Павел Сивожелезов 10 лет проработал управленцем в таких крупных компаниях, как "МегаФон" и "Волга-Групп". Он написал книгу "Сложные переговоры с подчиненными" и стал одним из лучших российских бизнес-тренеров.
В Бишкек он приехал, чтобы помочь кыргызстанским бизнесменам решить проблемы с персоналом. Корреспондент Sputnik заранее узнала, от каких ситуаций с подчиненными у них чаще всего болит голова, и задала эксперту непростые вопросы.
— Для начала давайте поговорим о том, какое впечатление на вас произвел Бишкек.
— Первое, что я заметил, это ваши рекламные вывески. Буквы горят ярко, все сделано чисто и аккуратно — видно, как трепетно бизнесмены относятся к данному вопросу. В России чаще можно встретить грязные и устаревшие вывески. Еще я оценил сервис: тебя везде встречают улыбками, а таксисты в аэропорту даже называют братом. Впечатления хорошие, несмотря на то что в гостинице прохладно, а в ресторане сегодня отключили свет.
— Теперь давайте я расскажу вам, какие проблемы с персоналом чаще всего возникают у наших бизнесменов. Страна-то азиатская, со своим менталитетом… Тут если сотрудник говорит: "Сделаю в течение недели", во-первых, не факт, что именно за это время, а во-вторых, нет никаких гарантий, что вообще сделает. Как быть-то?
— Вот и еще одна проблема, на которую жалуются молодые предприниматели: им трудно общаться с подчиненными, которые намного старше. У нас принято относиться к старшим с уважением, а не давать им задания.
— Я это и по себе знаю. Установка из детства "старших надо слушаться" засела в наших умах очень глубоко. Если вам тяжело себя перебороть, лучше не нанимайте людей гораздо старше себя.
Когда требуется совместная работа, постарайтесь выстроить партнерские отношения. То есть сотрудник исполняет определенный перечень дел и за каждое получает отдельную плату. Ему просто будет невыгодно перекладывать что-то на вас. Надо действовать по принципу: мягко по форме, но жестко по содержанию.
— В Кыргызстане традиционно большие семьи и крепкие семейные узы. Сотрудник запросто может уехать на три дня куда-нибудь в Нарын, потому что у троюродного племянника свадьба. Что делать работодателю?
— Во-первых, нужно вкладывать больше усилий еще на этапе подбора персонала. Часто ведь людей нанимают по-быстрому, не зная их профессиональных качеств и степени ответственности.
Встает вопрос: разрешать или не разрешать отлучки? Я бы разрешал: очень важно не воевать с персоналом. Если людям необходимо отлучаться и комфортно так работать, я предоставлю им эту возможность. Так ко мне придут лучшие сотрудники, потому что условия будут выгоднее, чем у конкурентов. Надо рассматривать это не как проблему, а как возможность.
Что касается руководства, то здесь нужно действовать немного иначе. Через год работы начальник должен выбрать преемника и постепенно вводить его в курс дела. А потом пожалуйста — поезжайте на свадьбы и "страхуйте" друг друга.
— У патриархального общества есть и другая особенность: к женщинам-руководителям часто относятся настороженно. Например, можно услышать, что мужчины справляются с этой задачей куда лучше.
— Безусловно, есть примеры женщин, которые успешно руководят компаниями. Но цена успеха для них гораздо выше, чем для мужчин. Женщина должна подстраиваться под мужской мир, перенимать логику, стиль и образ мыслей сильного пола, бороться со скепсисом окружающих. Понятно, что ей труднее. Она в любой момент может сорваться с работы, если заболеет ребенок… Женщина в ответе не только за себя.
Однако лично я предпочитаю работать с женщинами. Они более ответственны, аккуратны и преданы делу. Что немаловажно, они менее требовательны в финансовом плане. Я считаю, потенциал женщин недооценен, им сложно. Но это "проходят" во всем мире. Просто в США и странах Европы в данном вопросе продвинулись чуть дальше, чем у нас.
— Местные работодатели часто пытаются экономить на персонале. Начисляют штрафы, а могут и вовсе не заплатить за работу, потому что "это не то", чего они изначально хотели. Насколько такая экономия безопасна для самого бизнесмена?
— Очень опасна! Мир тесен, а слухи распространяются быстро. Это только кажется, что у вас маленькая компания, о которой никто не знает. Еще как знают!
Кстати, генеральный директор крупного кондитерского дома Денис Гайворонский тоже когда-то был бизнес-тренером. Еще раньше он делал гамбургеры. А когда-то продавал газеты… В общем, у него просто поразительная история!
Встречу Павла Сивожелезова с кыргызстанскими бизнесменами организовали компании Logic, Logic Training, Sun House Team и книжный магазин Libro. Sputnik выступил информационным партнером мероприятия.