На встрече в Санкт-Петербурге 9 августа Владимир Путин и Реджеп Эрдоган попытаются перевести российско-турецкие отношения на уровень добрососедства. О возобновлении стратегического партнерства и связанных с этим уровнем проектах речь даже не идет.
"Не виновата я, он сам себя сбил!"
Начавшийся с извинений Эрдогана за сбитый самолет процесс урегулирования российско-турецких отношений резко активизировался после попытки переворота в Турции. Инициатором перехода в галоп стала турецкая сторона, которой на фоне резкого обострения отношений с США, тяжелых переговоров с ЕС о будущем турецко-европейских связей, а также диалога с Ираном о будущем Ближнего Востока потребовался рычаг давления в виде максимально хороших отношений с Москвой.
Возможно, власти Турции действительно не санкционировали ликвидацию самолета. По крайней мере, это было бы логично. Эрдоган — последний человек в Турции, которому был выгоден разрыв отношений с Москвой, но после инцидента у него имелся выбор. Он мог быстро назвать и наказать виновных, спасая тем самым отношения с Россией. Или же заявить, что летчик выполнял президентский приказ, и тем самым спасти свой авторитет, продемонстрировав, что он полностью контролирует ситуацию в стране.
Возможно, Эрдоган образца 2005 года — умный, осторожный политик — выбрал бы первый вариант. Даже Эрдоган-2015 — заигравшийся президент, который на волне множества успехов потерял ощущение риска, — задумался. Ненадолго, но задумался. Однако после нескольких часов раздумий он выбрал второй вариант и таким образом похоронил стратегические отношения с Москвой.
Сейчас же, когда волна успеха сменилась серией неудач, чувство риска вернулось, и Эрдоган стал восстанавливать отношения. Именно для этого, в частности, он 9 августа прибудет в Санкт-Петербург, где проведет переговоры с Владимиром Путиным (собственно, Мехмет Шемшек приезжал именно с целью подготовки президентского визита).
Туристы, продукты, труба
Если рассмотреть более земные цели, то прежде всего турки заинтересованы в скорейшем возобновлении чартерных рейсов. Да, сейчас из 11 городов России в Турцию летает более 100 рейсов, однако для туризма нужны именно чартеры — они позволяют снизить стоимость путевки примерно на 20 процентов. Без этого тот же Тунис с точки зрения цены выглядит куда привлекательнее турецких курортов.
Однако Россия не спешит: чиновники заявляли, что решение по трансферам будет принято в лучшем случае через месяц, а в худшем — ближе к концу года. Сейчас, на фоне терактов в Анкаре, Кремль заботится о безопасности россиян. "Нашим турецким коллегам были переданы рекомендации российской стороны, с которыми турецкая сторона согласилась. Направлено приглашение российским экспертам приехать в Турцию для ознакомления с принимаемыми мерами безопасности в аэропортах, гостиницах и других местах массового пребывания туристов, чтобы убедиться, что такие меры достаточны", — отметил вице-премьер Аркадий Дворкович.
Туроператоры пока настроены пессимистично — они понимают стратегию Кремля, целью которой является максимальная загрузка внутренних курортов (Крым, Краснодарский край). В нынешних экономических условиях валюта россиян должна оставаться внутри страны, а не тратиться на турецких берегах.
Аналогичным прагматизмом объясняются и задержки с возобновлением доступа турецких продуктов на российские рынки. Анкара хоть сейчас готова прислать в Москву специалистов для переговоров, однако российские власти говорят о необходимости прохождения долгих и нудных процедур по сертификации и логистике. Они просто хотят, чтобы турецкие товары не составляли конкуренцию российским сезонным овощам и фруктам. А вот когда через пару месяцев сезон закончится, тогда пусть турецкая продукция поступает на рынки РФ, конкурируя за места и желудки покупателей в основном с другими иностранными товарами.
Да, стороны заявляют, что возобновят переговорный процесс. Однако тут ценность именно в процессе. Турции нужен демонстративный диалог с Россией "по трубе" для того, чтобы продемонстрировать Западу темпы восстановления отношений с Москвой.
Кремлю эти переговоры тоже нужны для давления на Европу, но тут цель более прагматична — Россия хочет ускорить переговорный процесс по "Северному потоку — 2". В частности, побудить Германию к более активным действиям по лоббированию проекта (немцы получают от его реализации колоссальные экономические и политические дивиденды).
Реально же тянуть трубу через Турцию бессмысленно. Россия задумала альтернативный трубопровод, чтобы избавиться от ненадежного транзитера в лице Украины. Так какой смысл в получении другого ненадежного транзитера в лице Турции?
И дело даже не в нынешней турецкой власти, а в том, что отношения между Москвой и Анкарой сложно будет вернуть на уровень стратегического партнерства даже после августовского саммита. Опять же — не из-за исторической вражды или "турецкой подлой натуры", о которых любят говорить некоторые "эксперты". Международные отношения не предполагают такой роскоши, как эмоции, и должны строиться на прагматизме и национальных интересах. А между Турцией и Россией слишком много стратегических противоречий, которые за последний год углубились.
Крым, Кавказ и Сирия
Политическая часть повестки дня питерского саммита будет, судя по всему, состоять из Крыма, Кавказа и Сирии. Сторонам придется найти хотя бы минимальные компромиссы по всем пунктам.
Ни для кого не секрет, что Анкара поддерживает нелояльную Москве часть крымско-татарской общины. Причем поддерживает не только политически, но и экономически, разделяя с Украиной бремя финансирования жизнедеятельности Джемилева, Чубарова, Ислямова и других лиц, недовольных возвращением Крыма в состав России.
Москва хочет сократить участие Анкары в делах крымских радикалов. Не потому, что боится потери полуострова: Кремль постепенно выходит на процесс нормализации отношений с ЕС, и в рамках этого процесса сторонам придется найти "модус вивенди" в крымском вопросе. Но чем меньше денег и политической поддержки будет у радикалов, тем проще найти выгодный для России компромисс.
В кавказском вопросе Кремль настаивает на соблюдении "статус-кво" и требует от Турции не бередить карабахскую проблему. Стратегия Москвы состоит в том, чтобы заморозить конфликт, поскольку ни Ереван, ни Баку на сегодняшний день не готовы к цивилизованным вариантам его решения. Как, в общем-то, и Армения с Турцией не готовы к прагматичному решению вопроса о геноциде и нормализации двусторонних отношений. Усилившаяся турбулентность в самой Армении (активисты которой ищут "руку Москвы" во всех проблемах страны и армянства в целом) лишь подчеркивает необходимость стабилизации ситуации вокруг этого пока еще союзника России на Южном Кавказе.
Возможно, по Крыму и Кавказу турки в итоге пойдут на уступки Кремлю. Они понимают, что в обоих этих вопросах отказ от компромисса может вывести их на прямой конфликт с Россией за жизненно важные российские интересы и тем самым снова закопать российско-турецкие отношения. Однако по Сирии компромисс крайне маловероятен.
Дело даже не в том, что Турция откажется смириться с сохранением власти Башара Асада (которого Москва по прагматичным причинам сдавать не будет). На Ближнем Востоке бывшие враги нередко пожимали друг другу руки, тем более, если до конфликта они находились в дружеских отношениях и даже вместе отдыхали семьями. Дело в том, что Турцию категорически не устроит любое решение сирийского конфликта, которое приведет к созданию автономного, а тем более независимого сирийского Курдистана. То есть любое вменяемое решение сирийского конфликта как таковое. Именно поэтому Турция, скорее всего, будет продолжать снабжение сирийских боевиков для затягивания гражданской войны, а Москва, в лучшем случае, сможет выработать с Анкарой некие правила игры. Например, получить гарантии отказа Турции от ввода войск в сирийский Курдистан.
Понятно, что до не просто урегулирования, а решения противоречий по всем трем направлениям ни о каком стратегическом партнерстве между Москвой и Анкарой не может быть и речи. Но в целом оно и не так уж необходимо. На сегодняшний день России и Турции вполне достаточно отношений добрососедства.