На заводе, которым руководит Ильнур Набиев, производят трубы, пленки и очистные сооружения. Недавно там стали делать еще и домики для телят. Бизнесмен согласился рассказать о тонкостях производства из пластика.
— Вам не страшно было взяться за производство в Кыргызстане? Вы же собственными глазами видели, что случилось с советскими заводами.
— Не то чтобы меня это пугало, но было очень больно смотреть, как все разваливалось. Мои родители тогда работали на ковровом комбинате в Кара-Балте. Я видел, как разваливается предприятие, а ведь фактически вырос там. Комбинат выпускал продукцию для всего Советского Союза, и в один момент все рухнуло...
То, что мы делаем сейчас, крохи по сравнению с нашим прошлым. Тем не менее мы что-то создаем, пытаемся поднять промышленность.
Расскажу о себе. В 26 лет я решил заняться продажей пластика. Прибыль составляла около 200-300 долларов с тонны, а это не много. Настоящий успех был, когда мы додумались не перепродавать сырье, а производить собственную продукцию.
— Но ведь для открытия производства всегда нужны большие деньги. Где вы их взяли?
— Первый станок по производству пленки мы с братом сделали сами. Это намного выгоднее, чем покупать готовые. Почитали специальную литературу, поговорили со знающими людьми, купили тут комплектующие, что-то заказали в Китае. Деньги мы занимали или брали кредиты.
— Насколько я знаю, вы используете переработанный пластик, то есть по сути мусор. Я как-то говорила с одним российским бизнесменом, который занимается мусором, и он признался, что отходы — это золотая жила. Вы согласны?
— Да, абсолютно. У нас есть определенный рынок: люди сдают пакеты и пластиковые бутылки, но это капля в море. Если бы государство отнеслось к вопросу правильно, можно было бы создать десятки предприятий по переработке мусора.
Это был удар! Из-за сильного дождя я лишился огромных денег — бизнесмен из КР
Проблема в том, что мы не можем использовать пластик, который полежал в мусорном баке с другими отходами. Мы не работам со свалками, поскольку очистить пластик от продуктов гниения непросто и качественного товара из него не получится. Это все равно что извалять хлеб в грязи, а потом попытаться его съесть. Наша задача — получить чистые отходы, которые не лежали в мусорном баке, поэтому мы стараемся закупать пластик у магазинов и ресторанов.
— Давайте представим, что у меня небольшой офис, где каждый день остаются бутылки, пакеты и прочий мусор. Если я буду сдавать его на переработку, мне много заплатят?
— Конечно, много вы не заработаете. Например, сегодня стоимость полиэтиленовых пакетов колеблется от 15 до 30 сомов за килограмм. Чтобы вы понимали: упаковка от газировки, в которой помещается шесть бутылок, весит всего 45 граммов.
Но дело не в деньгах! Гораздо важнее, что вы вносите вклад в охрану природы! Я сам часто езжу по республике и вижу, сколько валяется бутылок, пластиковых пакетов... А ведь мы можем не только очистить страну от них, но и заработать на этом!
— Что нужно сделать?
— Нужно, чтобы на государственном уровне заработал раздельный сбор мусора. Пластик — отдельно, стекло — отдельно, пищевые отходы — отдельно.
Это гораздо выгоднее, чем торговать машинами! О крупном бизнесе кыргызстанца
Вот сейчас власти пытаются запретить полиэтиленовые пакеты. Я уже устал писать об этом в соцсетях: ну сходите вы в магазин, купите продукты и разложите потом с одной стороны пакеты, а с другой — упаковки из-под продуктов. Пакет этот весит всего 5 граммов, а остальной пластик — в сотни раз больше!
Слепой запрет на пакеты проблему не решит. Власть должна разработать четкие правила игры. Например, какой-нибудь подъезд или домовой кооператив хорошо разделяет мусор, и за это ему полагается детская площадка или скидка на вывоз отходов.
— Когда у нас стали запрещать пакеты, супермаркеты начали предлагать биоразлагаемые аналоги, но в два раза дороже. Может, это и есть решение проблемы?
— Вранье. Поверьте мне, это не биоразлагаемые пакеты, а тот же самый полиэтилен.
— Тогда почему никто никого за такие вещи не наказал?
— Чтобы доказать это, нужны дорогостоящие исследования в биолаборатории. Дело в том, что пластик "боится" ультрафиолетового излучения. Под солнцем он разлагается за 2-3 года, а когда попадает в землю, может пролежать более 200 лет, вот в чем проблема.
Кыргызстанец построил необычный туалет, который манит туристов, — история успеха
— Давайте поговорим о том, что можно сделать из мусора. Переработанный пластик по качеству сильно отличается от обычного?
— Конечно, качество переработанного пластика хуже, но есть такие области применения, где он вполне годится. Например, мы делаем из него ирригационные трубы для полива садов, очистные сооружения. Сейчас начали производить домики для телят — они получаются в два раза дешевле, чем из обычного пластика.
— Расскажите об этих домиках. Насколько я знаю, вы первыми стали их делать.
— Нет, не мы, кажется, есть еще одно такое производство, хотя не знаю, работает оно сейчас или нет.
Давайте я расскажу, зачем нужны домики для телят. Чтобы теленок развивался хорошо, надо придерживаться определенной системы кормления. К примеру, чем раньше он начнет получать растительную пищу, тем лучше. Когда теленок рядом с коровой, он постоянно пьет молоко, отчего страдает ее вымя, а фермеру не остается молока на продажу. Чтобы этого не происходило, теленка переселяют в домик и дают дополнительный корм.
Кроме того, изолируя теленка, вы снижаете риск инфекций. В домике он будет жить 2-3 месяца. Такие приспособления уже активно используют в других странах.
— А сколько стоят эти домики?
— Без ограды 7 500 сомов. Специальная ограда нужна, чтобы теленок мог выйти на свежий воздух, туда еще вешают кормушки, поилки. Мы пока не получили для них запчасти из России и не можем назвать полную стоимость.
Постарались сделать домики максимально дешевыми. Например, в той же России они стоят порядка 11 тысяч рублей, плюс доставка. Так как изделие легкое, полое, транспортировка в Кыргызстан обходится дорого.
— Еще вы делаете из переработанного пластика очистные сооружения. Расскажите об этом.
— Представьте, что где-нибудь за городом находится автозаправочная станция, где есть туалет и душ. Конечно, ей надо куда-то девать сточные воды, а канализации поблизости нет. Мы можем установить прямо там небольшие очистные сооружения.
— Я была на очистительной станции Бишкека, там очень сложный механизм: одни бактерии очищают воду от человеческих испражнений, потом другие — от мыломоющих средств...
— Мы делаем то же самое, только в более скромном масштабе. Это очень хорошее устройство для Иссык-Куля. Скажем, для небольшого пансионата на 50 человек такое сооружение будет стоить около 10 тысяч долларов.
— Дороговато…
— Во-первых, за технологию надо платить, а во-вторых, ассенизаторы, которые вывозят отходы, тоже берут за свои услуги немало: на Иссык-Куле это стоит порядка 3,5 тысячи сомов за 3 тонны воды.
Это очень выгодное дело! Как продавщица нижнего белья стала бизнес-леди
Вы говорите "дорого", но неужели наш прекрасный Иссык-Куль заслуживает того, чтобы в него сливали нечистоты? В интернете постоянно пишут, что некоторые пансионаты сливают канализационные отходы прямо в озеро. Нужно серьезнее относиться к вопросам экологии, сберечь природу для будущих поколений. Нам необходимо вместе заботиться о своей стране.