БИШКЕК, 7 июл — Sputnik. Властям Таджикистана и Кыргызстана сейчас важно рассмотреть все варианты сотрудничества, в том числе необходимо серьезно изучить проект "Энергообменный мост Таджикистан — Кыргызстан", считают эксперты.
Напомним, автор предлагает объединить эксплуатацию двух водохранилищ — Нурекской и Токтогульской ГЭС. Обмениваться предполагается выработанной электроэнергией — из энергосистемы Таджикистана в энергосистему Кыргызстана и обратно. Подробнее о проекте читайте здесь. В рамках дискуссии по проекту уже высказали свое мнение кыргызстанский экономист Марат Мусуралиев, инженер-гидротехник Андрей Захватов, известный таджикский энергетик Георгий Петров и академик Международной инженерной академии Бахром Сироджев.
"Проект Колесниченко безукоризнен"
Как считает Александр Рябикин, кандидат технических наук, советский и российский гидростроитель, с проектом "Энергомост Таджикистан — Кыргызстан" он знаком более года. Эксперт полагает, что детализация этого проекта должна продолжиться с участием авторитетных специалистов по трем направлениям: гидроэнергетика; электросети и системы; макроэкономическая аналитика электроэнергетического рынка Центральной Азии.
"Техническая часть проекта Анатолия Колесниченко, с которым я работал на строительстве ГЭС "Сангтуда-1", для концептуального проекта проработана более чем глубоко. Анатолия Ивановича я считаю очень авторитетным инженером, его мнение часто было окончательным при выработке решений на строительстве Сангтудинской ГЭС-1 и других ГЭС Вахшского каскада", — заявил Александр Рябикин.
Гидростроитель уверен, что в этом проекте Россия могла бы выступить в качестве инвестора, который бы уравновесил возможные перекосы в амбициях партнеров и эффективно реализовал согласованные технические решения. Причем участие РФ, по его мнению, нужно в самом начале процесса, "иначе никто ни о чем не договорится".
"Мелкие замечания и ссылки оппонентов проекта в рамках той дискуссии, что идет сейчас в СМИ, на колебания цен на электроэнергию в регионе я считаю несущественными. Почему? Когда я работал в 2006-2008 годах в Центральной Азии, региональные оптовые цены по перетокам прыгали от 1 цента (Узбекистан — Таджикистан) до 14 (Афганистан — Пакистан)", — напомнил Рябикин.
Он уверен, что реализация проекта приведет к появлению нового инструмента регулирования оптовых цен на электроэнергию в лице упомянутого консорциума.
"Еще раз подчеркну — технически проект Колесниченко безукоризнен, причем отработанные им варианты придают ему необходимую гибкость при любом сценарном развитии", — заключил Александр Рябикин.
Зульфия Марат, эксперт международного общественного фонда "Институт исследования проблем водопользования и водноэнергетических ресурсов Центральной Азии", говорит, что проект Колесниченко не решает водноэнергетические проблемы Центральноазиатского региона, тем не менее с точки зрения решения части этих проблем он интересен, особенно в свете последних событий вокруг проекта CASA-1000.
"Этот проект, как и прогнозировали многие эксперты, может оказаться проектом на бумаге, поскольку в министерствах Афганистана и Пакистана уже раздумывают над отказом от CASA-1000. Афганистан отказался от энергопотребления и намерен выполнять лишь функции страны-транзитера. Пакистан в связи со снятием санкций с Ирана может в корне пересмотреть свои планы по энергообеспечению. Поэтому, с моей точки зрения, проект Анатолия Колесниченко "Энергомост Таджикистан — Кыргызстан" следует рассмотреть вне рамок проекта CASA-1000 (хотя он и увязан с ним), — подчеркивает эксперт.
По мнению Зульфии Марат, в проекте Колесниченко интерес представляет его главная идея — связать два крупнейших речных бассейна Центральной Азии — Сырдарьинский и Амударьинский.
Марат отмечает, что Таджикистан по проекту Колесниченко должен будет взять на себя обязательства по сработке в апреле-июне Кайракумского водохранилища. Казахстан должен взять на себя обязательства, при необходимости полной сработки Шардаринского и Коксарайского водохранилищ, по сохранению водного режима в низовьях реки Сырдарьи и освобождению емкости под осенние "возвратные" объемы сработки воды из Токтогульского водохранилища.
Также она напоминает, что нужно учитывать зимние подтопления по низовью Сырдарьи, так как ГЭС Кыргызстана, как было отмечено выше, работают в преобладающе энергетическом, а не в преобладающе ирригационном режиме. Именно это обстоятельство, по мнению Зульфии Марат, требует критического отношения к проекту Колесниченко.
"Но в его проекте заложены некоторые потенциально интересные возможности, в том числе по более полному удовлетворению ирригационных нужд Узбекистана и Казахстана. Иными словами, данное предложение требует доверительного сотрудничества не двух, а четырех стран — Таджикистана, Кыргызстана, Узбекистана и Казахстана", — говорит эксперт и предлагает в связи с этим провести следующую работу:
- составить помесячно выверенные сравнительные графики реальных притоков в Токтогульское и Нурекское водохранилища в маловодные, средневодные и многоводные годы;
- уточнить объемы и графики попусков воды из Нарын-Сырдарьинского каскада водохранилищ;
- пересмотреть длительность этапов обмена электроэнергией (например, этап передачи таджикской электроэнергии в Кыргызстан будет проходить в средневодные годы не три месяца, а лишь два весенних — апрель и май; для маловодных и многоводных лет надлежит тщательно проверить, насколько возможен такой обмен.
"Зимний" этап проекта, на мой взгляд, под вопросом, — считает она. — Следует учесть все возможные варианты и разницу в стоимости выработки электроэнергии между двумя странами. Заново придется поставить вопрос о строительстве высоковольтной ЛЭП, связывающей две страны, и определить финансовую ответственность за возможные расходы в связи с этим.
К окончательному заключению по проекту Анатолия Колесниченко, по мнению Зульфии Марат, можно будет прийти только после совместной работы специалистов Таджикистана и Кыргызстана с приглашением узбекских и казахских специалистов.
"Но именно здесь кроется основное препятствие в осуществлении подобных проектов — в регионе так и не выработан постсоветский механизм согласованного комплексного развития, доверие между странами "верховья" и "низовья" на низком уровне, — говорит она. — Чтобы повысить доверие и реально заинтересовать все стороны, с моей точки зрения, следует выдвигать проекты, которые несут убедительные выгоды для всех стран региона, использовать наиболее оптимальные способы урегулирования нынешних проблем региона".