"Не угодное Богу дело" — история громкого преступления в храме Кыргызстана

Мы продолжаем серию публикаций о громких уголовных делах, которые расследовали в Кыргызстане со времен обретения независимости. Сегодня речь пойдет о краже икон из храма, которую оперативникам удалось раскрыть за три дня.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Весной 2014 года неизвестные похитили из православного храма в Токмоке четыре старинные иконы. За всю историю независимого Кыргызстана это было первое подобное преступление. Дерзкая кража вызвала большой общественный резонанс. Горожане всех вероисповеданий требовали найти и наказать виновных. Глава МВД с первых минут взял расследование дела под личный контроль. 

...Тем мартовским утром первым "проснулся" лежащий на тумбочке мобильник. Звонки в столь ранний час не предвещали ничего хорошего. На экране телефона высветился номер "важняка" из ГУУР МВД. Начав разговор, я почувствовал, что его, как и меня, неожиданно "вырвали" из теплой постели. Собеседник был немногословен. "В Токмоке церковь обнесли. Шум большой. Думаю, тебе будет интересно. Руководство разрешило прессу привлечь. Если хочешь поехать, через 15 минут выходи на улицу. Ждать тебя не буду", — предупредил сыщик. 

"Не угодное Богу дело" — история громкого преступления в храме Кыргызстана

В назначенное время я стоял у обочины дороги. На машине оперативника мы рванули в сторону Токмока — все подробности этого дела обещали рассказать в местном ГОВД. К нашему приезду весь личный состав городской милиции был поднят по тревоге. Ближе к полудню стало известно, что о произошедшем доложили главе МВД. Как потом рассказали сыщики, Мелис Турганбаев срочно вызвал руководителя оперативно-следственной группы и предупредил: "Срок на раскрытие — ровно трое суток. Если не уложишься, твои погоны будут лежать на этом столе".

Как поймали бишкекского людоеда — история леденящего душу преступления
На оперативном совещании, которое провели на месте преступления, было выдвинуто несколько версий. Кражу из храма могли совершить залетные "гастролеры". Охотники за раритетами. В криминальном мире специалистов по похищению икон и церковной утвари ("клюквенников") даже во времена СССР можно было пересчитать по пальцам. Этот вид краж появился в конце 1960-х годов, когда на Западе начался бум на русское православное искусство. Согласно милицейской статистике, у таких преступлений стопроцентная раскрываемость. Помню, один из священников сказал мне: "Это не угодное Богу дело, вот иконы и возвращаются назад".

Для розыска преступников создали несколько оперативных групп. В них вошли не только сотрудники угрозыска, но и участковые инспекторы. Дело получило большой общественный резонанс, поэтому меня, как представителя СМИ, включили в одну из групп. Все горожане надеялись, что стражи порядка не ударят лицом в грязь.

Не прошло и суток, как сразу несколько известных российских электронных СМИ, подогревая общественное мнение, сообщили об этом преступлении. Все сводилось к тому, что оно было хорошо продумано и организовано, провернули его профессионалы. Из этого следовало, что злоумышленники не станут засиживаться в Токмоке и постараются вывезти украденные иконы за пределы Кыргызстана. О краже предупредили пограничников. Не сбрасывали со счетов и версию о причастности к этому делу местного криминального контингента. Предстояло в кратчайшие сроки проверить всех ранее судимых. Вполне возможно, они сработали по заказу.

Первым делом мы отправились в храм, чтобы поговорить со священнослужителями. Сыщики тем временем беседовали со сторожем: его попросили до мелочей вспомнить события минувшей ночи, а все свое дежурство описать буквально по минутам.

"Около двух часов ночи сработала установленная в храме сигнализация. Я вышел из сторожки, но вокруг было тихо. Обойдя храм со всех сторон, не заметил ничего подозрительного. Вернулся обратно", — рассказал мужчина.

Только утром пришедшие в церковь служащие обнаружили пропажу четырех икон: "Воскресение Христово", "Георгий Победоносец", "Ксения Петербургская" и "Иисус Христос". После разговора со сторожем все были уверены, что их украли с целью дальнейшей продажи. На самом деле все оказалось не так просто.

Как кыргызский оружейник помог стрелку завоевать олимпийское золото
Шли вторые сутки из трех, отведенных на раскрытие преступления, но особых подвижек в деле по-прежнему не было. Не оправдались и надежды на экспертов: ночной гость практически не оставил в церкви следов, он работал в перчатках. Но все же один серьезный промах вор допустил. Возле окна храма с теневой стороны были небольшие снежные проталины, на них криминалисты заметили едва различимый след обуви — это были спортивные кроссовки 43-го размера. В темноте злоумышленник, не разобрав дороги, провалился в снег.

Сотрудники угрозыска, собрав всю имеющуюся информацию, составили предварительную схему действий злоумышленника.

— На окнах храма установлены крепкие железные решетки, для их взлома требуется много времени. Кроме того, сильно шуметь было нельзя, комната охраны совсем рядом. Единственное слабое звено — двери запасного выхода. Именно туда и отправился вор. Он сорвал стальной крючок, запиравший дверь изнутри. Две иконы преступник снял со стены, две забрал с небольших постаментов в центре здания, а потом спокойно покинул территорию храма. Как вор узнал об этом запасном выходе, пока главная загадка. Не исключено, что у него были сообщники среди постоянных прихожан, но священнослужители уверяли нас, что такого не может быть. Хочется в это верить, — рассказали правоохранители.

(Только после ареста подозреваемого удалось выяснить, что преступление было спонтанным. Вор-одиночка наткнулся на эту дверь случайно, когда слонялся по территории храма, раздумывая, чем поживиться.)

Тем временем подходили к концу третьи сутки. Разгадка преступления пришла, откуда совсем не ждали. Участковые инспекторы Токмокского ГОВД Марс Мурсалиев и Аургазы Мейгелов еще днем получили сообщение о мелкой краже в продуктовом магазине. Ничего необычного, настораживало лишь то, что эта небольшая торговая точка находилась всего в двух кварталах от церкви. Неизвестные среди ночи вскрыли окно в павильоне и вынесли продукты, спиртное и сигареты. Было понятно, что бытовая кража — дело рук местной "гопоты". Милиционеры не могли тогда предположить, что два преступления тесно связаны между собой.

Вскрывал могилы и насиловал мертвых девушек — история бишкекского монстра
Мне порядком надоело слоняться без дела по зданию ГОВД, и я напросился ехать с блюстителями порядка.

— В этом районе у нас есть несколько проблемных домов. Искать похитителей надо там, где в любое время суток собираются алкаши и ранее судимые "темные" личности, — рассказал мне по дороге старший лейтенант милиции Марс Мурсалиев.

Небольшая покосившаяся хибара находилась примерно в ста метрах от магазина. В комнате на обшарпанном столе были видны следы ночного загула. Гуляли хозяева и гости на широкую ногу: на застеленном пожелтевшими газетами столе лежали остатки куриного мяса, колбасы, на полу валялись пустые бутылки из-под дорогого алкоголя.

— Посмотри, в доме нищета, а тут такое пищевое изобилие. Никак наши клиенты, — подметил участковый во время обыска.

По упаковкам в мусорном ведре и пустым бутылкам милиционеры установили, что именно такие продукты и алкоголь были украдены в магазине. 

"Не угодное Богу дело" — история громкого преступления в храме Кыргызстана

В момент появления стражей порядка в доме стояла тишина. На грязной постели спала мертвецки пьяная хозяйка. Остальные гости разбрелись в неизвестном направлении. В городской отдел милиции женщину доставили для допроса. Сильно "запитая" дама со следами былой красоты на лице безуспешно пыталась понять причину столь пристального внимания к себе и переводила затуманенный взгляд от одного сыщика к другому.

Им все-таки удалось добиться от женщины нужных показаний. Выяснилось, что накануне ночью пришел знакомый ее сына с приятелем. Попросились "перекантоваться" в доме до утра, пообещали расплатиться водкой и продуктами. В руках одного из них были две клетчатые сумки. Хозяйка, не задавая лишних вопросов, приняла гостей с распростертыми объятиями. Голодные мужики сразу отправились на кухню и стали готовить поздний ужин...

Исповедь бишкекского судмедэксперта
С 33-летним Евгением сын хозяйки дома познакомился за пару лет до этого в Казахстане. Потом молодой мужчина без всяких объяснений перебрался в Чуйскую область. Чем он занимался на чужбине, женщина не знала, но всегда говорила сыну, что общение с ним до хорошего не доведет. Однако спонтанные встречи продолжались. Временами Женька приезжал на несколько дней в Токмок — погостить и выпить водки, даже когда сына не было дома. Так произошло и в тот самый вечер. Правда, на сей раз он появился не один.

...Механизм розыска предполагаемых преступников заработал на полную катушку. Сотрудники милиции отправились отрабатывать все городские злачные места. Через несколько часов гость из Казахстана был задержан. Понимая, что изъятых во время обыска улик вполне хватит для реального срока, подозреваемый стал давать признательные показания. Ему ничего не оставалось делать, как сдать своего дружка. Но в этом раскрытии поражало другое: довольно быстро мужчина взял всю вину на себя. Он явно что-то скрывал.

Во время беседы участковый инспектор обратил внимание на кроссовки Евгения 43-го размера. Чутье правоохранителя не обмануло. Милиционер попросил снять обувь, достал лист бумаги и сделал отпечаток подошвы — он полностью совпадал со следом, оставленным ночью возле храма. Услышав про кражу в церкви, Женька совсем сник. Сначала он пытался отрицать свою причастность к ней, а потом все-таки признался. Даже пообещал показать, где спрятаны иконы, если следователь зачтет ему явку с повинной. Сыщики были согласны на все, чтобы найти похищенное. 

"Не угодное Богу дело" — история громкого преступления в храме Кыргызстана

Оперативно-следственная группа отправилась в знакомый двор: там в огороде Евгений закопал иконы в снегу. Подозреваемый объяснил, что хотел сбыть украденное в Казахстане, где у него есть знакомые скупщики старинных вещей.

Топ-3 самых жестоких преступлений по версии бишкекского следователя
Преступление удалось раскрыть в кратчайшие сроки. Потом стало известно, что в процессе дознания подозреваемый начал менять показания. Несколько раз назывался милиционерам чужими именами. Все эти "сказки" следователям пришлось тщательно проверять.

На очередном допросе мужчина выдвинул новую версию похищения икон. Заявил, что он бывший христианин, недавно принявший ислам, и таким образом хотел наказать людей, исповедовавших другую религию. Но все доводы были разбиты после того, как его попросили процитировать нескольку сур из Корана.

Через несколько месяцев Евгения, как гражданина РК, экстрадировали на родину. Оказалось, что у тамошних полицейских накопилось немало серьезных вопросов к нему. А похищенные иконы вскоре вернулись на свое место.