Признаться, найти стюардесс легко, трудно их уговорить побеседовать. Несмотря на обещание сохранить анонимность, они не соглашались на интервью. Одна даже ответила, что "им запрещено говорить плохо о пассажирах". Но все-таки нашлась смелая, она даже сама позвонила корреспонденту Sputnik Кыргызстан.
— Во многих профессиях повседневность — обычное явление, но вашу связывают с романтикой. Какой рейс стал для вас незабываемым?
— Это было предложение руки и сердца в полете. Молодой человек подошел ко мне и сказал, что хочет сделать предложение своей девушке. Мы разработали план: откуда вынесут цветы, как раздать пассажирам таблички с надписями "выходи замуж", "не отказывай" и т.п. В тот момент, когда он делал предложение, все пассажиры встали и подняли эти таблички. Вынесли огромный букет. Все было очень красиво. А девушка весь полет плакала от радости.
— А самый страшный?
— Каких известных личностей вы встречали на борту?
— Летали со многими. Например, из российских певцов — с Серегой, Дианой Гурцкой. Серега оказался очень веселым и простым. А из отечественных — с Сыймыком Бейшекеевым, Мирбеком Атабековым, Омаром, Арсеном и другими.
— После общения с вами мне тоже захотелось стать бортпроводницей. А важна ли в вашей профессии внешность?
— При приеме, конечно, учитывают внешние данные, но это не главное. Прежде всего у человека должны быть живой ум, способности и стабильная психика.
— Это правда, что при открытых дверях самолета вы работаете бесплатно?
— Оплату мы получаем за летный час. Поэтому действительно получается так, что пока двери самолета открыты, мы работаем бесплатно.
— Когда пассажиры заходят в самолет, их встречают приветливые бортпроводницы. Как вам удается всегда оставаться вежливой и улыбчивой?
— В самом человеке должны быть приветливость и доброта. Если этого нет и он не может от души улыбаться, приходится улыбку подделывать.
— Бортпроводники тоже люди. Бывает, что они срываются на пассажиров?
— Перед полетом пассажиров просят пристегнуться, отключить телефоны и так далее. Но среди них обязательно найдутся такие, кто игнорирует просьбы.
— Кыргызстанцы воспринимают все болезненно. Обычно отвечают: "Я же выключил телефон, чего еще надо?». Наша задача — объяснить, что это делается ради безопасности полета. Потому что, согласно научным данным, самыми опасными периодами в полете являются именно взлет и посадка. А некоторые пассажиры этого не понимают.
— Как насчет курения на борту?
— Курить в самолете строго запрещено. Но некоторые пассажиры от страха нервничают, идут в туалет и курят там. А система вентиляции разносит запах по салону. Когда пассажир адекватно объясняет, что не может без курения, мы его понимаем. А когда говорит: "Да я не курил! Ты что, меня за руку поймала?», идем на принцип и сдаем правоохранительным органам.
— В зарубежных новостях часто сообщается, что пьяный устроил дебош на борту, из-за чего самолет произвел экстренную посадку. А на наших бортах часто происходят драки?
— Если пассажир с кем-то ругается, мы стараемся его пересадить. Если выпивший человек проявляет агрессию, сначала предупреждаем его, если не слушается, привязываем к креслу. Для этого у нас есть наручники, жгуты, скотч и другие специальные наборы.
— А пьяными они бывают до полета или пьют уже в самолете?
— На борту местных авиакомпаний алкоголь запретили. Если у пассажира алкогольное опьянение, то бортпроводники берут его на заметку. Сильно пьяных мы снимаем с рейса. Но когда это делаем, трезвые пассажиры заступаются, говорят: "Да он сейчас уснул бы. Нормально долетит, зачем вы его снимаете?". Был случай, когда пьяный пассажир во время полета уснул, а потом не пришел в себя — впал в алкогольную кому.
— Мы узнали, что пассажиры в полете и пьют, и бьют. А как насчет чистоты в салоне?
— Сколько?
— Отклеить один кусочек жвачки в московских аэропортах стоит около 50 долларов. Еще нужно учитывать, что после обработки спецсредствами поверхности теряют вид. И это повторяется из рейса в рейс. А потом пассажиры говорят, что у нас салоны непрезентабельные. Кто виноват? У всех руки чешутся, нужно что-то оторвать, отодрать, отклеить. И все это происходит на местных рейсах. За 40 минут полета можно на такое насмотреться…
— Например, верующие могут прямо на борту, в проходе, совершать намаз. Вообще, где пассажирам лучше молиться, находясь в небе?
— Если человек просит совершить намаз не при взлете или снижении, то я не препятствую. Часто они это делают в вестибюле под моим наблюдением. Но в проходе молитву отправлять нельзя. Согласно Корану, молиться надо в чистом месте. Обычно люди в самолете молятся на своих местах.
— На местных рейсах пассажиры часто аплодируют после приземления. Что вы испытываете в этот момент?
— Чувство гордости.
— А правда, что кислорода в масках хватает всего на 15 минут?
— Да. За это время самолет может перейти на ту высоту, где человек может дышать самостоятельно. Вообще, в рейсе все рассчитано. Например, "аварийка" горит минимум 20 минут и питается от аккумулятора. Есть стационарное и переносное кислородное оборудование. Первое используется в медицинских целях, если кому-нибудь станет плохо.
— Наверное, часто в полете пассажирам становится плохо. В каких нештатных ситуациях приходилось работать?
Мы об этом узнали уже на борту. Эта девушка во время полета несколько раз теряла сознание. Когда она попросила меня сопроводить ее в туалет, я увидела у нее повязку. Тогда она мне все и рассказала. При снижении самолета ей опять стало плохо. Она несколько раз "уходила", мы ее откачивали и приводили в чувство. О случившемся доложили командиру, чтобы он ускорил процедуру снижения. Вызвали "скорую" и передали больную врачам.
— Наверное, и роды принимали…
— Нет, Бог миловал, но были преждевременные схватки у девушки на седьмом месяце. Отошли воды при снижении, мы вызвали "скорую" и благополучно передали роженицу медработникам.
— Да вы просто небесные спасатели. Уверена, что пассажиры вам очень благодарны.
— Нас часто благодарят больные пассажиры и те, кому стало плохо на борту. Потому что мы как положено ухаживаем за ними. Люди часто выражают свои пожелания и благодарность в книге жалоб и предложений.
— Ваша работа трудная и ответственная, но и благодарная. Если бы не любили ее, ни на секунду не задержались бы, верно?
— Да, наша работа очень позитивная. Конечно, сколько людей, столько и характеров, но случается и много хорошего.
— Вы еще молоды, но все же интересно, когда бортпроводницы выходят на пенсию?
— Отработав 20 лет, можно готовить документы на заслуженный отдых.
— То есть вы отлетали уже 15 лет, осталось всего пять. Чем планируете заняться потом?
— Главное в жизни человека — это семья. Посвящу себя этому.