"Я все время проводила на кухне, готовила курочку. Мама была недовольна, она не верила, что на этом можно заработать", — улыбается 25-летняя бизнесвумен Алтынай Тапаева. Она продает кур, перепелок и рыбу без косточек, начиненных грибами, фисташками и сыром. Все по собственному рецепту. Сейчас у девушки уже есть свой цех, где работают четыре сотрудника.
— Расскажите о себе.
— Я родилась в Бишкеке. С детства была отличницей и перфекционисткой. Когда меня отвели в первый класс, через три дня я подняла бунт: к тому моменту мама научила меня читать и писать, а проходить все заново было скучно.
После разговора с мамой директор сказала: "Пусть сначала сдаст экзамены. Если получится, сразу посадим во второй класс". Потом я перевелась в престижную 70-ю школу. Сначала меня не хотели брать, директор сказала, что не потяну. Я пообещала, что стану у них отличницей. "Вряд ли, у нас уже два года отличников нет", — ответила директор, но все-таки зачислила меня в класс. Через время я стала там единственной отличницей.
— Вы ведь изначально учились на медика, верно?
— Да, я окончила медицинский факультет КРСУ. Сейчас работаю офтальмологом в частной клинике и продолжаю учебу.
— Я знаю, как проходит практика у студентов-медиков. Не представляю, как вы, такая тонкая девушка, ухаживали за больными, убирали "утки".
— Мне было несложно, я действительно и перевязки делала, и судна выносила. Отвращения не было, хотелось помогать людям.
Потом устроилась в "скорую". Мне очень нравилось там работать, столько узнала про жизнь! Повидала много девушек-самоубийц. Нередко им приходилось промывать желудки прямо на глазах у рыдающих матерей. У меня от вида этих женщин сердце на части разрывалось…
Раньше я и представить не могла, как много людей живет в крайней нищете. В Бишкеке есть одно заброшенное общежитие, там в подвале живут бездомные. У них и вши, и опарыши… Мы туда часто выезжали. В большинстве случаев бездомные страдали от передозировки или переохлаждения.
— А что было самое страшное в вашей работе?
— Автоаварии. Я и представить не могла, насколько это страшно… Когда впервые оказалась на месте аварии, увидела кровь, развороченную ногу человека, просто окаменела. Врач кричит: "Алтынай, шприц!", а я шевельнуться не могу. В какой-то момент пронзила мысль: "Да пока я в себя приходить буду, человек кровью истечет!". Быстро сделала все, что нужно…
Я вам про один случай расскажу. Как-то мы приехали на вызов: женщина пыталась покончить жизнь самоубийством. Оказалось, у нее была сильнейшая депрессия, она не хотела выходить из дома, а муж даже подумывал о психиатрической лечебнице.
Я предложила ей обратиться к врачу, чтоб он назначил гормональную терапию. У некоторых женщин после менопаузы из-за гормонов возникает такое состояние, что они погружаются в депрессию. Через пару месяцев мне позвонил ее муж: "Спасибо большое, доктор! Моя жена стала такой, как раньше! Я и не думал, что какие-то таблетки так меняют жизнь".
— Почему вы решили открыть бизнес?
— Это было полтора года назад. В моей жизни наступил сложный период: я много работала, но денег это не приносило, — вы ведь сами знаете, сколько зарабатывают начинающие врачи. Стала думать, чем еще могу заниматься.
Готовить я любила всегда, часто угощала гостей курочкой по особому рецепту. Фаршировала ее фисташками, сыром и грибами, вынимая все косточки. Это блюдо нравилось всем. Как-то меня осенила мысль: а вдруг моя курочка понравится и другим людям?
Я также открыла страничку в Инстаграме. Брат попросил наших певиц Асель Кадырбекову и Анжелику Бекболиеву разместить блюдо у себя на страничках. Они согласились. На меня обрушился шквал заказов!
Сначала я все готовила дома. Родители были очень недовольны. Мама твердила: "Дочка, ну что ты там делаешь? Разве можно на какой-то курице заработать? Иди учись!". А мне хотелось доказать, что я смогу.
Сейчас у меня свой цех, в моей компании уже работают четыре человека. Мама изменила мнение, вспомнила свое бухгалтерское прошлое и помогает мне управляться с финансами.
— Как вы рассчитали, по какой цене будете продавать свою продукцию?
— Все-таки я медик, а не бизнесмен. Просто посмотрела, сколько стоят продукты, и немного добавила сверху. Просто себестоимость сама по себе высокая — я покупаю самые хорошие продукты.
— Какие блюда вы сейчас продаете?
— Мы готовим курицу, перепелок и рыбу без косточек. Лучше всего продается радужная форель. Просто не каждый хочет возиться с приготовлением и удалять все косточки. Мы же убираем их вручную, это довольно нелегкое занятие.
— Вы сказали, что молодые доктора в Кыргызстане не имеют возможности нормально зарабатывать. А что насчет кулинарии?
— На продуктах питания заработать можно. Например, блюда очень хорошо продаются во время праздников. Например, только 31 декабря мы заработали 200 долларов.
— Сейчас у вас в штате 4 сотрудника. Легко ли с ними управляться?
— Я очень мягкий человек. Если человек не может прийти на работу, я могу оставить все свои дела и выйти за него. Однажды я очень сильно распустила одну работницу. Мама как-то пришла в цех и обомлела: та сидела в телефоне, пока я мыла полы. Она ее тут же уволила, сказала: "Так не пойдет! Все, можешь идти".
— Наши девушки постоянно находятся под давлением: мол, тебе уже столько лет, а ты все еще не замужем. Вы с этим сталкиваетесь?
— Сейчас я полностью отдаюсь своей работе и ближайшие пару лет собираюсь плотно заниматься бизнесом. На личную жизнь пока нет времени.
— У нас как-то вышел видеоролик, где бишкекчанок спросили, сколько должен зарабатывать мужчина. Когда те назвали суммы в 50-100 тысяч сомов, комментаторы накинулись на них с критикой: мол, вон вы какие меркантильные.
— У женщин и самих должно быть стремление хорошо зарабатывать. Но я слукавлю, если скажу, что доход мужчины не имеет значения. Конечно, это важно! При этом мужчина, который умеет работать и не ленится, рано или поздно будет хорошо зарабатывать.
Обязательно почитайте историю Тимура Аралбаева. Он тоже построил бизнес на еде.