15:20 02 июля 2020
Прямой эфир «Радио Sputnik»
  • USD78.6899
  • EUR88.4042
  • RUB1.1171
Общество
Получить короткую ссылку
51483112

Сергей Глуховеров — бизнесмен с фантазией. Он знает толк в привлечении туристов: например, именно он первым завез в Кыргызстан прозрачную лодку. Сергей активно делится своими хитрыми и копеечными способами впечатлить гостей.

Когда по всему миру прокатился коронавирус, первой мыслью владельца туристической компании Сергея Глуховерова было уволить всех сотрудников. Казалось очевидным, что пандемия убьет туризм. "Рука не поднялась", — признался бизнесмен. Вместо массового увольнения он продал два внедорожника, принадлежавших компании, чтобы выплатить людям зарплату.

Мы решили побеседовать с необычным бизнесменом.

— Расскажите о себе.

— Я родился в обычной семье в селе Кызыл-Аскер, был самым простым парнем: играл в футбол, танцевал брейк, развлекался с друзьями. Меня изменила одна поездка.

Как-то ночью мы возвращались с дискотеки на такси. Тогда я учился в 11-м классе. Водителем был мужчина в возрасте, он ездил на очень "уставшей" машине и сам внешне был неприглядным. Этот мужчина стал нас расхваливать, мол, вы такие молодцы и надо тусоваться, пока молодые.

"Когда я был таким, как вы, тоже отрывался по полной: дискотеки, алкоголь! Зато теперь есть, что вспомнить!" — хвастался он. После такой речи я полностью протрезвел. Пришло понимание: пока молодой, надо работать изо всех сил, чтобы потом по ночам не пришлось развозить нетрезвых парней.

Это была моя последняя вечеринка с друзьями. После того как отрезало: никаких клубов, никаких развлечений. Я даже от телевизора на год отказался. 

Владелец туристической компании Сергей Глуховеров во время интервью
© Sputnik / Табылды Кадырбеков
Владелец туристической компании Сергей Глуховеров: мы также распечатываем для туриста англо-кыргызский разговорник, чтобы он мог сам поговорить с местными жителями.

— Как вы поняли, что хотите заниматься туризмом?

— Моя старшая сестра пошла работать переводчиком с туристами. Она просто ездила с иностранцами, показывала им Кыргызстан, путешествовала — и получала за это неплохие по тем меркам деньги, плюс чаевые.

Причем это не те чаевые, которые оставляют кыргызстанцы в кафе. За трехдневную поездку могли оставить и 50, и 150 долларов. Плюс зарплата: в те годы платили 8-12 долларов в день, а сейчас оплата гида доходит до 50 долларов ежедневно.

Я вам один случай расскажу: однажды девушка-гид организовала хороший тур для пожилой пары из Рио-де-Жанейро. Им так понравилась экскурсия, что они пригласили ее на карнавал! Бабушка с дедушкой сами оплатили ей билеты в Бразилию — вот такой подарок сделали.

— Что стало самым сложным в работе гида?

— Мне нужно было экстренно выучить английский. Тогда мой английский был на нулевом уровне, учитель ставил мне тройку только за красивые глаза: иностранные языки даются мне очень тяжело.

Директор общественного фонда Snow Leopard Foundation in the Kyrgyz Republic, эколог Кубанычбек Жумабай уулу
© Фото / предоставлено Кубанычбек Жумабай уулу
Я решил за год выучить этот язык, записался в школу на дополнительные занятия и просто брал учебники измором. Например, зубрил словарь, рассказывал все, что вижу, на английском. На очень ломаном английском.

К моему большому удивлению, через год мне удалось поступить в Кыргызско-Российский Славянский университет на переводчика. Потом я прошел курсы гидов, смог уехать в Америку и краем глаза посмотреть, как делается туризм за рубежом.

Там мне понравились кое-какие фишки, которые можно применить в Кыргызстане. Вернувшись, я предложил их нашим турфирмам, но они ничего не хотели менять: природа же и так красивая, зачем еще что-то делать? Так мы с другом решили открыть свой бизнес. 

— А какие фишки вы привнесли в туристическую отрасль страны?

— К примеру, у аэропорта туристов всегда встречает гид-переводчик с теплыми боорсоками. Потом гость садится в машину, и там его ожидает музыкальное меню — это тоже наша фишка. Он может выбрать что-то из семи видов музыки: кыргызскую национальную, кыргызскую современную, рок, хип-хоп, поп, классику, хиты 80-х.

Мы также распечатываем для туриста англо-кыргызский разговорник, чтобы он мог сам поговорить с местными жителями. Все это — и боорсоки, и музыка, и распечатанный листок — стоит копейки, но эффект для туристов очень приятный. Представьте сами: человек приехал в Кыргызстан, а тут такой сервис, который он в Европе не получал.

Владелец туристической компании Сергей Глуховеров во время интервью
© Sputnik / Табылды Кадырбеков
Владелец туристической компании Сергей Глуховеров: из-за отсутствия туалетов нам приходится отказываться от хороших маршрутов, потому что многие иностранцы останавливаются только там, где есть отели.

— Вы ведь построили в горах, в своем юрточном городке, невероятно шикарный туалет. Зачем? Кто вообще думает о красоте туалетов?

— Так думают все, кто не работал с туристами. В основном в Кыргызстан приезжают пожилые люди, которые уже объездили весь мир. Они просто смотрят на карте: "Так, где я еще не был? Ага, Кыргызстан, новенькая страна". Им в силу возраста тяжело сесть на корточки в узком туалете, где задувает ветер и нехорошо пахнет.

Из-за отсутствия туалетов нам приходится отказываться от хороших маршрутов, потому что многие иностранцы останавливаются только там, где есть отели.

Вообще, по дороге на Иссык-Куль очень мало приличных туалетов, а в некоторые страшно заходить даже нам, что уж говорить об иностранцах!

По нужде иногда приходится ходить в поле. Раньше туристов было меньше и вопрос решался легко, а сейчас — бус за бусом, они останавливаются, люди ходят в поле, за елки, и это видят другие туристы.

Естественно, отношение к стране, престиж резко портятся. Да и фермеры жалуются: "Почему люди ходят в туалет на мое поле?! Я же тут руками работаю, а вы что вытворяете!". Так что количество туристов увеличивается, а вопрос с туалетами не решается.

На самом деле мы не собирались строить какой-то особый туалет в юрточном городке на Сон-Куле, просто хотели поставить аккуратные унитазы, и все. Мы как раз сидели с друзьями, когда кто-то предложил: "А давайте туда еще магнитофон поставим колонками внутрь!". Сначала все посмеялись, а потом задумались: магнитофон же дешево стоит, почему бы не поставить?

Потом решили установить там навесные потолки, сенсорные краны, подсветку за унитазом. Ну а что, прикольно же! В итоге там вип-туалеты и душ, которых нет во многих пятизвездочных отелях. Этой осенью мы взяли первое место как лучший юрточный городок.

— Дорого вам обошлось это удовольствие?

— Очень! Тем более мы поставили там очистные сооружения, чтобы все это не уходило в землю, и теперь ассенизаторам приходится ехать далеко в горы, чтобы выкачать отходы.

— А как сами туристы отреагировали на такую уборную?

— О, это очень смешно! Я видел, как мужчина из группы туристов, которые объехали весь мир, первый раз зашел в туалет и потом выбежал обратно к своей группе, крича на иврите: "За мной, за мной! Возьмите телефоны с собой!".

Они бегут обратно к туалетам, открывают дверь и… начинают делать селфи. Просто тут все на контрасте: люди полдня ехали по горам, вокруг них только природа и скот, даже электричество на генераторах, зато туалет такой. В бишкекском отеле подобное их не удивило бы, а тут смотрится очень необычно.

Вообще, сам юрточный городок очень интересный: там есть зона отдыха, столики для влюбленных с видом на закат, деревянные полы и умывальники в юртах. Для каждого гостя предусмотрены шампанское с фужерами.

— Насколько я знаю, вы привезли в Кыргызстан первую прозрачную лодку.

— Да, мы увидели ее в Сети и подумали: а чем Кыргызстан хуже?! Заказали ее по интернету, она обошлась в 800 долларов с доставкой.

Теперь туристы могут плавать по озеру Сон-Куль средь гор в прозрачной лодке с прозрачными сиденьями и любоваться кристально чистой водой.

— Для меня самая большая проблема в путешествиях по Кыргызстану — это безопасность. Например, на Иссык-Куле вечером нельзя выходить за территорию пансионата, а то можно и без телефона остаться.

— На самом деле туристам в Кыргызстане относительно безопасно. Даже те люди, которые орудуют на Иссык-Куле, не трогают иностранцев из дальнего зарубежья, потому что те сразу обратятся в милицию, посольство. Государство уделяет туристам особое внимание, у нас это священная корова.

При этом люди в горах намного гостеприимнее, чем в городах. Иностранцы постоянно с восторгом рассказывают, как их угощали в юртах. 

Владелец туристической компании Сергей Глуховеров во время интервью
© Sputnik / Табылды Кадырбеков
Владелец туристической компании Сергей Глуховеров: люди в горах намного гостеприимнее, чем в городах. Иностранцы постоянно с восторгом рассказывают, как их угощали в юртах.

— Каким был ваш самый большой бизнес-провал?

— Мы открыли сервис по аренде машин для туристов. Чтобы привлечь людей, поставили баннеры в центре Бишкека, стоили они очень дорого. Однако оказалось, что баннеры совсем неэффективны, звонков от клиентов было очень мало.

Тогда мы решили, что за те же деньги можно купить и оттюнинговать ретро-автомобиль и уже туда повесить рекламу. Такую машину искали очень долго: по дворам, по поселкам, а потом нашли старый убитый "газик".

Мы отремонтировали его, выкрасили в цвета компании и наклеили на него свою рекламу. На этой машине ездили по городу, оставляли ее у посольств. Заказов стало в десятки раз больше! Мы обрадовались и купили еще одну ретро-машину — горбатый "Запорожец" 1965 года. Звонков стало еще больше.

Но, к сожалению, этот опыт относится к теме провалов. Мы сдавали в аренду внедорожники, чтобы можно было ездить по горам. Так как иностранцы приезжают в страну только 4 месяца в году, решили в остальное время сдавать наши автомобили кыргызстанцам.

За одну только зиму наши арендованные джипы пытались украсть восемь раз! Кто-то собирался отдать машину за долги, выдав за свою, кто-то хотел разобрать на запчасти, кто-то — перепродать. Мы посчитали, что нам дешевле не работать по Бишкеку: если бы не удалось вернуть хотя бы один автомобиль, потеряли бы все, что заработали. Из-за этого бизнес пришлось законсервировать.

— Легко ли привлекать иностранцев в Кыргызстан?

— И сейчас, и когда мы только начинали, главными туроператорами Центральной Азии были узбекские компании. Они еще в советские времена организовывали туры для европейцев, в то время как Кыргызстан был закрыт для них из-за общей границы с Китаем.

С тех пор многие европейские компании заказывают туры в Кыргызстан или Таджикистан через Узбекистан. Из-за этого нам пришлось летать в Ташкент и Самарканд и ножками, как говорится, заходить в каждый офис. Вот так постепенно мы нарабатывали базу.

— Туризм — это одна из наиболее пострадавших из-за коронавируса сфер. Как вы переживаете кризис?

— Первым порывом было сократить штат, но у нас очень сплоченная команда, а две девушки на тот момент и вовсе были беременны. Рука не поднялась просто взять и всех уволить.

Через неделю после карантина мы продали два наших джипа и полностью выплатили зарплату. Потеряли сто процентов от всех наших доходов. Я даже не подсчитывал сумму убытков, чтобы плохо не стало. Надеемся, что туризм оживет хотя бы в июле-августе, чтобы мы смогли хоть немного заработать на зиму.

Но у меня никто не получает зарплату просто так, и пока нет клиентов, мы создали несколько проектов. Например, опубликовали в интернете пошаговую инструкцию, как можно удивлять туристов при малом бюджете: как встретить по прилете, какие сувениры дарить.

Мы хотим, чтобы компании-конкуренты делали то же самое, что и мы. Некоторые нас не поняли, мол, зачем раскрывать все карты. Однако у меня есть мечта. Представьте себе, что в аэропорт "Манас" прилетают 50 туристов, их встречают 12 гидов — парни и девушки в национальных жилетах или с войлочными сумками. Они держат красивые заламинированные таблички с именами клиентов. Потом их встречают водители бусов с боорсоками.

Тогда молва о Кыргызстане пойдет гораздо шире, приедет больше туристов, и мы уже не будем конкурентами, а начнем звонить друг другу: "Давай, спасай, у меня гидов не хватает, туристы все едут и едут!". 

Владелец туристической компании Сергей Глуховеров во время интервью
© Sputnik / Табылды Кадырбеков
Сергей Глуховеров: туристам в Кыргызстане относительно безопасно. Даже те люди, которые орудуют на Иссык-Куле, не трогают иностранцев из дальнего зарубежья, потому что те сразу обратятся в милицию, посольство.

— Как коронавирус изменил этот вид бизнеса?

— Многие государства уже запустили специальные акции, чтобы привлечь туристов, например, некоторые пообещали покрыть все расходы, если кто-то заболеет коронавирусом. То есть вам оплатят авиабилет и лечение в этой стране.

В таких условиях Кыргызстану сложнее найти клиентов. Я надеюсь, наши люди задумаются над тем, чтобы сделать сервис уникальным.

Обязательно почитайте этот красочный материал о том, как можно отдохнуть в Кыргызстане.

По теме

Как австриец променял Вену на Бишкек — о любви и об экологии
Это восхитительно, едем! — 10 лучших мест отдыха в Джалал-Абаде
Я в восторге, едем! — 13 лучших мест отдыха в Иссык-Кульской области
Теги:
экономика, гид, бизнес, работа, туризм, интервью, Кыргызстан

Главные темы

Орбита Sputnik