти в многофункциональный центр с хозяином жилья. Мы считаем, это тоже хороший шаг вперед. Изменения вступят в силу в октябре этого года.
Еще одно новшество — возможность осуществлять трудовую деятельность как самозанятым. Эти поправки в пилотном режиме на 10 лет работают исключительно для граждан ЕАЭС. Думаю, что кыргызстанские трудящиеся могут активно пользоваться этим правом. Вся необходимая информация, как это делается, размещена на сайте ЕЭК.
— Как вы думаете, когда у кыргызстанцев может появиться возможность более детально готовиться к трудовой миграции у себя на родине, не выезжая за ее пределы?
— Возможность подготовиться всегда была и есть. У Министерства труда, социального обеспечения и миграции КР есть информационные центры, где люди, которые приняли решение уехать на заработки, должны получить необходимую информацию. Кроме того, на сайте ЕЭК в разделе нашего департамента есть вся необходимая информация: наиболее часто задаваемые вопросы, с чем придется столкнуться, к чему надо быть готовым. Кроме того, там размещена и пошаговая инструкция для людей, которые хотят приехать.
Что касается открытия филиала Центра Сахарова в КР, то этот вопрос обсуждается в двустороннем формате между уполномоченными органами Кыргызстана и России.
— Не секрет, что одной из самых больших проблем миграции остаются дети. Скажите, пожалуйста, какими правами обладают несовершеннолетние, которые переезжают с родителями в страну пребывания? И какие есть тенденции к отстаиванию их прав в рамках ваших компетенций?
— Договором о ЕАЭС предусмотрено, что социальное обеспечение трудящихся и членов их семей осуществляется в том же объеме и на тех же условиях, что и для граждан государства трудоустройства. Сегодня дети, которые сопровождают родителей, имеют прежде всего доступ к образованию. Проблемным вопросом остается доступ к системе ОМС членов семьи трудящегося в России, Армении и Беларуси. То есть, если в России сам трудящийся с 2017 года имеет доступ к ОМС при условии, что работодатель делает отчисления, то вопрос в отношении членов семьи пока не решен.
Недавно этот вопрос рассматривали на совете ЕЭК, но было поручение продолжать консультации со сторонами. Консенсус здесь пока не достигнут. В Армении и Беларуси, например, вообще нет системы обязательного медицинского страхования, при этом скорая медицинская помощь оказывается всем гражданам, независимо от того, есть у них доступ к полису ОМС или нет. Это незыблемое правило на всей территории ЕАЭС.
Выход мне представляется следующим: если трудящийся собирается выезжать на территорию другой страны с семьей, ему следует приобрести на семью полис добровольного медстрахования.
— Какие еще основные проблемы в области миграции в странах ЕАЭС вы можете отметить?
— Помимо полиса ОМС для семьи, о котором я уже сказала, в сфере миграции всегда есть проблемы регистрации и заключения трудовых договоров.
Вообще, я считаю, что все проблемы из-за слабой информированности граждан, которые уезжают на заработки. Ведь сегодня на площадке ЕАЭС созданы хорошие преференции: решен вопрос пенсионного, социального обеспечения... Но для того, чтобы пользоваться всеми этими преференциями и благами, должен быть официальный трудовой договор, потому что и срок пребывания трудящегося определяется сроком действия этого документа. Когда в силу слабой информированности граждане не заключают договоры или же трудоустраиваются у работодателей, которые отказываются заключать официальный трудовой договор, то, конечно же, они оказываются в неблагоприятных условиях. То есть они могут годами работать в другой стране, при этом никаких отчислений за них не делают, соответственно трудящийся потом не будет иметь доступа ни к пенсионному, ни к другому социальному обеспечению.
Поэтому считаю, что самая большая задача, которая сегодня перед нами стоит, — это повышение информированности граждан о правах и об обязанностях, которые у них есть в государстве трудоустройства. Потому что бывают ситуации, когда люди совершают административные правонарушения не из злого умысла, а просто из-за незнания законодательства.
Формирование единого рынка труда — наиболее значимая часть нашей работы, потому что речь идет о людях, и именно через них и формируется восприятие результатов интеграции.
— Мы с вами встречаемся в преддверии Евразийского экономического форума, который пройдет в Москве 24 и 25 мая. Чего вы и ваш департамент ожидаете от этого масштабного мероприятия?
— Наша тематическая сессия называется "Евразийский диалог о рынке труда, человеческий капитал и здравоохранение". Думаю, это очень удачное сочетание, потому что сегодня все страны нацелены именно на развитие человеческого потенциала, который неразрывно связан с вопросами здоровья нации и образованием.
Сессия обещает быть интересной: участие в ней подтвердили почти все министры труда и социального обеспечения стран ЕАЭС. Министр труда, социального обеспечения и миграции Кудайберген Базарбаев будет на ней спикером. Мы акцентируем внимание именно на влиянии трудовой миграции на социально-экономическое развитие стран ЕАЭС. Будем говорить, какие положительные тенденции наблюдаются. Кроме того, обсудим основные направления дальнейшего развития, и от участников ожидаем дельных предложений. Планируем также обсудить развитие кадрового потенциала через систему профессионального образования, развитие квалификаций… Сегодня на пространстве ЕАЭС автоматически признают документы об образовании, но мы с вами понимаем, что на рынке труда все-таки большое значение приобретает квалификация, которой обладают наши трудящиеся. Об этом тоже будет идти речь. И, конечно же, поговорим о повышении уровня здравоохранения как об одном из факторов успешного развития экономик стран.
Беседа обещает быть интересной, приглашаем всех заинтересованных принять в ней участие.