БИШКЕК, 7 апр — Sputnik. "Исламское государство" — еще один своеобразный бренд и во многом пока большая "страшилка", заявил корреспонденту Sputnik научный сотрудник центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Станислав Притчин.
Ранее информация о появлении в Афганистане отрядов со знаменами ИГ и об их активизации на границах СНГ была подтверждена спецслужбами Афганистана и рядом мировых СМИ.
По словам Притчина, сложно оценивать угрозу при поступлении скудной информации из первоисточников. Возникает большой вопрос: насколько в реальности угроза экстремистов ИГ существует для стран ЦА? Об уровне угрозы должны говорить специалисты, которые непосредственно занимаются вопросами безопасности, а не своеобразным пиаром или публичным обсуждением тех или иных проблем, сказал эксперт.
Аналитик считает, что вокруг реальности угрозы для стабильности государств Центральной Азии слишком много разговоров, и эта угроза не такая серьезная, по крайней мере в ближайшей перспективе, чтобы нести риски для устойчивости государств в регионе.
"Можно сказать, что "Исламское государство" — еще один своеобразный бренд и пока во многом большая "страшилка", каким на протяжении долгого времени был вывод войск антитеррористической коалиции из Афганистана", — полагает Притчин.
По словам эксперта, в то же время нельзя отрицать угрозу на уровне внутренней политики, ведь процесс агрессивной вербовки людей и популяризация идей в "Исламском государстве" поставлены на высоком уровне через понятные для молодежи ценности и им доступные инструменты — соцсети и Интернет.
"С одной стороны, это позволяет благодаря грамотно поставленному маркетингу в ИГ привлекать новых адептов из числа людей, симпатизирующих исламской идее; а с другой — многие государства, пользуясь этой угрозой, усиливают войска и концентрируют ресурсы по борьбе с ней", — сказал аналитик.
Притчин считает, что в какой-то степени присутствует фактор — "чтобы усилить себя изнутри, надо найти врага извне". То есть власти стран используют эту тему для мобилизации армий и выработки внутренних ресурсов, но в целом, по его мнению, для государств ЦА в этом нет необходимости.
"Афганский вопрос" на протяжении нескольких лет уже использовался как мобилизационный фактор, и все ресурсы максимально выработаны из такого возможного сценария", — полагает эксперт.
По мнению аналитика, в России и других государствах была и есть серьезная угроза распространения салафитских течений, которые используются внешними игроками. Для расшатывания обстановки ими применяется игра на настроении людей, не удовлетворенных социально-экономическими вопросами.
"Создание устойчивой социально-экономической составляющей, справедливой правовой системы, рабочих мест для молодежи является основным фактором того, что люди не будут интересоваться экстремистской деятельностью", — заметил эксперт.
Притчин считает, что решать проблему необходимо в комплексе. Четкое отслеживание вопросов, связанных с деятельностью эмиссаров, применение жестких силовых решений наряду с идеологической работой, направленной на противодействие экстремистским течениям в религии, позволят максимально снизить угрозу.
Захват в вооруженной борьбе целых государств и их ресурсов, для того чтобы установить "халифат" не через справедливую исламскую идеологию, а с оружием в руках, далек от реалий ислама и совсем не соответствует истинным исламским ценностям.
Подробнее об "Исламском государстве" смотрите в инфографике Sputnik >>