До этой беседы я видела Бермет на торжестве в поддержку женского футбола, где она выступала организатором. На ней было белое платье в перьях и светлые локоны. Она порхала как бабочка по залу и дарила всем обезоруживающие улыбки.
На интервью бизнесвумен пришла в строгом костюме и с волосами на несколько тонов темнее. Тут-то стало понятно, как может быть обманчиво первое впечатление. Передо мной сидела женщина, которая прекрасно знает, как жестока бывает жизнь.
Немного фактов о Бермет Тологоновой:
- Родилась в зажиточной семье и в 17 лет вышла замуж.
- У нее родились четверо детей, один из которых умер.
- Через 10 лет брака Бермет пережила болезненный развод с мужем-миллионером.
- После расторжения брака девушке из выстроенной семейной империи досталось полусгоревшее летнее кафе.
- Она воспитывает двух приемных детей, а также помогает 120 особенным, оставшимся без попечения.
- Сейчас Тологонова владеет сетью ресторанов Padishah.
- Бермет — президент Ассоциации женского футбола КР.
За время беседы с ней я не задала ни одного вопроса. Как можно стандартно беседовать с таким необычным человеком?!
Передаю речь Бермет от первого лица.
…Не люблю давать интервью, ведь постоянно надо рассказывать одно и то же. И уж тем более не признаю все эти рейтинги "светских львиц", где есть моя фамилия, — это же просто смешно! А уж критика в комментариях…
Все же знают, что Бермет Тологонова блондинка и мозги у нее тоже блондинистые. Ну а бизнес… Бизнес ей конечно кто-то подарил. Ну не могла ж она сама все заработать!
А я вот что скажу: первого ребенка я родила 14 лет назад, мне тогда было девятнадцать. Знаете, чем занималась всего за двадцать часов до родов? Стояла в очереди в налоговой, чтобы оформить документы. Да-да, со схватками стояла!
С семнадцати лет вкалываю: сначала была суперкелин, электровеником, которая каждый день убирала и готовила для 20 человек и при этом получала высшее образование. Потом пошла работать к свекру. Но люди этих трудов не видят, они думают: "Если она помогает кому-то, значит, богатая, как куркуль, и деньги у нее рекой льются".
Мы поженились совсем юными. Он был студентом, а разводилась уже с долларовым миллионером. Я очень благодарна семье бывшего супруга, она меня многому научила.
Я отобрала бизнес у мужа? Ну уж нет! После развода мне пришлось несладко. Меня с тремя детьми выгнали из дома, и я впервые в жизни оказалась на съемной квартире. И… впервые за долгое время почувствовала себя спокойно.
Месяц отходила от всего, а потом пришла назад, выгнала мужа и заселилась обратно в дом. А почему нет? У нас-то как женщины поступают?! Уходят, тащат с собой детей, потом сожительствуют непонятно с кем, лишь бы крыша над головой была. Те их потом насилуют… Извините, но вы, журналисты, каждый день об этом пишете!
Еще мне досталось полусгоревшее кафе с четырьмя топчанами, где на кухне было всего 35 вилок да 35 ложек. Началась война за имущество. Методы давления на меня отличались разнообразием: от вызовов милиции до бесконечных проверок прокуратуры — сказывались их связи. Меня спасли знание своих прав и хороший адвокат. Кстати, дети и сейчас под охраной. Кухарок и домработниц у нас нет, а служба безопасности есть.
После развода я стала восстанавливать это летнее развороченное кафе. А денег-то не было! Мы экономили на всем и маленькими шагами шли вперед. Потихоньку через 2-3 года построила ресторан. Сняла в доме две люстры, привезла туда, повесила. Штору из зала отцепила, каркас приделала — вот вам шатер, люди под ним начали свадьбы проводить.
Я через многое прошла. Сначала привыкаешь к сытой жизни, а потом тебя сталкивают в другую реальность. Из джипа пересаживаешься в маршрутку, а иногда денег так мало, что приходится ходить пешком. И ты замечаешь, какая она, жизнь.
Бабушка едет, и у нее из рук выпадает платочек с мелочью. Монетки разлетелись по полу — она нагибается, каждую подбирает… Ей вся маршрутка помогала. Тогда я четко поняла, что нельзя забывать — мы на этой земле всего лишь люди.
Надо каждого воспринимать с душой. У нас как ездят по детским домам? Приехали, сладости сиротам раздали, по головке погладили, затем помыли руки, отвернулись и забыли. При этом думают, что сделали добро. Нет, уважаемые! Вы только что сделали из ребенка иждивенца.
Ладно, с малышами понятно. Но почему ребенку постарше не объяснить, кто он такой и зачем к нему приехали? Объяснить, зачем ему помогают?! Чтобы он понимал, что ты не очередной благотворительный фонд, где тебя сфотографируют и спишут себе денег побольше.
У меня есть дети, которых родила я сама. А есть и другие, но все равно мои. Старшая дочь в этом году поступает в вуз. Я ей говорю: "Выбирай любой университет, какой хочешь! Ты можешь учиться за границей, все как пожелаешь. Но я тебе никак не буду помогать. Если мне придется заплатить за твое обучение, то ты мне эти деньги отработаешь. Возможно, с процентами".
Дочь не испугалась. Поступила в АУЦА с самой большой скидкой. Горжусь ею! Я вообще детей не ограничиваю: хотите — курите. Никто не запрещает. "Мама, как? А почему тогда сама не куришь?" — спрашивают разочарованно. А я не хочу! Мне можно, но я сама не хочу. И вам можно! Но только так ли это интересно, если никто не запрещает?
У меня вообще не образцово-показательная жизнь. Я ленивый человек. Не верите? Недавно помогала проводить фестиваль уличного футбола среди ребят из детских домов. Денег у Федерации уличного футбола было немного. Я между делом спросила: "А какие призы будут?". Мне ответили, что на медали денег не хватило, а кубки есть. Ну и какая мотивация у детей заниматься спортом будет завтра, если "на медали денег не хватило"?!
Понимаю, что надо помочь. Сижу, договариваюсь со своей совестью. У меня ремонт, подряд два дня рождения у детей… Эх! Написала троим друзьям-бизнесменам, двое откликнулись, и мы решили закупить 45 комплектов одежды для трех команд-победителей.
Помните, что я ленивый человек? Я не стала ехать никуда сама, а позвонила знакомому, который работает на "Дордое", чтобы он нашел нужную одежду. Он свел меня с продавцом, оказалось, что мужчина тоже воспитывался в детском доме. Он согласился сделать суперскидку и даже сам завез одежду ко мне.
Люди говорят: "Да она пиарится!". Ну конечно! Если я буду выставлять в соцсети все хорошее, что делаю, то от меня все отпишутся. У нас такое неинтересно.
Иногда смотришь, на что у нас люди подписываются, и удивляешься. Вот на фото красивая девочка стоит. А потом сидит. Лежит. Фон меняется, кофточка меняется, а лицо не меняется. Может, пишет что-то интересное? Нет, под фото не текст, просто сердечко. Все, чтобы люди не напряглись.
Ой, да она, оказывается, девушка известного юмориста! Все понятно, достойный человек. Да… Мы, женщины, такие —завистливые. Меня-то уже совсем из ленты Инстаграма убрали, я недостаточно популярная, мало постов выкладываю, людей не развлекаю. Понимаете?
У нас ситуация на планете жалкая получается. В мире есть деньги, чтобы решить все глобальные проблемы за день, но это никому не надо. Вот нас и кормят бровями, сердечками, сумками Chanel. Мне Chanel тоже не дает покоя, свою сумку я купила по скидке за 35 евро, зато при ее изготовлении ни один аллигатор не пострадал.
Мне нравится политика истинно восточных женщин. Они такие слабые, но при этом рулят! Это всегда так: кто ниже глаза опускает, тот вперед и выдвигается.
Я смотрю на своих детей, которые сейчас старше того возраста, когда я вышла замуж. Не хотела бы, чтобы они шли по моим стопам. Быть келинкой — это огромная ответственность, которую не ценят в нашем обществе. Я не говорю, что замужество — зло, но это должен быть осознанный выбор взрослых женщин, а не маленьких девочек.
Задача общества — поддерживать этих девочек, чтобы у них был выбор. При этом не надо феминистских лозунгов "Защитим женщин!". Дайте им возможности, а уж защитят они себя сами.