На молодежном форуме "Ценностные основы пространства Евразии: семья и духовность" участники нередко затевали политические споры. Например, как не вставить 5 копеек, когда представители других стран без меня обсуждают сложности на кыргызско-казахской границе?
Что удивительно, эксперты из Беларуси почти всегда вставали на сторону кыргызстанской делегации. Сначала я решила, что дело в моей неотразимости. Потом мне объяснили, что на самом деле проблемы у Кыргызстана с Беларусью ну очень похожие.
При этом торговля между нашими странами не то чтобы очень большая. За январь-сентябрь прошлого года, по данным Евразийской экономической комиссии, в Кыргызстан прибыло белорусских товаров на 28,7 миллиона долларов. Они же купили наших всего на 7,5 миллиона. Политолог из Минска Алексей Дзермант рассказал, в чем может быть соль отношений между странами.
— И все-таки лед тронулся: за 9 месяцев 2017 года вы стали покупать в 2,5 раза больше товаров с пометкой "made in KG". С чем это связано?
В этот тренд входят и отношения с Кыргызстаном, тем более начинают работать механизмы Евразийского экономического союза. Сняты таможенные барьеры, и товарооборот оживился.
Во-вторых, смягчился эмоциональный фон, который был вызван переездом вашего бывшего президента Курманбека Бакиева в Беларусь. Долгое время это обстоятельство было помехой, ведь известно отношение граждан вашей страны к бывшему лидеру.
Но в его судьбе принимала участие не только Беларусь: Казахстан его выпустил, Россия также внесла свою лепту. Беларусь просто оказалась последней точкой в этой истории. К счастью, это уже не влияет на отношения между нашими странами.
— Для нас, кыргызстанцев, очень важно, как мы выглядим со стороны. Из Беларуси наша страна как смотрится?
Я знаю, что у вас очень развит неправительственный сектор. Понятно, что донорами таких организаций являются внешние силы, вероятно, у них есть рычаги давления на государство. У нас другая система: НПО Беларуси находятся под жестким контролем.
— Какие кыргызстанские товары были бы востребованы в Беларуси?
— Так как Кыргызстан восточная страна, у вас зреют такие фрукты, которые для Беларуси невозможны из-за климата. Я знаю, что ваши продукты высокого качества, они экологически чистые.
У нас нехватка фруктов и ягод, думаю, можно воспользоваться отсутствием барьеров в ЕАЭС и наладить поставки.
— Сколько у вас стоит килограмм арбуза?
— В августе где-то полдоллара (около 30 сомов. — Прим. ред.)
— А у нас 11 центов. Знаете, чему я поразилась? За 9 месяцев вы умудрились поставить в Кыргызстан сгущенки на 660 тысяч долларов! Это при том, что Кыргызстан и сам не прочь торговать молочной продукцией. Как вам удалось так развить сельское хозяйство?
— Это наследие СССР. Уже потом государство вложило в модернизацию заводов огромные деньги — несколько миллиардов долларов. Эти вливания себя оправдали. У нас очень качественные сыры, сгущенка, творог, молоко. Они отвечают всем санитарным требованиям.
Выдавайте рекламу, пиар! Не помешало бы открыть в других странах свои торговые дома. Мы так часто делаем. Наши магазины открываются за рубежом, в Минске, например, есть торговый дом Грузии и Азербайджана.
— Как бы нашим странам стать ближе? Есть ли реальные механизмы?
— Необходимы более плотные политические контакты. Все нужно начинать с президентов. Так получилось, что в нашей политической реальности именно они являются флагманами.
Например, так мы нашли общие точки соприкосновения с якобы закрытым Туркменистаном. Оказалось, их молодежь не прочь отучиться в белорусских вузах. Сейчас граждане этой страны лидируют среди других иностранных студентов — их около 8 тысяч.
Мы же построили в Туркменистане горно-обогатительный комбинат по добыче калийных удобрений. Это показывает, что Беларусь в этом вопросе уже имеет успехи. Я знаю, что в Кыргызстане огромное количество полезных ископаемых.
Думаю, развитие этой отрасли важно для Кыргызстана. Тем более Беларусь не действует, как многие западные корпорации, которые все скупают и вывозят. Нет, мы не ведем себя варварски, как колонизаторы, нам важно взаимовыгодное сотрудничество.
— Хочется спросить у вас даже не как у эксперта, а как у простого гражданина Беларуси. Что нам нужно сделать, чтобы вы отдыхали у нас?
Я понимаю, что и потенциал Кыргызстана в этом плане очень большой. Для жителей Беларуси и горы, и Иссык-Куль, да еще и по низким ценам — это очень привлекательно.
Ваша задача — донести эту информацию до широкой общественности, рассказать нам, что вы предлагаете и "дикий" туризм, и отдых в комфортабельных условиях. Это все очень перспективная тема.
— У Минска были проблемы с Москвой по поводу проезда белорусских товаров на территории России. У нас с Казахстаном произошла схожая ситуация…
— Такие споры есть в любом союзе, даже в ЕС. Нам сейчас важно выработать механизм их решения, чтобы все было четко оговорено и не зависело от личных отношений лидеров. Думаю, Евразийскую экономическую комиссию надо наделить большими полномочиями для регулирования подобных споров. Чтобы ЕЭК выносила решения, обязательные для всех государств.
— Да, но в ЕАЭС не предусмотрены санкции. Это же добровольное объединение.
У нас были проблемы, когда российские надзорные органы отмечали недостаточное качество белорусской продукции. Минск говорил: "Это все политика". Москва парировала: "Чисто экономика".
Нам нужен единый санитарный орган, который бы определял качество продукта, а не отвечал на запросы руководства отдельной страны, когда нужно кого-то придавить.