Вряд ли стены редакции Sputnik Кыргызстан слышали более захватывающую историю, чем у Адилета Кеденова. Молодой бизнесмен откровенно рассказал, как ему удалось порвать с криминальным прошлым и открыть сеть заведений в Москве. Кстати, его бизнес начался со ста долларов: Адилет просто увидел, как эжешка на рынке продает дешевую бижутерию.
— Расскажите о своем детстве.
— Мне было пять лет, когда наша семья переехала в Россию. У родителей было несколько точек на рынке, со временем они стали преуспевающими коммерсантами. Я рос типичным представителем "золотой молодежи": мне покупали все, что бы я ни попросил. Нашей семье принадлежало несколько квартир в Бишкеке и Оше, а еще три сотни коров.
Произошедшее сильно ударило по нашей семье: через два года мать и отец развелись. Долг они разделили на две части. Я остался с мамой, и к нам начали захаживать коллекторы. Как-то пришли трое мужчин. Они так разговаривали с мамой, что я не стерпел — взял биту и избил их... В те времена я занимался рукопашным боем, даже представлял Оренбург на соревнованиях. Помогли ребята, которые тренировались со мной в одном зале. Скажем так, это были более серьезные коллекторы. Они уладили проблемы с милицией, а я со временем сумел завоевать их доверие. Позже именно они стали давать мне деньги.
— Как вы начали первый бизнес?
— Мне было 18 лет, я был молод, горяч и думал, что смогу расплатиться со всеми долгами одним махом. Недалеко от Оренбурга есть озеро Соль-Илецк, куда летом приезжают около трех миллионов туристов. А работало там всего 17 кафе! Я понял, что это золотая жила и надо срочно открыть точку общепита.
Занял у друзей полтора миллиона рублей на очень невыгодных условиях — под 10 процентов ежемесячно. Казалось, дело непременно пойдет в гору, но я допустил фатальную ошибку — неправильно выбрал место. Там в одном ряду стояли 16 кафе, а 17-е — отдельно. Я решил арендовать именно его и погорел. Кроме того, я совсем не контролировал работу заведения: повара жили своей жизнью, гости — своей. В итоге к нашему долгу прибавился еще один миллион рублей. Только в виде процентов надо было ежемесячно выплачивать по 100 тысяч… Представляете, как много требовалось зарабатывать?
— Наверное, следующий ваш бизнес оказался успешнее?
— Нет. Я отчаянно пытался заработать и все сильнее погрязал в долгах. Например, хотел привезти в Россию грецкие орехи из Кыргызстана, нашел покупателя из Азербайджана. Мне казалось, что я куплю здесь килограмм орехов по 200 сомов, продам их по 500 рублей и наконец расплачусь со всеми кредиторами.
Откуда мне было знать, что в этом бизнесе так много нюансов! Нужны были орехи определенного сорта, отобранные по размеру. В итоге покупатель посмотрел на товар и скривился: "Я не буду это покупать. Разве что за 300 рублей. Это красная цена". Я отказался — надеялся найти более щедрого клиента. Хотя и такой суммы хватило бы, чтобы не остаться в минусе…
То была роковая ошибка — оказалось, никто не просушил орехи. Товар пролежал на складе две недели. Когда я увидел, что с ним стало, просто не поверил своим глазам: все орехи были в плесени и паутине…
К 21 году я задолжал больше пяти миллионов рублей — тогда это было около 200 тысяч долларов. Помню, как мы с мамой лежали на кровати, я обнимал ее за голову, а она твердила: "Сынок, неужели мы когда-нибудь выберемся из этого кошмара?". Мы оба плакали…
— Вы ведь в какой-то момент очутились на улице, верно?
Я обратился к другому родственнику, потом к близкому другу — везде получил отказ. Мне было стыдно за самого себя, за то, что я был богачом, а стал как бродячая собака... На улице стоял холодный октябрь. Несколько ночей я провел на вокзале, пока милиционер не выгнал. Он пинал меня, словно бездомного, повторяя: "Тут спать нельзя". Земляки давали мне немного денег на еду…
На четвертый день я пошел в спортивный зал — хотел просто принять душ. Ребята заметили, что я сам не свой, и стали расспрашивать. Я решил, что падать уже некуда, и честно все рассказал. Среди парней были два брата — Дима и Влад Кабановы. Они жили в престижном районе города, и оказалось, что у их семьи есть пустой дом. Мне сказали: "Денег не надо. Хоть год живи, если хочешь. Когда найдешь жилье, съедешь". У меня от этих слов ком в горле застрял.
— Как вы пережили столько невзгод?
— Произошло одно событие… Я еще никому об этом не рассказывал. В общем, я сломался: написал родным прощальную записку и кое-что сделал. Что-то очень неправильное… В тот день ко мне неожиданно приехал брат. Он увидел меня в крови, ударил и отвез в больницу. Благодаря ему я потом очутился в мечети.
Мне повстречался очень мудрый имам. Он сумел втолковать, что не следует дружить с людьми, у которых я занимал деньги. Я ведь тогда нередко ездил куда-то, решал разные вопросы… и получал часть денег.
Я собрался с духом, пришел к ребятам. Неспроста говорят, что из таких групп трудно выйти. Не потому, что свои накажут, — просто есть другие люди, перед которыми ты уже засветился. Если ты отделяешься от стаи, тебя сожрут чужаки. Повезло, что ко мне отнеслись с пониманием, и я смог безболезненно порвать со всем этим. Но у меня по-прежнему был огромный долг…
— Как вам удалось расплатиться с кредиторами?
— Это непростая история. Имам сказал: "Тебе надо жениться, пока не испортился". Я прислушался к совету и стал искать невесту.
В Кыргызстан приехал на поезде — "зайцем", всего за тысячу рублей (смог договориться с проводником). У брата в Кара-Суу как раз была свадьба, и я надеялся, что отыщу на торжестве будущую супругу. Помню, шел с дядей по вещевому рынку и в какой-то момент обомлел: мимо прошла девушка. Очень хотелось познакомиться с ней, но при дяде было неудобно. Тогда я дал обещание Всевышнему: если он сведет нас еще раз, я женюсь на ней, какой бы она ни была.
Потом я попросил тетю познакомить меня с хорошей девушкой. Она ответила: "У нас есть традиция: если девушка тебе понравилась, надо схватить ее за руку и не отпускать. Она начнет брыкаться, но ты не должен разжимать руки! Если отпустишь ее — навсегда потеряешь". Откуда мне было знать, что тетя так прикалывается?!
И вот захожу я в комнату невесты и вижу рядом с ней ту самую девушку, которую встретил на рынке. У меня был шок! Схватил ее за руку, а она закричала: "Ты что, больной? Я все брату расскажу, убери руки!". Но я не убрал... Через полгода мы поженились.
— Она согласилась стать вашей женой, зная о многомиллионных долгах?
Я подошел к продавщице, назвался российским бизнесменом и заявил, что хочу купить эту бижутерию оптом. Она объяснила, что продает цепочки по 1 000 сомов, а оптом они стоят всего 100! Оптовая цена колечка — 60 сомов, розничная — 500. В каком еще бизнесе бывает такая маржа?!
Я сказал женщине, что готов сделать оптовую закупку, и вытащил последние 100 долларов. Она опешила: "Мальчик, ты что, рехнулся? Оптом — это от 50 тысяч рублей". Я понял, что опростоволосился, и попытался выйти из ситуации: "Девушка, я не буду тратить 50 тысяч, не зная качества товара. А вдруг довезти его не успею, как все облезет?". В конце концов она согласилась продать мне украшения по оптовой цене всего на 100 долларов.
Проблема в том, что это действительно были мои последние деньги, а предстояло еще добраться до Оренбурга. Я обратился к одному очень богатому родственнику, попросив одолжить 2 000 сомов, чтобы можно было снова ехать "зайцем". Он отказал, заметив: "Ты не разбогатеешь, пока не научишься зарабатывать деньги". Я уже привык к предательству и только улыбнулся.
На вокзале договорился с проводником, что он возьмет меня в вагон, а деньги отдам позже. До Оренбурга два дня пути. За это время я съел всего три пачки лапши быстрого приготовления — выпросил у того же проводника.
— И что, в Оренбурге вам удалось продать все украшения?
— Да. У нас была точка на рынке, крохотная, как этот стол. Мы с мамой разложили товар и стали ждать покупателей. Не поверите: в первый же день продали половину и заработали 400 долларов! Все эти кольца и цепочки продавались в 15-20 раз дороже оптовой стоимости, но от покупателей не было отбоя.
Всю прибыль я отправил с проводником сестре в Бишкек. Она с мужем закупила новую партию товара — так начался наш бизнес. Постепенно мы открыли точки в нескольких городах, стали ввозить украшения напрямую из Китая. Оборот достигал 30 миллионов рублей в месяц! Так продолжалось пару лет, а в 2016 году продажи стали падать...
— Как вы начали заниматься кальянными?
Мы все посчитали и выяснили, что на кальянную потребуется миллион рублей — смешные деньги для Москвы (например, сейчас мы открываем заведение в Бишкеке, и в него пришлось вложить 300 тысяч долларов). Через неделю друг нашел офисное помещение в "Москва-сити". Мы покрасили стены, купили "бэушные" диваны, столы. Первое время сами обслуживали гостей. И людям понравилось! Некоторые говорили: "Вроде ничего особенного в вашем заведении нет, зато у него есть душа".
Я решил принимать клиентов так же, как принимают гостей в кыргызских семьях. В некоторых московских заведениях сотрудники работают с пафосными лицами, а у нас главное правило — каждый должен улыбаться посетителям. Если ты не улыбнулся, будешь уволен. Может, вам покажется, что это слишком жестко и даже бредово, но я могу себе такое позволить, потому что у моих сотрудников высокие зарплаты — от 100 тысяч рублей. Я не самодур, просто клиенты должны быть довольны.
Потом мы открыли заведение на Новом Арбате, а это главная артерия Москвы, где всегда много народа. В первый же день работы все столики были заняты. Мы окупили эту кальянную всего за пять месяцев.
Сейчас у нас уже пять заведений, и в них вполне демократичные цены. Если в соседних ресторанах счет на двоих превысит 15-20 тысяч рублей, то в наших можно отдохнуть за 3-4 тысячи. Скоро откроем еще несколько кальянных: в Сочи, Набережных Челнах, Бишкеке, Алматы и Дубае.
— Можно ли сказать, что вы стали долларовым миллионером?
— Я очень не люблю слово "миллионер", от него веет высокомерием. Если посчитать мой годовой доход и все имущество, наверное, да, миллион долларов наберется. Но большая часть прибыли идет на развитие бизнеса. Мои расходы составляют примерно 15 тысяч долларов в месяц, я помогаю маме, брату. Только на оплату детских садов ежемесячно уходит 150 тысяч рублей.
Один раз я выложил в Instagram фотографию, где мы с певицей Анной Седоковой, актрисой из "Вечернего Урганта" Аллой Михеевой и ведущим "Пусть говорят" Дмитрием Борисовым сидим в караоке. Один парень написал в комментариях: "Ого! Я думал, такие звезды общаются только с людьми своего уровня". Меня это покоробило. Они ничем не отличаются от меня! Так же, как и обычный бишкекский студент. Да, у кого-то достаток больше, но нет гарантий, что завтра ты не влезешь в долги и не потеряешь все свои деньги.
На открытии одного из наших заведений выступала Ольга Бузова. Мы общаемся с ней до сих пор, иногда она звонит и просит привезти кальяны. А на открытие заведения в Бишкеке обещал приехать солист группы MBAND Анатолий Цой.
— Что вы можете посоветовать молодым бизнесменам?
— Не надо гнаться за деньгами. Я знал одного человека, который посетил бизнес-тренинг, на эмоциях занял 3 миллиона рублей под залог дома и потерял все: жилье забрали, жена ушла. Потом он просто наложил на себя руки.
Начните с малого. Вы не сможете ворочать миллионами, если не умеете работать с небольшими деньгами. Мой бизнес начался со ста долларов, поэтому я знаю, о чем говорю.
Обязательно почитайте вдохновляющую историю Айбека Сарыгула. Он одним из первых кыргызстанцев открыл бизнес в Турции.