24 мая в Москве стартовал II Евразийский экономический форум. Одной из главных и вызвавших наибольший интерес дискуссий, прошедших в первый день мероприятия, стала сессия "Приоритеты ЕАЭС 2030+", посвященная уже достигнутым успехам, а также главным целям и направлениям будущего развития союза.
Подробнее — в материале Sputnik.
Конкурентные преимущества союза сквозь цифры
Сегодня в ЕАЭС реализуется Стратегия развития евразийской экономической интеграции до 2025 года.
В своем обращении президент России Владимир Путин, также занимающий пост председателя Высшего Евразийского экономического совета, призвал уже в текущем году приступить к подготовке новых документов долгосрочного планирования, которые определят основные векторы интеграционного взаимодействия до 2030-го и 2045 годов.
Оценивая ход реализации текущей стратегии, министр ЕЭК по торговле Андрей Слепнев заявил, что за прошедшее десятилетие евразийская интеграция продемонстрировала свою востребованность.
"Мы видим, что у нас растут и торговля, и инвестиции, — заявил он во вступительном слове. — В прошлом году у нас был очередной рекорд — почти 83,5 миллиарда долларов взаимной торговли, рост на 14 процентов к 2021 году. Сельское хозяйство выросло больше, чем на 30 процентов. У нас гарантированы продовольственная и экономическая безопасность, открыто наше пространство для капиталов, бизнеса, [мы] работаем над устранением барьеров".
По словам заместителя председателя правительства РФ Алексея Оверчука, несмотря на изначально скептическое отношение к ЕАЭС, в последние годы начала разворачиваться "достаточно неплохая динамика".
"Причем [когда] поднимаешь эту динамику, когда начинаешь сравнивать ее, допустим, со странами СНГ, которые не вошли в наш союз, то видишь, что за период жизни союза ВВП на душу населения в ЕАЭС вырос на 56,2 процента, а в остальных странах СНГ только на 17,6. И это очень серьезные показатели, достаточно большой разрыв, говорящий в пользу интеграционных процессов", — сказал он.
По промышленности в текущих ценах ЕАЭС также заметно "ушел в плюс" в сравнении с остальным СНГ: + 80 процентов против + 52. По сельскому хозяйству еще более заметно: + 58 процентов против -16,7.
Взаимная торговля внутри союза с 2015 года выросла на 87,2 процента, товарооборот "евразийской пятерки" с внешним миром — на 46,1.
Растет и доля национальных валют в торговле товарами в ЕАЭС: по итогам I квартала этого года она составила 89 процентов (причем в марте вышли на 90 процентов).
"У нас своя платежная система. Очень хорошо банки подключились, осуществляют между собой взаимосвязи с использованием в том числе российской системы передачи финансовых сообщений", — рассказал Алексей Оверчук.
Достигнут высокий уровень продовольственной безопасности: по важнейшим видам продукции либо уже вышли на 100 процентов (например, баранина, свинина, птица, зерно, растительное масло, куриные яйца), либо близки к этому (молоко, картофель, овощи, говядина, сахар). То же касается ресурсов.
"Все это говорит о том, что, в принципе, наш союз становится безопасной гаванью для спокойного развития. У него есть все возможности для того, чтобы стать одним из мощных самостоятельных и самодостаточных полюсов формирующегося многополярного мира. Быть центром притяжения для всех разделяющих наши ценности и стремящихся к сотрудничеству с ЕАЭС независимых государств", — сказал зампред правительства России.
Ускорение цифровизации
Вице-премьер Армении Мгер Григорян в ходе выступления призвал постоянно насыщать повестку актуализировать стратегические цели ЕАЭС.
"Наши формальные стандартные стратегические цели по-прежнему актуальны: мы должны стремиться к свободе движения товаров и услуг в союзе. В этом направлении мы движемся и имеем очевидные результаты, что очень радует. Но при этом в рамках нашего сотрудничества и совместной работы должны постоянно следить за тем, чтобы регуляция союза не имела негативного влияния на конкурентоспособность товаров и услуг, производящихся в союзе", — отметил Мгер Григорян.
По его словам, если регуляции будут иметь только защитный характер, то в какой-то момент это может повлиять на качество товаров и услуг, что в свою очередь повлияет на технологическую зависимость ЕАЭС от третьих стран и союзов.
"Цифровизация — это вопрос крайне актуальный, причем не только потому, что это удобно, — продолжил он. — В какой-то момент, думаю, если мы не будем оцифрованы достаточно, полномасштабно, наши решения не будут имплементироваться в должном темпе и должным образом. А это тоже большая проблема, потому что иногда бывают очень хорошие и правильные решения, но при этом на жизнь они никак не влияют. То есть в целом моя позиция такова, что мы должны постоянно мониторить ситуацию с конкурентоспособностью нашего производства".
"Евразийская Tesla" и многое другое
Заместитель премьер-министра, министр торговли и интеграции Казахстана Серик Жумангарин заявил, что без кооперации (в том числе промышленной) ЕАЭС никогда не сможет состояться в полной мере.
По его словам, необходимо в ближайшее время начинать строить скоростные железнодорожные магистрали, чтобы реализовать свой транзитный потенциал. Уже сейчас Казахстану не хватает подвижного состава, а магистрали забиты. Если этот вопрос не начать решать быстро, то "скоро мы все встанем".
Помимо реализующихся в ЕАЭС проектов строительства и модернизации железных дорог и погранпереходов, необходимым Серик Жумангарин считает также расширение портов, создание транспортно-логистических терминалов и "сухих портов" в местах повышенного интереса (Персидский залив, Туркменистан, Узбекистан).
"Думаю, что в нашей транспортной повестке они должны стоять. Считаю, что это надо рассматривать отдельно и достаточно подробно, как самые большие и важные кооперационные проекты", — сказал он.
Вторым немаловажным аспектом дальнейшего развития Серик Жумангарин назвал промышленную кооперацию.
"На территориях всех стран ЕАЭС есть производители: мы все производим вагоны, собираем автомобили... Надо, наверное, подумать, чтобы появились какие-то серьезные проекты, которые работали бы на все страны, что-то типа евразийской "Теслы" в области "зеленого" машиностроения, "евразийский вагон", "евразийский локомотив" и так далее. Это было бы большое подспорье и серьезно подняло бы авторитет ЕАЭС", — убежден он.
Торговля, инвестиции, промышленность
Заместитель премьер-министра Беларуси Игорь Петришенко считает, что страны — участницы ЕАЭС в будущем должны существенно увеличить взаимную торговлю товарами и услугами.
По его словам, с 2019 года в союзе наблюдается устойчивый рост взаимной торговли товарами, что является свидетельством реальной кооперации и усиления экономического взаимодействия бизнеса наших стран.
"Однако доля внутрисоюзной торговли по сравнению с объемами торговли с третьими странами за столько лет ни разу не превысила 15 процентов. Это крайне низкий показатель для нашего союза. Полагаю, что к 2030 году мы должны увеличить долю внутрисоюзной торговли минимум до 20 процентов, а к 2040-му или 2045-му — до 30 процентов и дальше ее повышать", — рассказал вице-премьер Беларуси.
Доля взаимной торговли услугами в ЕАЭС в общем объеме еще меньше, чем по товарам, — всего 13 процентов, отметил он. Доля услуг в общем объеме секторов, которые сегодня включены в единый рынок, составляет 32 процента.
При этом из 117 определенных в минувшем декабре для проработки и перевода в единый рынок секторов услуг отобрано лишь 37, по которым страны готовы двигаться в сторону либерализации. И только по одному из них (консультационные услуги в сфере логистики) есть консенсус всех пяти стран — участниц союза.
"По нашему мнению, к 2030 году доля услуг на едином рынке должна достичь минимум 50 процентов", — заявил Игорь Петришенко.
Касательно внешней торговли вице-премьер Беларуси предложил к 2030 году кратно увеличить число торговых соглашений ЕАЭС с третьими странами, чтобы обеспечить наиболее выгодные условия продвижения наших товаров под брендом "Сделано в ЕАЭС".
"В начале образования нашего союза порядка 50 стран выразили желание развивать экономическое сотрудничество с ЕАЭС. С тех пор у нас заключено и работает только три преференциальных торговых соглашения, не завершены проекты с Египтом, Индией, Израилем, Сингапуром", — констатировал Игорь Петришенко.
При этом он призвал не забывать о необходимости защиты внутреннего рынка от продукции третьих стран, доля которых продолжает расти (в том числе по тем номенклатурам, которые страны ЕАЭС сами успешно производят).
Также Игорь Петришенко обратил внимание на тот факт, что "на бумаге" созданы все условия для значительного роста объема накопленных взаимных инвестиций внутри союза, однако с 2012-го по 2022 год он увеличился всего на 5,8 процента (без учета Кыргызстана). По его словам, необходимо разработать новые стимулы для роста взаимных инвестиций.
"Здесь можно подумать и над категоризацией инвестиционных проектов. Например, выделить три группы видов деятельности и отраслей, увязать их с инновационным развитием и производством высокотехнологичных товаров. Условно говоря, поделить их на такие отрасли, как "стимулируемое", "ограниченное с устаревающими технологиями" и "устаревшее". И в каждой из этих категорий предусмотреть свой пакет преференций для инвестиций стран — партнеров по союзу", — рассказал он.
Еще одним предложением белорусского вице-премьера в рамках доклада стало создание странами ЕАЭС промышленного союза.
По его словам, в промышленной сфере страны "евразийской пятерки" продолжают конкурировать друг с другом и создавать дублирующие производства. Важнее же, по мнению Игоря Петришенко, взаимодополнять друг друга, создавать новые цепочки добавленной стоимости, развивать импортозамещающие производства и обеспечивать технологический суверенитет союза.
Сейчас в ЕАЭС запускается механизм финансирования кооперационных проектов в промышленных отраслях, который вице-премьер Беларуси считает шансом на углубление интеграции и создание "истории успеха", чтобы к 2030 году выйти на апробированный и эффективный механизм финансовой поддержки совместных кооперационных проектов.
"Мы сделаем очень важный шаг от перехода нашего торгового соглашения, которым в большинстве является Договор о ЕАЭС, к полноценному экономическому и соответственно промышленному союзу. И здесь важный элемент в том числе согласованная промышленная политика, которая должна всем этим процессом разумно управлять", — добавил Игорь Петришенко.
Роль евразийских институтов
Первый заместитель председателя кабинета министров Кыргызстана Адылбек Касымалиев заявил, что необходимо выработать стабильную систему содействия экономическому развитию стран ЕАЭС.
Первостепенной задачей в этом вопросе, по его словам, должно стать развитие транспортно-логистической инфраструктуры, промышленной и агропромышленной кооперации.
"Кроме того, важно стимулирование проектов в части цифровых и инновационных технологий, а также сферы низкоуглеродного развития. Все это было направлено в том числе на выравнивание поддержки малых стран с догоняющей экономикой и реализовано путем создания наднационального института развития ЕАЭС, который бы выполнял функции по подготовке, аналитическому сопровождению и финансированию интеграционных проектов", — поделился мнением Адылбек Касымалиев.
Также, сказал он, необходимо усилить полномочия существующих институтов союза, в частности, Евразийской экономической комиссии и Суда ЕАЭС.
"Должно быть усиление в части возникающих споров и барьеров, которые мешают нормальному функционированию внутреннего рынка объединения. Об этом мы на советах всегда говорим. Комиссия и суд должны иметь гибкие и эффективные инструменты оперативного реагирования, устранения неполадок в обеспечении свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы", — заявил Адылбек Касымалиев.
Вопросы финансирования, или Где взять деньги
Как заявил председатель Коллегии ЕЭК Михаил Мясникович, сегодня инвестиции в основной капитал в ЕАЭС составляют 18 процентов от ВВП.
"Это крайне мало, — отметил он. — Китай, который дал рывок, Индия, которая дала рывок, — у них в два раза выше".
И эти небольшие объемы направляются в торговлю и банковский сектор.
"А в обрабатывающую промышленность, где формируется основная добавленная стоимость и создаются эффективные рабочие места, — крохи, мизер. Поэтому надо серьезно просить или обязать банки повернуть финансовый сектор к реальному и содействовать тому, чтобы создавалась конкурентоспособная среда", — считает Михаил Мясникович.
Ориентир прироста ВВП, поставленный главами государств — участников ЕАЭС, — 5 процентов в год. Но для того, чтобы его реализовать, необходимо наращивать инвестиции на 10 процентов в год, поделился расчетами министр ЕЭК по интеграции и макроэкономике Сергей Глазьев.
"Потенциальные возможности для наращивания производства у нас очень большие — мощности загружены лишь на 60 процентов. С одной стороны, с точки зрения предложения производства товаров можем увеличить выпуск на треть. И нет ограничений ни по мощностям, ни по ресурсной базе, рынок труда функционирует неплохо. С другой стороны, уход западных партнеров с нашего рынка освободил нишу — примерно 25 процентов спроса на конечную продукцию. То есть и со стороны спроса, и со стороны предложения у нас огромные возможности для развития", — рассказал Сергей Глазьев.
Однако выйти на волну этого роста, по его словам, союзу мешает отсутствие источников финансирования — мощность наших институтов развития в 100 раз меньше, чем у конкурентов как на Западе, так и на Востоке.
Чтобы выйти на уровень лидирующих стран, ЕАЭС необходимо удвоить объем инвестиций и утроить расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР).
И все возможности для этого есть, отметил министр.
"Мы видим огромный вывоз капитала. За 10 лет совместной работы наш союз покинул примерно 1 триллион долларов. В основном в виде валютной выручки от экспорта сырья. Предлагаем подумать, как связать эти деньги в совместных проектах и направлениях развития", — заявил Сергей Глазьев.
Одним из инструментов создания бюджета развития из переориентированного на внутренний рынок капитала могут стать экспортные пошлины.
"По нашим оценкам, не менее 1 триллиона рублей можно собрать для финансирования совместных инвестпроектов. И это будет только десятая часть от потенциального объема той природной ренты, которая выходит за рубеж", — говорит он.
Второй источник — кредитование совместных проектов, использование специнструментов рефинансирования.
"Это не менее 5 триллионов рублей дополнительных возможностей без инфляционных рисков", — отметил Сергей Глазьев.
Третий источник, очень актуальный в рамках климатических проектов, — общие платежи за загрязнение окружающей среды, продолжил министр.
"Это может дать еще 200-300 миллиардов рублей. То есть возможности у нас огромные, нам не хватает инструментов", — заключил он.