В прошлый четверг вечером двое неизвестных совершили нападение на религиоведа Кадыра Маликова и нанесли ему ножевые ранения. Пострадавшему провели экстренную операцию. Сам Маликов заявил, что лица, совершившие нападение, связаны с организацией, которая близка к террористической группировке "Исламское государство". Теолог связывает нападение со своей профессиональной деятельностью. Подозреваемые в нападении сегодня задержаны в Турции.
О своем самочувствии, об отношении к силам ИГ и о борьбе с терроризмом в интервью Sputnik рассказал теолог Кадыр Маликов.
— Как ваше самочувствие и как долго врачи намерены продержать вас в больнице?
— Спасибо большое, сейчас намного лучше. Мой диагноз "колото-режущие глубокие проникающие раны в области лица и шеи, а также кистей рук". Есть и травма глаз, но зрение у меня нормальное. В больнице я, наверное, пробуду еще долго.
— Ранее вы заявили, что на вас напали из-за резких высказываний в адрес радикальных течений ислама. За какое конкретно заявление, по вашему мнению, произошло нападение?
— Ранее вы заявляли, что в течение года в ваш адрес поступали угрозы. В чем это выражалось?
— Нет, личных и прямых угроз я не получал, но были косвенные через другие источники информации. То есть я анализировал ситуацию вокруг себя, и мне пришлось держать телохранителя в течение двух-трех месяцев. Правда, потом я его отпустил его, потому что не видел угрозы. А оказалось так, что весь этот акт был подготовлен и рассчитан на мое физическое уничтожение как раз в его отсутствие.
— На вас напали в четверг, а в пятницу утром вы должны были выступать на пресс-конференции по теме ИГ. О чем конкретно вы хотели поведать?
Причем эту работу необходимо вести постоянно — 24 часа в сутки, особенно с молодежью. Несколько поколений потеряно, и их надо вернуть. Сегодня ситуация, происходящая в мире, — это уже, по сути, третья мировая война, просто у нее иная форма. Она носит гибридный характер. Война идет внутри общества, она имеет полупартизанскую форму, поэтому только правильная идеология при поддержке гражданского общества может противостоять этой заразе.
— Какова вероятность того, что другим религиоведам, выступающим против ИГ, будут угрожать так же, как и вам, в самой республике, да и вообще в Центральной Азии?
— Мой случай — это официальная демонстрация силы. Он говорит о серьезности намерений такфиристской группы ИГ в отношении меня и моих коллег. Если сейчас государство и общество не объединятся, мусульманские лидеры не начнут выступать единым фронтом и не создадут программу, которая обеспечит безопасность каждого гражданина государства, то, мне кажется, все действия ИГ обретут успех. Я боюсь, что мои коллеги перестанут выступать с громкими заявлениями, это лишний раз даст ИГ укрепить позиции.
— У нас достаточное количество теологов. Но правильного ли они придерживаются направления и способны ли научить правильному исламу молодежь?
— Я думаю, их достаточно. Просто необходимо усилить работу по подготовке кадров и принять программу на национальном уровне с привлечением широкого круга теологов, улемов, имамов, которые заложат в эту программу основы фундамента традиционного ислама.
— А что власти говорят по этому поводу?
— Что-то я обсуждал с ДУМК и Госкомиссией по делам религий. Но что могут сделать с этой надвигающейся проблемой 20 человек? Не хватает сильной кадровой поддержки, финансов и, возможно, политической воли сверху. Сирия недалеко, и границы ИГ проходят через ум каждого. Идеологические границы сильно расширились, и это самое страшное.
— Как вы относитесь к тому, что Россия присоединилась к борьбе с ИГ в Сирии при помощи авиаударов. Это действительно эффективный инструмент?
— Да, я поддерживаю Россию в ее решении. Страны должны объединяться и принимать максимальные меры для того, чтобы прекратить распространение сил ИГ.
— Предположим, что силы ИГ будут побеждены и те кыргызстанцы, которые воевали на его стороне, вернутся домой. Как их вернуть в общество и стоит ли это делать?
— Что бы вы сказали тем, кто собирается воевать в Сирии на стороне ИГ?
— Нам всем отвечать перед Аллахом, и я Его боюсь. Хотел бы предупредить и призвать всех своих братьев одуматься. При сборе информации надо брать ее из нескольких источников, сомневаться. Как призывал пророк, надо думать и прощать.
— А вы простили своих обидчиков?
— Перед Богом простил. Они должны понести наказание уголовное, но в своем сердце и перед Богом я их прощаю. Все это будет решаться в Судный день. Надо помнить об этом.