В кино попал случайно — откровенная беседа с режиссером фильма "Мунабия"

© Фото / из личного архива Таалайбека КулмендееваКыргызский кинорежиссер Таалайбек Кулмендеев
Кыргызский кинорежиссер Таалайбек Кулмендеев - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
Фильм Таалайбека Кулмендеева "Мунабия" стал абсолютным победителем XXVII Открытого кинофестиваля "Киношок", получив Гран-при и приз за лучший сценарий. Всего кыргызстанские фильмы были отмечены шестью призами, например, "Ночная авария" Кабылжана Хамидова — за лучшую операторскую работу и лучшую музыку.

Корреспондент Sputnik Лев Рыжков пообщался с триумфатором "Киношока" — режиссером и соавтором сценария фильма "Мунабия" Таалайбеком Кулмендеевым.

Поток призов кыргызскому кино

— Таалайбек Акжолтоевич, вы рассчитывали на Гран-при "Киношока"?

— "Киношок" один из самых авторитетных кинофестивалей на постсоветском пространстве. И участие в нем нашего фильма уже достижение. Не ожидал, что мы попадем в основной конкурс. Я и сам в шоке.

— А в кулуарах фестиваля ничего не говорили?

— Мы туда даже не поехали, так как в рамках Игр кочевников организовывали этноэкологический кинофорум "Менгу". Накануне вечером я только-только приехал с Иссык-Куля и неожиданно узнал о наших призах.

— Кто же тогда забрал ваш приз?

— Исполнительница главной роли в фильме "Ночная авария" Дина Жакоб. Она выходила и по очереди получала все призы за наше национальное кино. И все шесть привезла. 

© Sputnik / Табылды КадырбековРежиссер и соавтор сценария фильма "Мунабия" Таалайбек Кулмендеев
Председатель Союза кинематографистов Кыргызстана Таалайбек Кулмендеев - Sputnik Кыргызстан
Режиссер и соавтор сценария фильма "Мунабия" Таалайбек Кулмендеев

Молодым не понять

— Понятно, что "Мунабия" — это история трагической любви. Но есть ли в этом фильме какой-то скрытый посыл?

— Когда я просил у писателя Казата Акматова разрешения на экранизацию его новеллы "Мунабия", он у меня спросил: "Почему ты хочешь снять этот фильм?". Он был удивлен, что я болею темой, которая волнует и его, — это смена поколений.

Жизненные законы меняются со сменой поколений. Так, как я обращался к отцу, мой сын ко мне уже не обращается.

Происходит это очень быстро, и законы сегодняшней жизни уже противоречат традициям, которые складывались веками, конфликтуют с ними. Вот проблема фильма. Мой герой не может жениться на возлюбленной после смерти жены, и этот вопрос в силу особенностей жизненного уклада неразрешим. 

© Фото / Марс УмаровКадр из фильма "Мунабия" кыргызского режиссера Таалайбека Кулмендеева
Фильм Мунабия кыргызского режиссера Таалайбека Кулмендеева - Sputnik Кыргызстан
Кадр из фильма "Мунабия" кыргызского режиссера Таалайбека Кулмендеева

— А сегодня?

— А сегодня он решается просто — богатые берут себе вторую, третью жену. Они могут это себе позволить. Религия отступает. И это не прогресс, это тоже неправильно.

— Где проходили съемки "Мунабии"?

— Мы снимали на южном берегу Иссык-Куля, так как сам из тех мест. Когда я фильм показывал в Корее, меня спрашивали: "Неужели у вас такая красивая страна?". А мы живем и не замечаем красоту вокруг нас. Фильм получился настолько красивым, что некоторые критики говорили: "У тебя не кино получилось, а какая-то китайская картинка". Но я рад, что и жюри, и отборщики оценили мой замысел.

— На каких еще фестивалях, кроме "Киношока", показывали вашу картину?

— Мировая премьера состоялась в Пусане. Это азиатские Канны. И там мы были в основном конкурсе. Потом фильм участвовал в специальных показах в Лос-Анджелесе в рамках Азиатского кинофестиваля. А "Киношок" — уже третий фестиваль. Для дебюта это очень солидный список. 

© Фото / Марс УмаровКадр из фильма "Мунабия" кыргызского режиссера Таалайбека Кулмендеева
Фильм Мунабия кыргызского режиссера Таалайбека Кулмендеева - Sputnik Кыргызстан
Кадр из фильма "Мунабия" кыргызского режиссера Таалайбека Кулмендеева

Долгая дорога в режиссеры

— Подождите, вы же председатель Союза кинематографистов республики. И не снимали даже короткометражек?

Фильм Мунабия кыргызского режиссера Таалайбека Кулмендеева - Sputnik Кыргызстан
Страсти, как в "Ромео и Джульетте", — о фильме из КР на российском конкурсе
— Я попал в кино случайно. Первое образование получил в автодорожном техникуме. Оттуда пошел в армию. Там обучался в специализированной школе, стал специалистом по китайскому языку. А потом в один прекрасный день случайно пришел в кино, где работал двоюродный брат. Он попросил помочь. Я приехал и остался.

С 1990 года я в кино. Поработал во многих картинах в качестве администратора. Был директором ленты "Буранный полустанок" по Айтматову. В 2001 году поехал учиться в Италию, окончил там двухлетнюю киноакадемию в Риме. Вернулся и все равно не снимал.

— Почему?

— Потому что всю жизнь я был на административной работе и по приезде взвалил на себя обязанности заместителя председателя Союза кинематографистов. Проработал пять лет директором Дома кино, а потом стал председателем Союза кинематографистов.

— Но вы хотели снимать фильмы?

— Очень хотел. Все время. Но общественная работа не давала заниматься творчеством. Я три года возглавлял киностудию "Кыргызфильм". И так получилось, что в пятьдесят лет наконец снял свою дебютную картину. 

© Sputnik / Табылды КадырбековТаалайбек Кулмендеев: мы все время говорим, что отечественное кино развивается. Но называем только достижения, а о проблемах молчим
Пресс-конференция О программе кинофестиваля Кыргызстан — страна короткометражных фильмов - Sputnik Кыргызстан
Таалайбек Кулмендеев: мы все время говорим, что отечественное кино развивается. Но называем только достижения, а о проблемах молчим

— Наверняка и дальше снимать будете?

— Да. Сейчас вместе с коллегами из Узбекистана мы начали работать над проектом "Пегий пес, бегущий краем моря" по повести Чингиза Айтматова. Готов сценарий, собрана съемочная группа.

Дело самих утопающих

— Интересен ли кыргызский кинематограф мировому кинорынку?

Мэр Лондона зачитал отрывок из повести Чингиза Айтматова Джамиля. Видео - Sputnik Кыргызстан
Мэр Лондона зачитал отрывок из повести Чингиза Айтматова "Джамиля". Видео
— Представьте себе большую территорию — это площадка мирового кино. И на этой территории есть маленькая точка — кыргызское кино. Хорошо, что эта точка у нас есть. Потому что во многих странах национального кино вообще нет. Но, если кыргызское кино исчезнет, мир не заметит этой потери. Как говорится, спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Поэтому мы сами должны думать, быть кыргызскому кино или нет.

Мы все время говорим, что отечественное кино развивается. Но называем только достижения, а о проблемах молчим.

— А какие проблемы самые острые?

— Их достаточно. Фильмы мы производим, но полноценного проката у нас нет, нет дистрибуции, совместных проектов.

— А как же "Пегий пес, бегущий краем моря"?

Российский актер Турар Мураталиев в образе хана Ногая в фильме Золотая Орда - Sputnik Кыргызстан
Сыграл в "Бумере", хочет снять фильм про Манаса — история кыргыза-москвича
— Это была инициатива узбекистанской стороны. И это единственная международная копродукция, над которой мы работаем. Несмотря на это, кыргызское кино получает призы. Говорят, что оно является авангардом центральноазиатского кино. На это, возможно, есть причины, но я бы не сказал, что мы стремительно развиваемся.

А то, что мы получили призы и Гран-при "Киношока" в том числе накладывает на нас колоссальную ответственность. Это стимул продолжать снимать национальное кино.

Лента новостей
0