Электрический велосипед, который изобрел Муратбек Султанбеков, заряжается от обычной розетки, разгоняется до 50 километров в час, а еще он почти "неубиваемый". Но главное его преимущество — низкая стоимость, уверяет разработчик.
— Расскажите о себе.
— Я коренной бишкекчанин в третьем поколении. Учился в 12-й школе, моей одноклассницей была Светлана Назаренко (солистка группы "Город 312". — Ред.). Вообще, у меня много одноклассников, потому что пришлось сменить семь школ. Отец был летчиком, и его часто переводили с одного места работы на другое.
Благодаря этому я закалился: когда ты переходишь в новый класс, среди мальчишек встает вопрос, какое место ты занимаешь в "пищевой цепочке". В таких случаях я сразу спрашивал: "Кто у вас первый атаман? А второй? А третий? А четвертый? Я буду пятым, можете меня не испытывать". Так все вставало на свои места.
— Вы ведь работали психиатром, верно?
— Да, по профессии я психотерапевт, был психиатром. Я и сейчас работаю в Центре психотерапии. В молодости немного поработал в психиатрической клинике, а потом устроился на станцию скорой помощи. Тогда, в 90-х, зарплаты были очень низкие. Я получал всего 500 сомов с учетом ночных дежурств, и этого, конечно, не хватало.
Открою небольшой секрет: я нашел способ заработать. В "скорую" часто звонят люди, которые не находятся в какой-то критической ситуации: например, им нужно поставить капельницу или измерить давление. Я уговорил главврача "отдавать" такие вызовы мне, предлагая пациентам оплатить визит доктора. То есть это была первая частная скорая помощь в Бишкеке. Например, человек звонит в "103" и просит сделать укол. Ему объясняют, что государственная "скорая" на такой вызов не поедет, но можно вызвать частного "платного" врача. Он соглашается.
Водителем у меня был парень, который возил автомобили из Германии. Мы могли проехать через весь город за семь минут! Гаишники всегда нас отпускали — видели, что я врач. Но со временем мой маленький "бизнес" закрылся: о нем узнали в Минздраве. И хотя я не тратил ни копейки государственных денег, а все оборудование и лекарства покупал за свой счет, это было нарушением закона. Насколько знаю, отчасти из-за этого тогда сменили главного врача станции, а я ушел в частную клинику.
Над моей идеей смеялись, а зря! Как кыргызстанец создал искусственный ледник
— Так почему медик решил изобрести велосипед?
— Однажды сын спросил меня: "Папа, а почему в Кыргызстане не строят высотные дома, не запускают ракеты в космос, не придумывают самолеты?". Я задумался над этим вопросом, и мне очень не хотелось разочаровывать маленького человечка.
Сейчас многие дети мечтают уехать за границу, они не видят потенциала в своей стране. Я хотел показать сыну, что и тут есть будущее, сказал ему: "Мы, кыргызстанцы, тоже многое умеем. Давай сделаем что-нибудь из мусора и на этом мусоре куда-нибудь уедем".
Мы долго думали, что бы собрать... Во дворе валялись старые рессоры от "Москвича" — когда-то давно друг оставил мне их на хранение, потому что у меня частный дом. Ну, мы и решили сделать из них электрический велосипед. Сначала сын не очень-то верил в идею, а потом увлекся. Со временем подключились другие дети, и они уже не слезали с этого велосипеда.
Я долго улучшал конструкцию, общался с людьми, которые увлекаются электроникой, и наконец сам увидел в своем творении мощный потенциал. Решил, что на нем обязательно нужно совершить большое путешествие.
Дело в том, что у нас много мыслящих людей с классными идеями. Мне захотелось вытащить их из квартир, чтобы они всему миру рассказали о своих изобретениях. Например, в Кыргызстане живет человек, который уже 10 лет занимается выработкой электроэнергии практически из пустоты. Он мало кому рассказывает о своих разработках — боится, что идею украдут. Я и сам не понаслышке знаю о слабости нашей патентной системы, о несовершенстве законов…
Это был удар! Из-за сильного дождя я лишился огромных денег — бизнесмен из КР
В общем, я решил организовать велопробег, найти единомышленников. И тут одна казахстанская компания пригласила меня на выставку, чтобы там продемонстрировать велосипед. Я никогда раньше не говорил об этом, но, видимо, пришло время… Мне было очень обидно, что идею подхватила соседняя страна! Я ведь бегал с письмами по чиновникам, обращался к бизнесменам — мол, давайте проведем велопробег вместе. Но здесь практически никто не понял ценности предлагаемого мероприятия, а в Казахстане нас встретили очень хорошо. Мне предложили большой тур по Германии, Франции, Венгрии. Было только одно "но" — проведения мероприятия под эгидой Казахстана, а я слишком люблю свою страну, чтобы согласиться.
Потом я познакомился с меценатом Азатом Исакуновым. Он в рамках программы "Жашоо булагы" поддерживает таких изобретателей, как я. Тоже хочет выманить наших "кулибиных" из гаражей и квартир.
— Так что с вашим сыном? Вам удалось заставить его поверить в свою страну и сограждан?
— Да! После этого он захотел стать космонавтом, представляете? Даже написал письмо Илону Маску, чтобы тот включил его в первую бригаду, которая отправится на Луну. Записался в ракетный кружок.
— Я думала, что в Кыргызстане трудно получить финансирование на разработку чего-то нового...
— Увидев мой электровелосипед, Азат Исакунов спросил: "А вы можете придумать новые модели? Мы создадим все условия, вам не придется даже думать о финансировании". И действительно, они сделали все возможное, чтобы я творил: предоставили машину, специалистов, мне не пришлось ходить по свалкам в поисках запчастей.
Благодаря этому я придумал пять моделей электровелосипедов. Например, облегченный вариант для детей или "неубиваемую" модель для курьеров. В будущем можно делать такие велосипеды для пожилых и людей с ограниченными возможностями здоровья. Кстати, через ваш сайт хочу попросить помощи у Кыргызпатента, чтобы мне помогли их запатентовать. Я ходил туда, но в этом ведомстве так много бюрократии, а велосипеды действительно уникальны.
Сколько можно зарабатывать на выброшенных бутылках — история кыргызстанца
— В чем их фишка?
— Изначально я хотел, чтобы такой мог создать по чертежам любой человек, даже тот, кто не обладает инженерными навыками. Достаточно уметь крутить, винтить и иметь сильное желание. Так что конструкция очень простая: не нужны ни специальные инструменты, ни сварка. Кроме того, можно крепить любой электромотор.
Кстати, электромоторы продаются во всех интернет-магазинах и стоят от 100 долларов. Причем в моих электовелосипедах необязательно менять всю конструкцию, если захотелось сменить мотор, например, чтобы превратить горный велосипед в простой, легкий, для повседневного пользования.
— А сколько проездит ваш велосипед?
— Все зависит от батареи: можно поставить аккумулятор, который без подзарядки позволяет проехать 100 километров, а можно более легкий, на 50 километров. В основном хода хватает на 45-50 километров, для среднестатистического гражданина этого достаточно.
Я отказался от "выгодного" тепличного бизнеса — бишкекчанин об индустрии еды
— Что насчет скорости?
— Она тоже регулируется. У наших велосипедов пять скоростей. На первой вы сможете преодолеть до 30 километров в час, но вообще я за то, чтобы люди не превышали лимит в 45-50 километров в час.
— Как заряжаются электровелосипеды?
— От обычной розетки в 220 вольт. Процесс занимает около полутора-двух часов, он похож на зарядку обычного сотового телефона. А знаете, в чем еще уникальность наших велосипедов? Если такой где-нибудь разрядится, вы сможете присоединить его к телеге, и спустя 30-40 километров он самозарядится.
— Вы раньше говорили, что хотели бы, чтобы электровелосипеды двигались за счет силы ветра.
— Да, но сейчас на них обычные электродвигатели, а не генераторы, хотя эта сфера достаточно перспективна. Я познакомился с одним парнем, который может собрать такой электрогенератор, и он просто потрясающий. Кстати, тоже врач, педиатр. Проблема в том, что таких людей нужно поддерживать финансово. Их надо на руках носить, они могут совершить революцию в области двигателестроения, а он сидит дома, мастерит что-то и никому не верит...
Но я бы сказал, что у нас гораздо перспективнее делать не ветряные генераторы, а водные. Ветер в стране не сильный, разве что в горах.
— Главный вопрос: сколько будут стоить ваши электровелосипеды?
— Пока точно неизвестно, но мы хотим сделать их максимально доступными. Думаю, цены стартуют от 350-500 долларов. В Европе такая модель стоила бы 3 000 долларов. Это будет ценовая революция! По сути, наши велосипеды будут конкурировать с обычными, педальными, а среди электровелосипедов станут самыми дешевыми в мире.
Просто в таких велосипедах дорогой мотор — он может стоить несколько сотен долларов в зависимости от мощности. Еще в копеечку влетают аккумуляторы. Мы их доработаем и потом представим в одном из торговых центров столицы.
— Я думаю, в любой другой стране вас бы "с руками и ногами оторвали"...
— Мне предлагали работать в Казахстане: дескать, приезжай, мы все предоставим. Поступали предложения из Швейцарии, Чехии, Голландии, но мои велосипеды точно должны быть made in Kyrgyzstan.