БИШКЕК, 8 дек — Sputnik. Внутреннее кольцо Стоунхенджа построено из камней, добытых в двух карьерах на территории графства Пембрукшир на юго-западе Уэльса, утверждают британские археологи в статье, опубликованной в журнале Antiquity.
"Стоунхендж был валлийским монументом с самого начала своего существования. Если мы сможем найти ту оригинальную конструкцию, из которой он в дальнейшем был собран, то сможем наконец-то приблизиться к ответу на вопрос, почему Стоунхендж был построен и почему некоторые его камни перевезены так далеко от места добычи", — заявил Майк Пирсон (Mike Pearson) из университетского колледжа Лондона (Великобритания).
Стоунхендж — загадочное каменное сооружение в графстве Уилтшир, один из самых знаменитых археологических памятников в мире. Для его строительства, которое началось примерно в 2600 году до нашей эры, использовались валуны песчаника и привозимые издалека монолиты — 11 так называемых голубых камней из диабаза, довольно твердой вулканической породы.
Как рассказывает Пирсон, на самом деле голубые камни внутренней части Стоунхенджа и прочие элементы его архитектуры вырублены его древними строителями из двух других карьеров — Карн Гедог (Carn Goedog) и Крэг Рос-и-фелин.
Авторы статьи пришли к такому выводу на основании химического и минералогического сходства пород в этих карьерах с камнями Стоунхенджа, а также благодаря найденным следам пребывания человека в этих карьерах, на 500 лет опережающим время постройки монумента.
К примеру, в карьере Крэг Рос-и-фелин ученым удалось найти четыре следа очагов, оставленных строителями, множество обожженных кусочков гальки, попадавшей в очаг, а также один обработанный монолит, лежавший на множестве мелких камней, который так и не был вывезен из каменоломни из-за того, что нижняя часть его была расколота.
Как полагают ученые, строители Стоунхенджа избрали эти два карьера по той причине, что залежи диабаза в них были частично повреждены и разрушены под действием стихий. Это заметно облегчало процесс их извлечения из карьера и придания нужной формы.
Добытые в этих карьерах монолиты, считают ученые, транспортировались в Уилтшир не по воде, как считалось ранее, а по суше, так как строителям пришлось бы взбираться по очень крутому склону гор на пути от Крэг Рос-и-фелин к морю, что они вряд ли могли бы сделать с 2-тонным булыжником на плечах.
Единственной загадкой остается то, почему камни Стоунхенджа были транспортированы на столь большое расстояние. В окрестностях Крэг Рос-и-фелин и Карн Гедог нет священных рощ, ручьев и прочих объектов поклонения.
Как считает Пирсон, опираясь на 500-летнюю разницу в возрасте камней в карьерах и самого монумента, можно сказать, что изначально Стоунхендж был построен в Уэльсе и лишь потом перенесен в Уилтшир. Этот акт имел, по всей видимости, чрезвычайно большое политическое значение для жителей и того, и другого региона будущей Великобритании.