Творчеству Тимура Зульфикарова, с которым Океев совместно написал сценарий, присуще широкое использование персидских, арабских, тюркских мотивов. Именно это привлекло кыргызского режиссера, увидевшего в слиянии этнических и культурологических начал Передней Азии и кыргызских нагорий благодатный материал.
На родине Толомуша Океева, в предгорьях села Торт-Куль, была снята кыргызская часть картины. Много массовых сцен прошло с участием односельчан и родственников Океева.
Фотограф Александр Федоров рассказал, что во время съемок представитель "Ганем-фильм" приехал в Душанбе, отсмотрел материал и отметил, что не хватает эротики.
После долгих дебатов было решено снять любовную сцену Муфаззала и Алтынбюбю. Асель наотрез отказалась сниматься обнаженной, и была найдена дублерша. Съемки эпизода проходили в закрытом павильоне сокращенной группой.
"Представитель "Ганем фильм" забрал у меня непроявленные пленки с фотографиями этой сцены, сказав, что они сами проявят, а у меня в камере остался только один кадр. В советском прокате этого эпизода не было", — поделился Федоров.
В центре картины — судьба художника Мани, чья история становления от детства и юношества до зрелого художника показана в фильме.
В средневековой Бухаре мастер гончарного ремесла Муфаззал, роль которого сыграл туркменский актер Ходжадурды Нарлиев, имел несколько жен, но не имел наследника, которому он мог бы передать свое дело.
Увидев на базаре юную рабыню Алтынбюбю (в прекрасном исполнении Асель Эшимбековой — дочери Таттыбубу Турсунбаевой), которую разбойники-барласы привезли с берегов Иссык-Куля, Муфаззал понял, что именно она должна родить ему сына, и пообещал девушке свободу, если она исполнит его мечту.
Его наследник Мани, в двенадцать лет освоив все тонкости гончарного искусства, обрел не только почитателей, но и ярых завистников, которые наказали его, искалечив мальчику правую руку. И тогда юноша решил отыскать однорукого Мастера, который научит его творить левой рукой.
Дочь Мастера влюбляется в Мани и просит его остаться, но он уходит, пожертвовав любовью.
О трагическом финале еще долго и безуспешно будут спорить все, кому довелось или еще доведется увидеть эту необычную призрачную восточную сказку, какой и предназначено быть миражу.