ОДКБ действует уже 18 лет. В крупнейший военно-политический блок входят шесть стран: Россия, Беларусь, Армения, Кыргызстан, Казахстан и Таджикистан.
Генеральный секретарь ОДКБ Станислав Зась, вступивший в должность в начале года, в своем первом интервью прессе — корреспонденту РИА Новости Елене Протопоповой — рассказал, есть ли угроза военного конфликта между ОДКБ и НАТО, каковы достижения организации и перспективы ее расширения, а также о том, как в блоке идет борьба с эпидемией коронавируса и изменится ли военно-политическая обстановка в мире после завершения пандемии.
— ОДКБ можно поздравить с "совершеннолетием" — 15 мая организации исполняется 18 лет. Но, как мы помним, договор был подписан еще в 1992 году, а 10 лет спустя создана сама ОДКБ. Как вы оцениваете сегодня роль и значение организации в мире для обеспечения международной безопасности в зоне ее ответственности?
— Сейчас ОДКБ — полностью состоявшаяся международная организация, и для такого заявления есть все основания. Создана нормативно-правовая база для работы организации, сформированы необходимые силы и средства для выполнения задач. Есть система управления и обеспечения, в том числе система совместной подготовки сил и средств, подготовки кадров и так далее. Целями ОДКБ являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов.
В ОДКБ создана мощная военная составляющая — двусторонние региональные группировки, Коллективные силы быстрого развертывания Центральноазиатского региона, Коллективные силы оперативного реагирования, Миротворческие силы, Коллективные авиационные силы. Ежегодно мы проводим по шесть-восемь различных военных и специальных учений. В сфере борьбы с вызовами и угрозами в формате ОДКБ проводятся международные операции: антинаркотическая — "Канал", по борьбе с незаконной миграцией — "Нелегал", по борьбе с терроризмом — "Наемник" и другие. В общем, силовой компонент организации достаточен для решения поставленных задач, но приоритет мы, безусловно, отдаем политическим средствам. Такая норма прописана в статье 3 Устава ОДКБ, и я хотел бы обратить на это внимание.
ОДКБ заняла свое место в системе международных организаций, структур, союзов, которые занимаются вопросами обеспечения безопасности. Мы тесно взаимодействуем со структурами ООН, прежде всего в вопросах борьбы с терроризмом, противодействия наркотикам, в миротворческих целях. Неплохо сотрудничаем с ОБСЕ. Партнерские отношения с СНГ, ШОС, хорошие отношения с Международным комитетом Красного Креста. То есть ОДКБ встроилась в международную систему обеспечения безопасности и заняла свою нишу.
Если говорят "вы же нигде своим союзом не воевали", это и хорошо. Обеспечена стабильность в зоне ответственности ОДКБ, и не допущены такие события. Это уже говорит о том, что организация выполняет свои задачи. Если бы допустили военные действия, это означало бы, что мы свою главную миссию провалили. Сейчас и в дальнейшем организация будет в состоянии обеспечить гарантированный ответ на любые попытки дестабилизировать ситуацию, нарушить мир и безопасность в зоне ее ответственности. Сегодня ситуация в зоне ответственности ОДКБ гораздо более стабильная, чем во многих других регионах мира. Это заслуга каждого нашего государства и организации в целом.
— Эта стабильность и прочность организации может привлечь новых членов в ОДКБ?
— Конечно, это один из притягательных ориентиров организации. Сейчас мы вышли на этап практического запуска механизма партнеров и наблюдателей ОДКБ. Надеемся, что будут организации и страны, которые смогут уже и юридически выступать нашими партнерами и наблюдателями. Почва практически готова — у нас и сейчас немало дружественных стран и организаций. А теперь приняты уставные документы по введению института наблюдателя и партнера организации, завершается процесс их ратификации парламентами. После можно будет приступать к следующему этапу работы по формированию пояса добрососедства. Это, кстати, будет одним из вопросов предстоящего заседания СМИД ОДКБ — рассмотрение дальнейших шагов по реализации статусов партнера и наблюдателя организации.
— Какие страны вы все-таки видите первыми в статусе наблюдателя или партнера? Есть ли уже заявки?
— Время для заявок не пришло, потому что вопрос еще не ратифицирован. Когда закончим с ратификацией, будем уже иметь полное юридическое право реализовать этот формат на практике. Конечно, есть воодушевление и планы. Я об этом говорил и на встречах с главами государств и с министрами иностранных дел, когда был в Армении и Беларуси. Мы обсуждали эту тему и с президентом России Владимиром Путиным, и с министром иностранных дел Сергеем Лавровым. К сожалению, поездки в другие страны отменили. Но мы вернемся к этому разговору и на заседании СМИД ОДКБ, которое состоится 26 мая в режиме видеоконференции.
— То есть уже есть конкретные страны-претенденты, желающие получить этот статус? Тот же Узбекистан, который до 2012 года был членом ОДКБ, может вновь им стать?
— Статья 19 Устава ОДКБ предусматривает, что "членом организации может стать любое государство, которое разделяет ее цели и принципы и готово принять на себя обязательства, содержащиеся в уставе и других действующих в рамках ОДКБ международных договорах и решениях". Но к расширению самого военно-политического блока надо подходить очень взвешенно, аккуратно, осторожно. Я считаю, что это тоже перспектива, однако вопрос не сиюминутный. Расширение блока можно и нужно проводить через институт партнеров и наблюдателей, который сейчас на повестке дня.
Раз уж зашел разговор об Узбекистане, от себя скажу больше. Я хорошо знаком с этой прекрасной страной и знаю, какие динамичные и прогрессивные изменения там происходят. У республики замечательная перспектива, хорошие отношения со всеми государствами ОДКБ, есть опыт работы в составе блока. Узбекистан полностью соответствует критериям, о которых я говорил. При наличии соответствующей заинтересованности со стороны Ташкента можно обсуждать различные варианты взаимодействия, в том числе и с учетом возможностей, которые предоставляют статусы партнера и наблюдателя ОДКБ.
— 9 мая мы отмечали 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Увы, из-за пандемии коронавируса — без традиционного парада на Красной площади, была только его авиационная составляющая. До пандемии сообщалось, что воинские подразделения стран ОДКБ примут участие в параде на Красной площади. Парад перенесен. Остается ли в силе участие в нем?
— Все государства ОДКБ очень серьезно готовились к празднованию 9 Мая. Для всех нас это великий праздник. Тем более — юбилейная дата. В честь 75-летия Великой Победы во всех государствах Организации Договора о коллективной безопасности отдали дань уважения ветеранам и склонили головы перед памятью тех, кто отдал свои жизни за свободу и независимость Родины.
Но, как мы видим, пандемия внесла коррективы, перенесен и парад в Москве. При подготовке к нему действительно все страны ОДКБ подтвердили свою готовность прислать в Москву воинские подразделения, и была организована их подготовка в столицах государств. Я уверен, что парад состоится, когда — будет зависеть от ситуации. Решение, конечно же, примет руководство Российской Федерации. На мой взгляд, можно рассматривать две даты: 24 июня, когда прошел самый первый парад в 1945 году, и день окончания Второй мировой войны в начале сентября. Это было бы символично, но возможны, конечно, и другие даты.
— Как вы относитесь к заявлениям на Западе, когда роль Советского Союза в разгроме фашизма намеренно замалчивается?
— Вы знаете, в тех же США и европейских странах звучат разные заявления о роли СССР в Победе. Наряду с нелепым враньем есть и справедливые, честные высказывания, причем на самом высоком уровне. Но, к сожалению, есть попытки пересмотреть итоги и причины начала войны и роль Советского Союза в разгроме фашизма. Иногда СССР наравне с Германией обвиняют в развязывании войны, иначе как враньем это назвать нельзя.
Важно бороться с этим, важно помнить, важно продолжать информировать граждан о вкладе СССР в Победу над фашизмом. Мы храним память о подвиге наших народов и считаем своим священным долгом отстаивать историческую правду о Великой Отечественной войне, пресекать попытки переписывания истории и героизации фашизма. На сайте ОДКБ создан специальный раздел "75 лет Победы — Победили вместе", в котором размещена виртуальная фотовыставка о вкладе государств ОДКБ (бывших союзных республик СССР) в Победу над нацистской Германией, публикуются материалы о подвигах героев Великой Отечественной войны из всех стран, входящих в ОДКБ.
Мы активно взаимодействуем в рамках российского председательства в ОДКБ с МИД России по продвижению правдивых материалов о войне. Наш информационный ресурс "Союзники. ОДКБ" за четыре месяца нынешнего года подготовил и опубликовал уже более 35 таких статей и репортажей. На здании Объединенного штаба ОДКБ в Москве размещен баннер, посвященный 75-летию Победы. И это символично, так как сюда, на Ленинградский проспект, 41, где в то время располагался московский аэродром, рано утром 9 мая 1945 года из поверженного Берлина был доставлен Акт о безоговорочной капитуляции Германии.
Накануне Дня Победы Парламентская ассамблея ОДКБ приняла Обращение к парламентам государств — членов Совета Европы, в котором призвала принять на законодательном уровне меры по противодействию возрождению и поощрению нацизма и его проявлений в современной Европе, по защите исторической правды о Второй мировой войне и пресечению попыток пересмотра ее итогов, умаления решающей роли народов Советского Союза в Победе.
— Как сотрудничают страны ОДКБ в борьбе с пандемией коронавируса? Как сама организация переживает пандемию, есть ли среди сотрудников заразившиеся COVID-19?
— Пандемия — очень серьезная угроза для наших стран. Это не совсем в компетенции ОДКБ, у нас все-таки военно-политическая организация, тем не менее в стороне от данной угрозы мы не остаемся. Когда пандемия только начиналась, у меня состоялся разговор с главой Роспотребнадзора Анной Поповой. Тогда установили готовность: если будет такая необходимость, ОДКБ подключит в полной мере свой ресурс для борьбы с пандемией. Сейчас это пока не требуется.
У меня состоялись телефонные переговоры с секретарями советов безопасности государств ОДКБ по ситуации с распространением коронавируса. Мы обменялись мнениями о складывающейся обстановке и принимаемых мерах по борьбе с пандемией в каждом государстве, входящем в организацию. Договорились также продолжить консультации для выработки мер коллективного реагирования в случае резкого ухудшения обстановки в зоне ответственности ОДКБ.
В рамках превентивных мер задействуются возможности Центра кризисного реагирования ОДКБ, организовано тесное взаимодействие с министерствами и ведомствами стран организации, осуществляется повседневный мониторинг распространения коронавирусной инфекции в регионах коллективной безопасности.
Новые реалии, которые сейчас складываются в зоне ответственности ОДКБ под влиянием пандемии, будут рассматриваться в ходе предстоящего 26 мая заседания СМИД.
— Какую помощь оказывали страны ОДКБ друг другу в борьбе с пандемией?
— Правовой базой ОДКБ предусмотрены механизмы оказания экстренной помощи в случае соответствующего обращения. Есть вариант на двусторонней основе, когда государство обращается за помощью непосредственно к другому и получает ее. Есть вариант, когда несколько стран ОДКБ консолидировано оказывают помощь другому члену организации. Второй вариант не понадобился. Помощь осуществлялась по двусторонним контактам.
— Как аппарат ОДКБ переносит пандемию?
— Конечно, мы приняли к исполнению меры по противодействию пандемии в Москве. Еще в марте отправили всех сотрудников старше 60 лет на удаленную работу. Их немного, люди заслуженные, с большим профессиональным опытом.
Рабочие органы ОДКБ — Секретариат и Объединенный штаб — работают по отдельному плану. Спланирован и реализуется комплекс противовирусных мер, временно отменены служебные командировки сотрудников. Сейчас большая часть сотрудников переведена на удаленный режим работы. Очные совещания не проводятся, используем видеосвязь.
Принятые меры позволили максимально снизить вероятность заболевания коронавирусной инфекцией наших сотрудников и членов их семей. Сегодня они все способны выполнять свои задачи. К счастью, заразившихся COVID-19 у нас пока нет, но мы продолжаем держать руку на пульсе и не расслабляемся.
— У вас проходили переговоры в режиме видеосвязи? Какую вы используете платформу? Насколько это безопасно?
— Мы, конечно, учитываем вопрос безопасности при проведении мероприятий в онлайн-режиме. Сейчас, например, мы с вами общаемся, и одновременно в режиме видеоконференцсвязи идет заседание Постоянного совета ОДКБ. Обсуждаются несекретные вопросы и "негрифованные" документы. Есть защищенная система для проведения видеоконференцсвязи со всеми нашими государствами на базе Центра кризисного реагирования ОДКБ.
— Пандемия, как вы уже сказали, внесла коррективы в работу ОДКБ. Коснулись ли они графика учений, которые планировались ранее?
— Надо понимать важность учений. Это высшая форма подготовки вооруженных сил и силовых структур к совместным действиям. Надеемся, что нам удастся провести если не все из них, то большую часть. Планировалось провести восемь совместных учений стран ОДКБ в сентябре и октябре. Они всегда проходят в этот период. Пока мы не отменяли их, и подготовка идет по графику. Будем, конечно, исходить из ситуации.
— А как вы оцениваете сегодняшний уровень взаимодействия вооруженных сил и других силовых структур в рамках ОДКБ?
— Как очень высокий. За 18 лет проделана огромная работа по укреплению взаимодействия всех силовых структур наших государств. Пройден путь от взаимодействия по отдельным задачам, как правило, на двусторонней основе к более высокому уровню — многостороннему комплексному сотрудничеству вооруженных сил и других силовых структур.
Ежегодно проводятся совместные мероприятия оперативной и боевой подготовки и совместные учения. Это является важным и эффективным механизмом совершенствования взаимодействия. В 2019 году в учениях "Боевое братство" приняли участие около 12 тысяч человек.
Неотъемлемой частью взаимодействия вооруженных сил и других силовых структур наших государств является совместная система подготовки кадров. В рамках подготовки и переподготовки специалистов в вузах Министерства обороны, МВД, МЧС, ФСБ России на льготных условиях или безвозмездно ежегодно обучаются около 1,5 тысячи человек из государств ОДКБ. На аналогичных условиях идет обучение слушателей и курсантов из стран ОДКБ в профильных вузах Армении, Беларуси и Казахстана.
Важным направлением взаимодействия является военно-техническое сотрудничество, в рамках которого мы уже вышли на уровень формирования межгосударственных программ. Совершенствуются механизмы оказания государствам ОБКБ экстренной военно-технической помощи.
Однако рано говорить, что уже все сделано. Сама жизнь заставляет нас идти дальше, совершенствовать и наращивать военное сотрудничество, прорабатывать новые механизмы обеспечения коллективной безопасности. В частности, мы уже приступили к работе над созданием объединенных военных систем — информационно-разведывательной и других.
— Сейчас немало говорят о том, что наш мир после пандемии уже не будет таким, как прежде. А как вы оцениваете перспективу и что, на ваш взгляд, нужно будет менять в работе ОДКБ?
— Да, сейчас звучат мнения, что пандемия окажет огромное влияние на все сферы жизни общества и после нее мир станет другим. Однако я не вижу оснований для таких глобальных выводов. Попытаемся ответить на более узкий вопрос: что же изменится в мире по-крупному, с точки зрения деятельности ОДКБ?
Наша организация — военно-политический блок и ориентируется прежде всего на международную и региональную военно-политическую обстановку. Я не вижу весомых аргументов, что она как-то существенно, и уж тем более кардинально изменится после пандемии. То же самое касается и зоны ответственности ОДКБ. Да, пандемия накладывает свой отпечаток, но что меняется по-крупному в Центральноазиатском, Кавказском или Восточноевропейском регионах? В военно-политическом плане существенных изменений не предвидится.
Безусловно, пандемия окажет большое негативное влияние на экономику и социальную сферу большинства государств. В разной степени, но это затронет и страны ОДКБ. Нам нужно принять это во внимание и корректировать деятельность организации на перспективу. Почему? Социальная сфера и экономика связаны между собой. Очевидно, что "проседание" экономики снизит благосостояние и социальную защищенность большого количества граждан во многих странах. Такая ситуация — благоприятная почва для роста наркоторговли и преступности в целом, развития нелегальной миграции, экстремизма и активизации террористических организаций. Мы обязаны учитывать в деятельности ОДКБ возможный рост этих угроз.
— Как сейчас обстоят дела с укреплением границы с Афганистаном для предотвращения проникновения террористов на территорию стран ОДКБ?
— Обстановка в регионе и на границе по-прежнему остается напряженной. Угроза возможного использования международными террористическими организациями особенностей таджикско-афганского участка границы с целью проникновения на территории стран ОДКБ остается актуальной и в настоящее время. Афганистан является местом, где стремятся найти убежище террористы различного толка, прежде всего участники конфликтов в Сирии, Ираке и других странах Ближнего Востока. Не стала исключением и террористическая организация "Исламское государство", достигшая наибольшего влияния в юго-восточных афганских провинциях. Несмотря на принимаемые правительственными войсками меры, значительную часть афганской территории по-прежнему контролируют бандформирования радикального исламского движения "Талибан".
В целях улучшения обстановки в данном регионе 28 ноября 2019 года на заседании Совета коллективной безопасности ОДКБ был утвержден перечень дополнительных мер, направленных на снижение напряженности в таджикско-афганском приграничье. Документ представляет собой комплекс политических, военных мер, а также мер в области противодействия вызовам и угрозам региональной безопасности. Все они нацелены на создание условий по укреплению таджикско-афганской границы.
— Планируется ли укреплять авиабазу ОДКБ в Кыргызстане?
— Российская авиационная база "Кант" на территории Кыргызской Республики создана в целях поддержания мира и стабильности в Центральноазиатском регионе коллективной безопасности ОДКБ, осуществления контроля воздушного пространства и решения задач по обеспечению военной безопасности государств организации. По согласованию с уполномоченными органами авиабаза может привлекаться к выполнению задач совместного боевого дежурства. Широкий спектр этих задач наглядно демонстрирует, насколько важна роль данного авиационного компонента.
Силы и средства системы коллективной безопасности широко используются в ходе проведения в регионе совместных учений ОДКБ. Поэтому проводится серьезная работа по повышению боеготовности авиабазы, совершенствованию летного мастерства личного состава и развитию инфраструктуры. Особое значение уделяется техническому оснащению базы. Она укомплектовывается современными образцами авиационной техники, что позволит существенно расширить спектр и эффективность выполняемых задач, повысить интенсивность летной подготовки экипажей.
— Рассматривается ли в ОДКБ вероятность военного конфликта с НАТО? Готовятся ли к такому риску страны организации?
— В первую очередьо целями ОДКБ являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых они отдают политическим средствам.
В то же время, в соответствии со статьей 4 Договора о коллективной безопасности, если одно из государств-участников подвергнется агрессии (вооруженному нападению, угрожающему безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету), это будет рассматриваться как агрессия в отношении всех стран ОДКБ.
Что касается вероятности военного конфликта с НАТО, то непосредственной его угрозы нет. Даже при наличии разногласий, разности подходов к решению крупных международных проблем и вызовов оснований для такого конфликта не наблюдается. Более того, мы надеемся, что у политической элиты и общества государств НАТО сформировано, как и у нас, понимание глобальной катастрофичности такого конфликта.
Вместе с тем в ОДКБ есть понимание всей сложности складывающейся военно-политической обстановки как на европейском континенте, так и в мире в целом. Любые ситуации, связанные с ее изменением, отслеживаются и внимательно анализируются. Наращивание военной мощи и военной инфраструктуры НАТО вблизи границ ОДКБ, интенсивности и масштабов совместных маневров (ежегодно проводится до 40 крупных военных учений) не может не вызывать обеспокоенности.
Все это объективно требует адекватной реакции ОДКБ и постоянной готовности к реагированию на возможные кризисные ситуации. Вырабатываются политико-дипломатические меры реагирования, укрепляется военная составляющая организации, проводится постоянная работа по повышению боевых возможностей войск (коллективных сил) ОДКБ и совершенствованию системы управления ими.
Следует подчеркнуть, что все эти меры направлены исключительно на обеспечение коллективной безопасности, территориальной целостности и суверенитета государств — членов ОДКБ.