16-17 мая в Томске проходила III Центральноазиатская конференция Международного дискуссионного клуба "Валдай". Тема мероприятия — "Россия и Центральная Азия: сопряжение с меняющимся миром". На конференции прозвучало немало интересных заявлений. Вспоминаем самые важные из них.
Как Запад относится к Центральной Азии
Заместитель министра иностранных дел РФ Михаил Галузин отметил, что против России развязана экономическая, информационная, юридическая и военная агрессия, которая проецируется на Центральноазиатский регион.
© Фото / Пресс-служба МИД РФ
/ "Нашим партнерам в этом районе мира Запад обещает дополнительные инвестиции, военную и материальную помощь при условии, что они публично осудят спецоперацию на Украине, присоединятся к санкциям и свернут связи с нашей страной. Американские и европейские эмиссары ездят в регион с так называемыми инспекциями, беспардонно требуя разъяснений по поводу возросшего импорта из западных стран и дальнейшей судьбы приобретенных товаров. Это верх пренебрежительного отношения к суверенным и независимым государствам, проводящим политику, ориентированную на национальные интересы", — сказал Галузин.
Для чего республики ЦА нужны Западу
Замглавы МИД подчеркнул, что США и НАТО предпринимают усилия, направленные на "сдерживание России, отрыв региона от нее и постепенное его превращение в плацдарм для угрозы нашим южным границам". Этим задачам подчинена и ведущаяся в Центральной Азии с помощью подконтрольных СМИ и НПО информационная кампания. Ее цели — формирование у населения неприятия России, вытравливание ее положительного образа за счет огульной дискредитации общей истории и разогрева националистических настроений, заявил дипломат.
"Запад рассматривает Центральную Азию исключительно в качестве инструмента своей политики сдерживания РФ и Китая, контроля этого перекрестка торговых путей из Азии в Европу и наоборот. У России же качественно иной подход к ЦА, это сопредельный регион, с которым нас связывают общая история, многоуровневая система взаимовыгодных и равноправных отношений, основанных на союзничестве и интеграции", — отметил замминистра.
Такого же мнения придерживается замдиректора Института философии и политологии Национальной академии наук Таджикистана Рустам Хайдаров.
© Фото / пресс-служба МДК "Валдай" / Павел Черемисин
"США и их союзникам Центральная Азия нужна как плацдарм для противостояния с Россией и Китаем. Запад настойчиво пытается вовлечь регион в конфронтацию с Москвой и требует от государств ЦА сделать выбор между противоборствующими сторонами. Соединенные Штаты уже начали разговаривать с республиками Центральной Азии языком угроз и ультиматумов. Американские эмиссары в апреле посетили страны региона с целым пакетом предупреждений", — напомнил Хайдаров.
Чем опасно усиление США в Центральной Азии
По словам Хайдарова, правящие западные элиты не хотят признавать утрату доминирующего положения в мировой экономике и политике.
"Поэтому они будут пытаться дестабилизировать другие регионы мира. Сейчас на прицеле у коллективного Запада находятся Южный Кавказ и Центральная Азия. С учетом вышесказанного мы и наши союзники — Россия и Китай — должны быть готовы к различным военно-политическим сценариям развития событий. США и Евросоюз не изменили своего предвзятого отношения к странам Центральной Азии и считают наш регион "джунглями" современного мира", — заявил эксперт.
Он подчеркнул, что республики ЦА будут развивать отношения с теми государствами, которые способствуют их экономическому процветанию.
Доктор экономических наук, представитель Ассоциации международных исследований Станислав Ткаченко также высказался на тему геополитики.
© Фото / пресс-служба МДК "Валдай" / Алена Борисова
"Пока США не отказались от идеи использовать Центральную Азию как еще одну линию противостояния с Китаем и Россией, любое усиление их присутствия в регионе — в виде спонсорства "цветных революций" или поддержки религиозно-экстремистских организаций — несет угрозу вооруженных столкновений", — сказал Ткаченко.
Он добавил, что эти действия Вашингтона могут быть "своевременно купированы и нейтрализованы" Москвой или Пекином в сотрудничестве с пятью государствами региона.
Другие интересные заявления
Москва последовательно выступает за скорейшее и окончательное решение пограничного спора между Кыргызстаном и Таджикистаном и с удовлетворением отмечает положительную динамику этого процесса (Михаил Галузин).
Влияние США и их сателлитов в регионе после августа 2021 года снизилось до беспрецедентного уровня за последнее десятилетие. Этим попытаются воспользоваться другие крупные региональные державы — Индия, Иран, Турция, — увеличивая свое присутствие в экономической и внешнеполитической сферах стран ЦА (Станислав Ткаченко).
Глобальные Юг и Восток устали от американоцентричной оценки современных процессов. Народы ЦА не хотят, чтобы регион использовался Соединенными Штатами для удовлетворения геополитических, геоэкономических и геокультурных амбиций коллективного Запада (Рустам Хайдаров).
Интерес Китая к Центральной Азии носит стратегический характер и не представляет угрозы для региона. КНР стремится увеличить стрессоустойчивость своей экономики перед лицом нарастающего противостояния с США, поэтому доступ к транспортным путям, рынкам и сырьевым ресурсам Центральной Азии становится жизненно необходимым. Целью Пекина является стабильная и дружественная ЦА (Станислав Ткаченко).
Некоторые страны Центральной Азии готовы присоединиться к антироссийским санкциям, но понимают, что искусственное разрушение связей с Москвой может привести к большему ущербу (Михаил Галузин).
Квоты для студентов из Центральной Азии в российских вузах на 2023/2024 учебный год значительно увеличены, к примеру, для Кыргызстана — на 200 мест. Сегодня в РФ обучаются 185 тысяч студентов из государств ЦА, в том числе 68 тысяч — за счет российского бюджета (Михаил Галузин).
Сейчас в сфере образования востребованы любые форматы сотрудничества России и стран Центральной Азии, и в будущем ситуация не изменится (доцент кафедры мировой политики Томского государственного университета Артем Данков).