В Кыргызстане последние две недели активно поднимается вопрос разрешения ввоза автомобилей с правым расположением руля.
9 февраля этого года его подняла депутат Чолпон Султанбекова. Она анонсировала работу над парламентским законопроектом. Спустя неделю ее коллега Марлен Маматалиев вынес документ на общественное обсуждение. Предлагается разрешить ввоз "праворулек" с обязательным условием установки обзорной видеокамеры, которая могла бы помочь водителям при совершении обгона.
Кабинет министров 15 февраля отреагировал на эту инициативу — его председатель Акылбек Жапаров выступил категорически против, мотивируя тем, что в КР хлынут машины, которые запрещены в Казахстане, России и других странах. По его словам, Кыргызстан за период либерализма собрал "отсталую технику" со всего мира. Против ввоза и начальник Главного управления обеспечения безопасности дорожного движения (ГУОБДД) Азамат Исраилов.
20 февраля в Бишкеке прошло собрание с участием около 200 водителей, которые выступают за отмену запрета. В Сети создали петицию со сбором подписей.
Sputnik Кыргызстан послушал мнения активистов, экспертов и позицию представителей кабмина по вопросу, который волнует общественность.
Инициативная группа
Член популярного автомобильного движения Safari Эртай Искаков является организатором группы "#заЯпошки", которая вчера проводила собрание. Он рассказал, какие предложения прозвучали и были приняты на собрании:
разрешить ввоз, регистрацию и эксплуатацию праворульных авто из Японии;
снизить уровень таможенных пошлин до уровня 2015 года, когда один кубический сантиметр объема двигателя считали по ставке 0,3 доллара;
разрешить ввоз автомобилей с правым рулем только из Японии. Но при этом Искаков предложил ввезти таможенные преференции на японские автомобили, если международные обязательства не позволяют ограничивать завоз из других стран;
предлагается проверять наличие катализаторов на авто и инициировать крупный штраф за его пропажу спустя, к примеру, полгода. Иначе нет смысла завозить свежие авто для обновления автопарка, так как ввезут старые машины, отметил он.
Кроме этого, члены группы предложили запретить перепродажу в другие страны, чтобы Кыргызстан не стал логистическим центром и местом наживы перекупщиков.
"Группа водителей поддерживает законопроект депутата и не считает установку спецкамер большой проблемой. Если же представители Жогорку Кенеша не доведут свою инициативу до конца, то движение из народа в нашем лице начнет собирать 10 тысяч подписей и инициирует рассмотрение законопроекта властями", — отметил он.
Спикер считает, что нужно автоматизировать проект "Безопасный город", чтобы система отслеживала перемещения таксистов по междугородному маршруту, то есть нужно рассчитать среднее время поездки, чтобы водители не превышали скорость, что снизит риски ДТП.
Искаков подчеркнул, что группа "#заЯпошки" готова обратиться в ГУОБДД с предложением дать заключение по безопасности праворульных авто. Он полагает, что у ведомства есть статистика аварийности по трассам, где 95 процентов машин таксистов — праворульные минивэны. По его словам, по Бишкеку такой статистики нет. Искаков считает, что в росте случаев ДТП виноваты также коррупция и другие факторы.
В заключение организатор группы заявил, что в странах ЕАЭС праворульные авто разрешены, Кыргызстан не должен стать исключением.
ГУОБДД против
Пресс-секретарь ГУОБДД Тилек Исаев отметил, что позиция ведомства остается неизменной — оно против, даже несмотря на проект закона и собрание водителей. Исаев сообщил, что законопроект опубликован для общественного обсуждения, но с министерствами и ведомствами не согласован.
По его словам, в 2020 году количество ДТП с участием и по вине водителей праворульных авто выросло на 19,7 процента, число погибших — на 13,94, пострадавших — на 20,6 процента. В 2021-м аварий стало больше на 25,7 процента, число погибших увеличилось на 22,45, а пострадавших — на 27,17 процента. При подсчете учитывались аварии с тяжелыми последствиями, сказал представитель ГУОБДД.
"Мы не хотим подвергать риску граждан. Сейчас ГУОБДД работает над снижением аварийности и смертности на дорогах. К тому же есть указ президента о необходимости снижения числа ДТП. Акылбек Усенбекович (глава кабмина Жапаров. — Ред.) тоже высказал свое мнение. Чтобы больше не было недоразумений, когда регистрировали машины, несмотря на запрет, ГУ "Унаа" передали МВД. Теперь мы еще больше ответственны за безопасность дорожного движения", — сказал он.
Исаев полагает, что этим же законом нужно обязать и водителей 200 тысяч имеющихся праворульных автомобилей установить камеры обзора. Он не уверен, что человек, который, к примеру, брал авто в кредит, может раскошелиться еще и на установку видеоустройства.
Позиция Минэкономики
Министр экономики и коммерции Данияр Амангельдиев констатировал, что министерство работает в унисон с правительством. Если кабмин примет определенное решение, то и работа пойдет в этом направлении.
Он отметил, что предложение разрешить ввоз праворульных автомобилей только из Японии на деле выполнить невозможно, — обязательства перед Всемирной торговой организацией (ВТО) не позволят это сделать.
По словам Амангельдиева, министерство руководствуется заключением ГУОБДД, что праворульные авто небезопасны. Он напомнил, что с этим же обоснованием в 2015 году вводили запрет.
"Если будут еще исследования или решения уполномоченного органа, насколько это безопасно или нет, то можно говорить что-то с нашей позиции", — добавил министр.
Напомним еще об одном моменте — в июле прошлого года Министерство цифрового развития предлагало ограничить ввоз кузовов праворульных авто в качестве запчастей, чтобы не было постоянного обновления имеющегося транспорта. Как сообщили в ГУ "Унаа", которое ныне подчиняется МВД, постановление кабмина было принято.
В Японии авто стали дороже?
Данияр Салякаев является директором фирмы, занимающейся доставкой автомобилей в КР. Специалист не выступает против праворульных машин — по его мнению, они хорошо себя зарекомендовали по качеству, цене, комфорту и надежности. Однако считает, что с точки зрения закона разрешить ввозить их будет трудно.
Он сообщил, что компания проводила исследование по аукционам автомобилей в Японии. Эксперты изучали проходные годы машин, которые приходятся на 2016-й и позже.
Директор фирмы, занимающейся доставкой автомобилей в КР Данияр Салякаев
"Там цены на эти автомобили очень высокие. К примеру, привезти Honda Fit 2016 года выпуска в Кыргызстан обойдется автолюбителю в 8 тысяч долларов. Есть такие популярные марки Toyota, как Alphard, Camry, Crown. Итоговая сумма ввоза может составить 16-25 тысяч долларов. То есть все популярные авто, которые мы заказывали до запрета, стоят сейчас очень дорого. Даже если разрешат регистрацию, думаю, их нецелесообразно привозить. Цены будут неликвидными для нашего рынка. На эти деньги можно купить и леворульную машину", — пояснил специалист.
Он отметил, что будут нарушены обязательства перед Евразийской экономической комиссией, если начать снижать проходной год выпуска машин при ввозе.
Экономист Расул Тулеев считает, что с учетом экономической составляющей для народа будет выгодно разрешить ввоз "праворулек". Он тоже считает, что праворульные авто качественнее, дешевле и реже выходят из строя, чем леворульные. Специалист полагает, что вождение автомобиля зависит в большей степени от опыта и мастерства водителя.
Экономист Расул Тулеев
© Фото / Бексултан Окенов
"Опытный автолюбитель может управиться и с праворульным автомобилем, у нас же таких машин достаточно. Полагаю, что принятый в 2015 году запрет был политическим", — добавил он.
Между тем в пресс-службе Евразийской экономической комиссии ответили на вопрос, не противоречит ли инициатива нормам технического регламента ЕАЭС.
Если коротко, то прямого запрета на эксплуатацию нет, но нужно учитывать, что в государствах ЕАЭС движение правостороннее. При этом праворульные машины не могут в полной мере соответствовать требованиям техрегламента, если не вносить изменения в конструкцию, считают в ЕЭК.
Редакция Sputnik провела опрос на тему "Как вы относитесь к идее разрешить ввоз праворульных машин?" на сайте. Вы тоже можете проголосовать и узнать результаты.