Табу на голых женщин, или Чего не хватает Интернету Кыргызстана

© Sputnik / Табылды КадырбековРуководитель рекламного отдела и маркетолог интернет компании Дарья Суходолова.
Руководитель рекламного отдела и маркетолог интернет компании Дарья Суходолова. - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
Маркетолог Дарья Суходолова рассказала корреспонденту Sputnik Кыргызстан о заблуждениях и страхах отечественных бизнесменов и о том, как разнятся стартап-проекты в КР и на Украине.

Свою собеседницу я бы описала одним новомодным выражением — self-made women. Нет, это не потому, что у нее ярко красные ногти и аккуратно выведенные стрелки на глазах. Вся соль в ее не женской деловой хватке и жизни наперекор советам авторов великой бизнес-литературы: нужно ставить краткосрочные и долгосрочные цели и планомерно идти к ним.

Она не строит планов, а хватается за все возможности. Так, однажды жизнь Дарьи Суходоловой перевернуло объявление в университете о наборе стажеров.

— Помню, пару лет назад все СМИ вдохновенно рассказывали историю о девочке, приехавшей из маленького города Кызыл-Кии и покорившей большой Бишкек, встав во главе одного из крупных интернет-проектов страны. И вот конец 2015 года, вы объявляете о своем уходе. Какую вершину покоряете теперь?

— После месячного отдыха, который я обещала себе, когда увольнялась, я приступила к работе в украинском интернет-проекте. Теперь я больше занимаюсь не маркетингом, а менеджментом. Это предложение, от которого невозможно было отказаться. Мне хотелось учиться новому, получить новые навыки.

— Меня настораживает информация с упоминанием понятия "стартап-проект"…

— Мы привыкли, что в Кыргызстане стартап — это группа молодых ребят, небольшие инвестиции и непроработанный бизнес-план. На Украине и в соседней Европе стартаперский рынок развит, как и его инфраструктура вместе с венчурными фондами (инвестиционный фонд, ориентированный на работу с инновационными предприятиями и стартапами). 

© Sputnik / Табылды КадырбековИнтервью с маркетологом Дарьей Суходоловой
Интервью с маркетологом Дарьей Суходоловой - Sputnik Кыргызстан
Интервью с маркетологом Дарьей Суходоловой

За последние полтора месяца работы там я узнала больше, чем, пожалуй, за последние полгода-год. Ведь это рынок совсем другого уровня, где требовательность специалистов к себе и своему продукту просто поражает. 

— Чего о нас не скажешь? Мне кажется, если бы у нас ввели карточки профпригодности, то медиакомпании остались бы без сотрудников.

— У нас очень мало готовых специалистов. Особенно это касается сферы интернет-маркетинга и управления интернет-проектами. Мне очень часто звонят знакомые из разных компаний и говорят о том, что ищут человека на позицию интернет-менеджера или маркетолога и не могут найти, потому что их просто нет. 

В этом случае у работодателей остается три варианта: 

Первый — вырастить специалиста самому. Кстати, и я была выращена. Когда пришла в интернет-агентство в Кыргызстане, у меня не было вообще опыта интернет-продвижения, я не знала, что такое CPM и CTR. Сейчас я смело называю себя специалистом по интернет-маркетингу кыргызстанского уровня.

Кто в соцсетях нас бесит, или Почему Кыргызстану надо стать "пандочкой"
Второй — хедхантинг, переманить специалиста. Это может быть не совсем этично в бизнесе на таком маленьком рынке, но тем не менее отличный способ найти хорошего специалиста.

Третий — привести специалиста из-за рубежа. Например, из той же Украины. Это хороший вариант, если компания решает развивать какой-то большой интернет-проект, надеется на него и готова вкладывать средства. Успешных примеров я пока в Кыргызстане не знаю, но так делают в соседнем Казахстане. А мы идем за казахами по пятам.

— Я не ярый патриот, но мне очень обидно, что сейчас к нам из разных уголков земли съезжаются дяденьки с деньгами и мозгами. Они не хотят быть в подчинении, они подчиняют кыргызстанцев и делают еще больше денег. 

— Если бы я была президентом и у меня была бы цель защищать интересы страны, развивать экономику, то да, меня бы это беспокоило. Но в данном случае я потребитель. Мне важно, чтобы меня обслужили быстрее, дешевле и лучше. И если зарубежная компания делает так — это замечательно! Почему я должна пользоваться товарами и услугами, которые дороже, плохого качества, а в бонус — проблемы с доставкой, только потому, что мне жалко кого-то? Об этом должно думать правительство. Плюс конкуренция с зарубежными специалистами может значительно поднять уровень местных проектов. 

— Ответ настоящего маркетолога. А есть ли для вас табу как для маркетолога? Мы вот, журналисты, ходим по лезвию ножа, когда делаем какие-нибудь резкие материалы. Это чревато тем, что тебе в темном переулке по голове настучат.

— Есть стандартные этические нормы в рекламе. Например, голых женщин не использовать. Хотя они очень хорошо работают и приносят нецелевой бесполезный интернет-трафик. 

© Sputnik / Табылды КадырбековИнтервью с маркетологом Дарьей Суходоловой
Интервью с маркетологом Дарьей Суходоловой - Sputnik Кыргызстан
Интервью с маркетологом Дарьей Суходоловой

А если серьезно, в местном интернет-агентстве, например, был кодекс обещать только то, что реально выполнимо. Загвоздка в том, что эффективность интернет-маркетинга измерима, поэтому глупо и неправильно обещать, что размещение баннера сразу же отразится на продажах. Для меня табу — это "не объяснять" клиенту, что и как работает. Но бывает так, что ему просто не нужно это. 

— В таких условиях у маркетологов и рекламщиков развязаны руки и есть все шансы, что клиент останется с лапшой на ушах.

— Бывает и такое. Никому не нужны точные цифры, все оценивается интуитивно или по общему уровню повышения и понижения продаж. Вполне возможно, что этого сейчас достаточно для нашего рынка. Мало какие компании могут позволить себе дополнительные инвестиции, время и средства в развитие систем мониторинга и анализа. И не всегда есть смысл это делать. Но те, кто делает это, более круты и эффективны. 

— А вы можете привести пример чего-то гениального и прорывного на нашем рынке?

— Мир мы не покорили, но есть много замечательных компаний, которые сделали невероятное. 

Чем не достижение сделать национальные напитки известным брендом и достоянием страны? Особенно в 90-х, когда к нам на рынок хлынули зарубежные товары и мы восторженно кричали: "Ура, мы можем пить кока-колу и юппи".

— Почему кыргызстанским брендам никак не удается стать международными? Маркетинг хромает?

— А надо ли нам это? Ни один бренд не обязан быть международным. Он обязан быть эффективным и успешным в своей нише. Если эта ниша — только Бишкек, классно! Делай свой бизнес на локальном уровне и делай его хорошо. Решили расширяться, тоже замечательно. Все зависит от целей и стратегии развития бизнеса. 

— Где-то я прочитала, что часть успеха — это удачный маркетинг. Но, кажется, кыргызстанские бизнесмены так не думают. Какие главные заблуждения у человека, который собирается обратиться к маркетологу?

— Главное заблуждение в том, что можно потратить 100-200 долларов и уже через неделю повысить продажи в три раза. Это все из-за недостатка знаний. Когда человек приходит в агентство, его обязанность не только заплатить, но и разобраться с помощью специалиста с тем, что он покупает и какой будет от этого результат. Иначе зачем покупать кота в мешке?

© Sputnik / Табылды КадырбековИнтервью с маркетологом Дарьей Суходоловой
Интервью с маркетологом Дарьей Суходоловой - Sputnik Кыргызстан
Интервью с маркетологом Дарьей Суходоловой

Стандартный клиент — это тот, который говорит: "Расскажите мне, что я хочу от своего сайта и каким он должен быть". И это очень печально.

— Интересно, а как бы вы тогда описали стандартного кыргызстанского маркетолога?

— Будут портреты двух типов маркетологов — мужчины и женщины.

Как найти работу, если ты бестолочь с невнятной специальностью
Первый тип — Карина, маркетолог компании. Ей от 20 до 30 лет. Она красивая и классная. Она специалист со своим багажом опыта. Ей интересно заниматься продвижением компании, постоянно придумывая что-то новое, и важно выполнять планы в срок. Она не сомневается и не тушуется в реализации нового кейса.

Второй тип — это Эркин. Ему за 30. У него свой бизнес, и он сам себе маркетолог. Он знает меньше Карины, но у него очень большое желание разобраться во всем, потому что на кону — собственный бизнес. Он очень много сомневается и боится рисковать по той же причине. 

— Мне кажется, кыргызстанские бизнесмены редко готовы рисковать и тратить кровно заработанное на какую-то мудреную рекламу… Но, может, есть примеры хорошей рекламы в социальных сетях?

— У нас мало ярких выдающихся проектов, потому что рынок маленький, PR платный. Можно сделать что-то крутое, но никто из СМИ бесплатно об этом не напишет. Смысл? 

Кыргызстанским бизнесменам остается использовать стандартные методы продвижения — вести страничку в социальных сетях и раз в месяц устраивать какую-то активность для пользователей. Если это делать хорошо, то и этого будет достаточно. Но очень жаль, что у нас хромает технический SMM. Ведь не проводят даже примитивных опросов. Например, "какое ты животное"? 

— А на ваш взгляд, чего не хватает Интернету Кыргызстана в общем?

— Ниша развлекательных и новостных сайтов более или менее заполнена и удовлетворяет запросы пользователей. Очень не хватает сервиса. У нас уже популярны услуги заказа еды или вызова такси, но потребности пользователей постепенно растут. Пусть это будут маленькие стартапы с относительно небольшой аудиторией. 

Например, недавно мои знакомые запустили стартап "Готовь просто". У них есть своя аудитория. Они решают проблему таких, как я, ненавидящих ходить по базарам, покупать продукты и уж тем более думать о том, что приготовить. Это замечательная идея, которая однозначно привлекает людей.

— В одном из интервью вы говорили о том, что хотите стать Стивом Джобсом в юбке, удалось?

— Я должна себе признаться, что я не изобретатель и Стивом Джобсом я не буду. Но Стив Джобс амбассадор своего бренда, он вел его и делал так, чтобы его любили все. Я надеюсь, что у меня получилось сделать в кыргызстанском интернет-агентстве то же самое и я стала амбассадором для него. Наверное, можно поставить маленькую галочку карандашом напротив пункта "Стать Стивом Джобсом". 

— Вы задаете себе высокую планку. Что тогда может стать для вас как для маркетолога лучшей наградой?

Влюбленная пара. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Бизнес на чувствах: секреты молодых кыргызстанских предпринимателей
— Если бы я работала в креативном рекламном агентстве, я бы очень хотела выиграть Гран-при Red Jolbors Fest, а потом Гран-при киевского или московского рекламного фестиваля, а потом и Каннских львов.

А вообще, больше всего мне нравится, когда награды получает проект или компания, в которой я работаю, когда оценивается результат работы целой команды. Я безумно люблю быть победителем. На микроуровне. Например, на занятиях английским в группе мне очень важно победить в какой-то простой и нелепой игре. Или победить всех в мафии или Alias. 

— Семейная жизнь вам не мешает на пути к победам?

— У меня совершено чудесный муж. Он меня во всем поддерживает. Я ему: "Дорогой, можно я поеду работать на месяц в другую страну?" Он мне в ответ: "Да, дорогая". Я очень ему благодарна за поддержку и любовь. И коты, конечно. Когда приходишь домой и видишь, как они рады тебя видеть, то понимаешь, что все остальное ерунда.

Лента новостей
0