У кыргызстанцев воруют деньги с карт — банк называет это проблемой клиентов

© Sputnik / Владимир Трефилов / Перейти в фотобанкБанковские карты международных платежных систем VISA. Архивное фото
Банковские карты международных платежных систем VISA. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
Все чаще кыргызстанцы стали пользоваться банковскими карточками. Однако, помимо множества плюсов, есть и минусы — мошенники тоже "оценили" новые технологии и воруют с карточек значительные суммы. Среди жертв есть уже и кыргызстанцы.

Кыргызстанцы становятся жертвой мошенников, которые воруют с банковских карточек внушительные суммы. Как предохраняться от "взлома" и почему банки оставляют клиента один на один с проблемой, выясняла редакция Sputnik Кыргызстан.

Граждане меняют кошелек на карту, а преступники — нож на IT

В Кыргызстане доля безналичных платежей растет с каждым годом. Соответственно для мошенников становятся все более притягательными схемы отъема средств с карточек.

Случаи краж с банковских карт в КР - Sputnik Кыргызстан
Избежать краж невозможно — банк о пропаже денег с карточек
Так, по данным Нацбанка, примерная сумма по спорным транзакциям за 2016-й составляет около 14 миллионов сомов. Всего за минувший год главный финансовый регулятор страны получил информацию о 676 сомнительных операциях с использованием банковских платежных карт.

Милиция уже реагирует на новый вид преступлений. В прошлом году были задержаны подозреваемые в киберпреступлениях. По версии милиции, они воровали деньги при помощи устройства "скиммер" (внешне очень напоминает картоприемники для банкоматов и считывает магнитную ленту карточки или чипа).

Но, как выяснилось, такие случаи были и раньше, причем соотечественников грабили не в Кыргызстане, а через третьи страны. Они рассказали, как их "обули" и о том, какова была реакция банка.

История с хэппи-эндом

Жительница Бишкека Хадича Харсанова рассказала, как два года назад зарубежные мошенники у нее украли более 1 000 долларов, находящихся на счету в Demirbank. Ей позвонили из банка и спросили, собирается ли она осуществлять платеж за рубежом. Харсанова, находившаяся в тот момент дома, ответила отрицательно и попросила заблокировать карту.

"Узнала о пропаже более 1 000 долларов. Когда пошла выяснять, была удивлена ответом банка, что кражи с банковских карт не рассматриваются. Как оказалось, в договоре есть пункт, где говорится, что "банк не несет ответственности в случае кражи". Это прописано очень мелким шрифтом. Когда я читала договор, у меня было всего 3 минуты, так как я торопилась. Хотела подробнее ознакомиться, но домой документ забирать нельзя", — возмущена Харсанова.

Она рассказала, что не подписывала данный договор, именно это позволило ей судиться с банком. Причем тяжба длилась не неделю и не месяц.

"За два года я дошла до Верховного суда, который на днях вынес решение в мою пользу. Я этому очень рада", — не скрывая своих эмоций, сказала Харсанова.

Потерпевшая выяснила, что на карточке не было защитного чипа. Другие банки после того, как клиент побывал за границей, просят заменить карточку в обязательном порядке. Как оказалось, мошенники за рубежом устанавливают на терминалы устройства для считывания номеров карт.

"Мошенникам достаточно знать номер карты, чтобы снять наличность. Я за границей совершала покупки в крупных магазинах. Однако по возвращении в страну из банка не приходило никакого извещения (о необходимости смены карты. — Ред.)", — объяснила женщина.

Когда нервы дороже 5 тысяч долларов

В такую же ситуацию попал кыргызстанец Вадим Осадченко. С карты Visa (международная платежная система), полученной в Demirbank, его ограбили, причем дважды.

Первый раз в 2010 году, когда он находился за границей. В один из дней с карточки Visa у него пропало около 3 500 долларов. Злоумышленникам удалось обойти даже ежесуточный лимит, установленный банком.

Платежная система Золотая корона в Новосибирске - Sputnik Кыргызстан
Неработающие банкоматы KICB — граждане жалуются, банк поясняет
"Когда связался с банком, менеджер подтвердил, что средства были выведены в другой, третьей стране и банк характеризует это как взлом. Я написал заявление, и мне пообещали, что будут приняты все необходимые меры. Но через несколько дней в банке изменили риторику и стали говорить, что не было никакого взлома. Меня обвинили в неумении пользоваться дебитной картой", — сетует Осадченко.

Мужчина вернулся в Кыргызстан и решил через суд вернуть свои деньги. Но узнал, что его ограбили повторно, на этот раз на 1 500 долларов. Они также были сняты в другой стране. Когда потерпевший обратился к юристам, его просветили, что клиенты банковской системы в Кыргызстане никак не защищены от подобных случаев.

"Как оказалось, в стране нет законов, обязывающих банки компенсировать ущерб клиенту. По идее банк должен был сам доказать мою вину, если считает, что виноват именно я. Когда я понял, что судебные тяжбы займут много времени и нет пункта в законах, который бы хоть как-то защищал клиентов, я прекратил попытки привлечь банк к ответственности", — отметил мужчина.

Он добавил, что теперь с опаской относится к электронным картам и предпочитает в случае необходимости пользоваться картами иностранных банков, которые, на его взгляд, максимально соответствуют нормам безопасности.

Это ваши деньги, вам за ними и следить

Редакция обратилась в Demirbank, но разъяснений так и не получила. Удалось получить ответы, но уже не в качестве журналиста, а клиента. На вопросы отвечала сотрудница по имени Нурзада.

Бывший глава предвыборной кампании Дональда Трампа Пол Манафорт - Sputnik Кыргызстан
Через кыргызстанский банк отмывались деньги экс-главы штаба Трампа — СМИ
"Банк просто так не может возместить средства всем жертвам злоумышленников. Это ваши деньги, вы сами должны за ними следить. За рубежом мошенники могут настроить аппарат, который позволит узнать номер карты и украсть ваши деньги. Так как зарубежные банкоматы не наши, мы не будем возмещать украденные средства. Вы должны с заявлением обратиться к владельцу этого банкомата или в банк, где сняли средства", — разъяснила девушка.

Однако, если, находясь за рубежом, гражданин снимал средства в разных местах, а затем его обворовали, то вопрос, к кому именно обращаться с заявлением, остался открытым.

Другая сотрудница по имени Ирина сказала, что не все карты Visa от Demirbank защищены чипом. Это можно узнать по цвету карты: красные — магнитные, белые — с чипом.

Почему не возвращают и что нужно делать, чтобы не обворовали

Бывший банковский служащий Рустам Абдурауфов рассказал, чем опасна карта Visa.

"До этого Visa брала на себя ответственность, но с 2011 года начали выявляться факты кражи с карт, и она отказалась возмещать средства клиентам. Банки тоже не захотели брать на себя обязательства. Поэтому в договорах есть пункт, что ответственным лицом является только владелец карты", — сказал Абдурауфов.

Он полагает, что банки в любом случае, раз хранят средства, должны отвечать за их сохранность. В частности, необходимо создать фонд возмещения средств, считает бывший банковский служащий.

Абдурауфов дает следующие советы, чтобы не стать жертвой мошенников:

  1. Аферисты могут легко снять средства с магнитной карты, поэтому необходимо требовать защищенную чипом. В первую очередь это относится к тем, кто находится за рубежом.
  2. За границей опасно расплачиваться по карте. Там мошенники могут установить в POS-терминалы устройства считывания номера карты. Если карта магнитная, то с нее легко снять деньги, для этого не нужен пароль, достаточно номера. По этой причине частая смена пароля не поможет. Деньги лучше снимать в банке и банкоматах вашего финансового учреждения.
  3. Ввести суточный лимит снятия средств. В таком случае злоумышленники не смогут лишить вас всей суммы.
Лента новостей
0