Полвека разговоров: какие мегапроекты в КР так и остались на бумаге

© Sputnik / Табылды КадырбековРабочий во время ремонта ковша. Архивное фото
Рабочий во время ремонта ковша. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
Некоторые очень большие проекты в Кыргызстане начали разрабатывать около полувека назад. Редакция Sputnik Кыргызстан вспоминает, почему эти "стройки века" так и не были реализованы.

БИШКЕК, 24 мая — Sputnik. С обретением независимости в Кыргызстане прекратилась реализация ряда крупных проектов, необходимость которых уже давно признана, причем на самом высоком уровне.

Постройкой ГЭС занимаются КыргызГидроСпецСтрой и РусГидро. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Геополитика и деньги. Почему не построят Камбар-Ату-1 и ВНК
Лишь часть из них со временем удалось реализовать. Это строительство линии электропередачи "Датка — Кемин", благодаря которой, как заявляет руководство страны, удалось достичь энергонезависимости. Кыргызстан теперь передает всю вырабатываемую электроэнергию в регионы по собственной территории, без транзита через соседние государства. 

Редакция Sputnik Кыргызстан вспоминает, какие мегапроекты так и остались на бумаге или едва начали реализовываться.

Камбар-Атинские ГЭС и Верхне-Нарынский каскад ГЭС

В последние годы в Кыргызстане встала проблема энергодефицита. Первый предвестник — веерные отключения при правлении Курманбека Бакиева, с 2013 года прекратился экспорт электроэнергии, а с 2014-го Кыргызстан, наоборот, начал ее импортировать. Стал актуальным ввод новых генерирующих мощностей.

Было запланировано строительство трех Камбар-Атинских ГЭС (КАГЭС). Проектные работы начались еще в 70-е годы. КАГЭС-2 начали строить в 1986-м, но в 90-е работы были приостановлены из-за отсутствия средств. Предполагаемая мощность — три агрегата, каждый мощностью 120 мегаватт.

Работы возобновлены в 2007 году, и спустя три года был установлен один агрегат. Идут переговоры по установке второго. Третий можно будет установить только после ввода Камбар-Атинской ГЭС-1, планируемая мощность которой составляет более 1 800 мегаватт. Однако КАГЭС-1 и 3 так не были построены. Проект по КАГЭС-1 — а стоимость его превышала три миллиарда долларов — не был реализован из-за отсутствия средств у инвестора.

Запрещающий въезд дорожный знак на фоне экскаватора. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Никто просто так денег не даст — дипломат о ВНК и "Камбар-Ате-1"
Проектные работы по созданию Верхне-Нарынского каскада начались еще в 60-е годы. В 2012-м после кыргызско-российских межгосударственных договоренностей было разработано технико-экономическое обоснование, предусматривающее общую мощность четырех станций 237,7 мегаватта и стоимость 727 миллионов долларов. Совместный проект кыргызского ОАО "Электрические станции" и российского ПАО "Русгидро" начал реализовываться с 2013 года. Было вложено 37 миллионов долларов, но из-за финансовых проблем у инвестора соглашение было денонсировано

Отметим, что данные энергопроекты вызывают неприятие у соседей, которые указывали на проблемы с экологией, а также высокую сейсмичность региона. С другой стороны, амбициозный проект — это еще и инструмент воздействия на соседей: Узбекистан и Казахстан. Отметим, узбекский президент Ислам Каримов не раз заявлял о возможности региональных конфликтов из-за водных ресурсов.

Несмотря на недовольство соседей, поиск инвесторов продолжается

Завод минеральных удобрений в Таш-Кумыре

Кыргызстан традиционно зависел от поставок минеральных удобрений. Для обеспечения страны собственными минеральными удобрениями необходимо было построить завод. Во время президентства Курманбека Бакиева китайцы планировали возвести предприятие на угольном месторождении Тегене, что около Таш-Кумыра, но по ряду причин отказались. Также переговоры продолжались после апрельских событий 2010 года. Но, несмотря на бодрые рапорты чиновников Минсельхоза, китайские компании так и не начали участвовать в проекте. Предполагаемая мощность — от 300 тысяч до полумиллиона тонн, стоимость — от 300 до 600 миллионов долларов.

Против строительства выступали производители экологически чистой продукции.

Теплоэлектростанция на угольном месторождении Кара-Кече (Нарынская область)

Топ-10 самых крупных инфраструктурных проектов в ЕАЭС
Инициатива строительства Кара-Кечинской ТЭС поднималась в 2005-2007 годах, однако развития не получила. Плюс ТЭС заключался в том, что страна перестанет зависеть только от гидроэнергетики, а маловодные годы стали для страны настоящим бичом. В 2016-м был объявлен конкурс на реализацию комплексного проекта, включающего разработку месторождения общим запасом 556 миллионов тонн, строительство железной дороги Балыкчи — Кочкор — Кара-Кече (183 километра) и строительство тепловой электростанции "Кара-Кече" (1 200 мегаватт). Однако конкурс не состоялся из-за отсутствия заявок. Для сравнения: ТЭС будет равна по мощности крупнейшей станции Кыргызстана — Токтогульской ГЭС (1 200 мегаватт).

Против выступали защитники экологии, которые указывали, что во всем мире ТЭС закрывают или переводят на экологически чистое топливо.

Железная дорога Китай — Кыргызстан— Узбекистан

Более 20 лет ведутся переговоры по строительству железной магистрали, которая пойдет дальше в Иран и Турцию и таким образом соединит страну с Европой. Для Кыргызстана будут обеспечены выход к морю и поступление многомиллионных сумм за транзит грузов. Также благодаря трассе удастся связать железнодорожным сообщением юг и север страны.

Угольное месторождение Кара-Кече. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Как купить право на разработку месторождения Кара-Кече?
Однако в ходе обсуждений выяснилось несколько принципиальных вопросов. В частности, стоимость кыргызского участка составила, по самым минимальным оценкам, 1 миллиард 340 миллионов долларов. Варианты, по которым предполагалось, что Кыргызстан расплатится своими месторождениями, были отвергнуты кыргызской стороной. Второй вопрос связан с шириной колеи дороги. В Китае используется международный стандарт — 1 435 миллиметров, а в Кыргызстане еще советский — 1 520 миллиметров. В начале 2015 года переговоры возобновились и началась разработка ТЭО. Вопрос до сих пор обсуждается.

Против выступали эксперты, которые указывали на угрозу национальной безопасности, а также на целесообразность проекта, ведь дорога должна будет пересекать ряд границ.

Лента новостей
0