С 1991 года каждая республика бывшего Советского Союза, обретя независимость, пошла своим путем. Первый президент Кыргызстана Аскар Акаев (1991-2005) поделился с корреспондентом Sputnik Региной Хохловой своим мнением о ГКЧП и тех процессах, которые происходят в стране сейчас.
— Аскар Акаевич, действительно ли ГКЧП предотвратил подписание нового союзного договора представителями высшего руководства СССР?
— Я в числе первых осудил действия членов ГКЧП, поскольку они на самом деле сорвали подписание договора, который был призван сохранить союз в обновленном виде, на конфедеративной основе. Я был участником Новоогаревского процесса с начала и до конца. Это была очень трудная работа, тем не менее в июле 1991 года ее удалось успешно завершить. Мы подготовили обновленный союзный договор, достигли замечательного компромисса в распределении полномочий между центром и республиками. Стороны тогда пришли к полному согласию, руководители всех союзных республик были готовы подписать этот договор 20 августа. К великому сожалению, из-за ГКЧП шанс был утрачен…
— С тех пор каждая страна развивается по-своему. Кыргызстан стал парламентской республикой, согласно Конституции 2010 года, а теперь власти планируют вновь менять Основной закон. Как вы к этому относитесь?
— В предлагаемом проекте Конституции укрепляются позиции премьер-министра. Нужны ли главе кабинета более широкие полномочия, чем сейчас?
— Для постсоветских республик система президентского правления оказалась наиболее успешной. При ней лидер несет персональную ответственность за страну, ведет ее в нужном направлении. При парламентаризме, какой мы сегодня видим в Кыргызстане, никто ни за что не отвечает. Внесение поправок просто нарастит полномочия премьер-министра. Наверное, кто-то очень хочет сесть в это кресло. Переход к парламентаризму ничего хорошего ни на законодательном, ни на экономическом уровне Кыргызстану не дал.
— Экс-премьер Темир Сариев предложил широкое общественное обсуждение законопроекта с созданием конституционного совещания. В каком формате, на ваш взгляд, должно проводиться обсуждение?
— Конечно, внесение изменений в Основной закон страны надо обсуждать с народом, независимо от того, какие цели преследуют лидеры. Именно народ определяет Конституцию, а элита должна заручиться его поддержкой. Даже диктаторы обсуждают внесение поправок в Основной закон с народом.
— Во время своего правления вы ввели мораторий на смертную казнь, позже такая мера наказания была вовсе отменена. Сейчас парламентарии предлагают ввести исключительную меру наказания для педофилов. Может ли Кыргызстан сделать это, являясь участником международных договоров?
— Я считаю, что нет необходимости возвращать данную меру наказания. Необходимо работать на опережение. Там, где живет социально сплоченный народ, нет преступлений, которые можно было бы карать смертной казнью. Надо заниматься причинами, а не следствием. Возврат смертной казни станет для страны шагом назад, это будет колоссальной ошибкой.
— Давайте отойдем от политики и поговорим о спорте и науке. Вы следите за Олимпиадой? Как оцениваете выступления соотечественников?
— На мой взгляд, команда сейчас не выражает интересы народа, кыргызстанские спортсмены сильно оторвались от лидеров Олимпиады. Я болею за российских атлетов. В тех видах спорта, до которых допустили спортсменов из РФ, они показывают успехи. Жаль, что в Рио не попали легкоатлеты — они всегда приносили России хороший "урожай" медалей. Их недопуск — полная несправедливость. Как несправедливо и то, что США пролоббировали увеличение количества медалей, разыгрываемых в плавании, где они традиционно выступают лучше других. Такой же уловкой, кстати, воспользовалась Великобритания перед Олимпиадой в Лондоне: в велосипедном спорте британцы лучшие, поэтому они "продавили" увеличение количества разыгрываемых комплектов в велоспорте. Гегемония Запада проявляется даже в спорте.
— Над чем вы сейчас работаете в научной сфере?
— Кстати, о Китае. Эта страна первой запустила в космос спутник квантовой связи. Вам как ученому хорошо понятен масштаб такого события. Будущее науки тоже за Китаем?
— Можно только восхищаться тем, как КНР прогрессировала последние 30 лет. Это невиданный в истории феномен возрождения страны как великой мировой державы. Всего несколько десятилетий назад Китай был нищим, а сейчас это вторая экономика мира после США. Поднебесная уделяет огромное внимание науке, не жалеет инвестиций в нее. Раньше все считали, что Китай может только успешно копировать западные технологии, а сегодня Запад с изумлением обнаруживает, что КНР уже догнала и перегнала его по многим направлениям.