Кыргызстанцы становятся жертвой мошенников, которые воруют с банковских карточек внушительные суммы. Как предохраняться от "взлома" и почему банки оставляют клиента один на один с проблемой, выясняла редакция Sputnik Кыргызстан.
Граждане меняют кошелек на карту, а преступники — нож на IT
В Кыргызстане доля безналичных платежей растет с каждым годом. Соответственно для мошенников становятся все более притягательными схемы отъема средств с карточек.
Милиция уже реагирует на новый вид преступлений. В прошлом году были задержаны подозреваемые в киберпреступлениях. По версии милиции, они воровали деньги при помощи устройства "скиммер" (внешне очень напоминает картоприемники для банкоматов и считывает магнитную ленту карточки или чипа).
Но, как выяснилось, такие случаи были и раньше, причем соотечественников грабили не в Кыргызстане, а через третьи страны. Они рассказали, как их "обули" и о том, какова была реакция банка.
История с хэппи-эндом
"Узнала о пропаже более 1 000 долларов. Когда пошла выяснять, была удивлена ответом банка, что кражи с банковских карт не рассматриваются. Как оказалось, в договоре есть пункт, где говорится, что "банк не несет ответственности в случае кражи". Это прописано очень мелким шрифтом. Когда я читала договор, у меня было всего 3 минуты, так как я торопилась. Хотела подробнее ознакомиться, но домой документ забирать нельзя", — возмущена Харсанова.
Она рассказала, что не подписывала данный договор, именно это позволило ей судиться с банком. Причем тяжба длилась не неделю и не месяц.
"За два года я дошла до Верховного суда, который на днях вынес решение в мою пользу. Я этому очень рада", — не скрывая своих эмоций, сказала Харсанова.
Потерпевшая выяснила, что на карточке не было защитного чипа. Другие банки после того, как клиент побывал за границей, просят заменить карточку в обязательном порядке. Как оказалось, мошенники за рубежом устанавливают на терминалы устройства для считывания номеров карт.
"Мошенникам достаточно знать номер карты, чтобы снять наличность. Я за границей совершала покупки в крупных магазинах. Однако по возвращении в страну из банка не приходило никакого извещения (о необходимости смены карты. — Ред.)", — объяснила женщина.
Когда нервы дороже 5 тысяч долларов
В такую же ситуацию попал кыргызстанец Вадим Осадченко. С карты Visa (международная платежная система), полученной в Demirbank, его ограбили, причем дважды.
Первый раз в 2010 году, когда он находился за границей. В один из дней с карточки Visa у него пропало около 3 500 долларов. Злоумышленникам удалось обойти даже ежесуточный лимит, установленный банком.
Мужчина вернулся в Кыргызстан и решил через суд вернуть свои деньги. Но узнал, что его ограбили повторно, на этот раз на 1 500 долларов. Они также были сняты в другой стране. Когда потерпевший обратился к юристам, его просветили, что клиенты банковской системы в Кыргызстане никак не защищены от подобных случаев.
"Как оказалось, в стране нет законов, обязывающих банки компенсировать ущерб клиенту. По идее банк должен был сам доказать мою вину, если считает, что виноват именно я. Когда я понял, что судебные тяжбы займут много времени и нет пункта в законах, который бы хоть как-то защищал клиентов, я прекратил попытки привлечь банк к ответственности", — отметил мужчина.
Он добавил, что теперь с опаской относится к электронным картам и предпочитает в случае необходимости пользоваться картами иностранных банков, которые, на его взгляд, максимально соответствуют нормам безопасности.
Это ваши деньги, вам за ними и следить
Редакция обратилась в Demirbank, но разъяснений так и не получила. Удалось получить ответы, но уже не в качестве журналиста, а клиента. На вопросы отвечала сотрудница по имени Нурзада.
Однако, если, находясь за рубежом, гражданин снимал средства в разных местах, а затем его обворовали, то вопрос, к кому именно обращаться с заявлением, остался открытым.
Другая сотрудница по имени Ирина сказала, что не все карты Visa от Demirbank защищены чипом. Это можно узнать по цвету карты: красные — магнитные, белые — с чипом.
Почему не возвращают и что нужно делать, чтобы не обворовали
Бывший банковский служащий Рустам Абдурауфов рассказал, чем опасна карта Visa.
"До этого Visa брала на себя ответственность, но с 2011 года начали выявляться факты кражи с карт, и она отказалась возмещать средства клиентам. Банки тоже не захотели брать на себя обязательства. Поэтому в договорах есть пункт, что ответственным лицом является только владелец карты", — сказал Абдурауфов.
Он полагает, что банки в любом случае, раз хранят средства, должны отвечать за их сохранность. В частности, необходимо создать фонд возмещения средств, считает бывший банковский служащий.
Абдурауфов дает следующие советы, чтобы не стать жертвой мошенников:
- Аферисты могут легко снять средства с магнитной карты, поэтому необходимо требовать защищенную чипом. В первую очередь это относится к тем, кто находится за рубежом.
- За границей опасно расплачиваться по карте. Там мошенники могут установить в POS-терминалы устройства считывания номера карты. Если карта магнитная, то с нее легко снять деньги, для этого не нужен пароль, достаточно номера. По этой причине частая смена пароля не поможет. Деньги лучше снимать в банке и банкоматах вашего финансового учреждения.
- Ввести суточный лимит снятия средств. В таком случае злоумышленники не смогут лишить вас всей суммы.