До того, как встретиться с Асель Данияровой, мы пару дней всей редакцией обсуждали, как одна женщина может провести общереспубликанский конкурс. Считали, сколько стоит десятидневное пребывание в столице России, плюсовали к этой сумме стоимость билетов и сравнивали результат со средней пенсией по стране. Не складывалось.
— Мой начальник где-то в Интернете узнал, что вы на свои деньги отыскиваете талантливых учителей и дарите им поездки в Москву. Это как-то не вяжется с привычным образом жизни кыргызстанской пенсионерки, которая тридцать раз пересчитает деньги, чтобы купить себе лишний кусочек мяса.
Затем сознательно от этого отказалась. Мой доход упал даже не в разы, а во много раз. Но хотелось больше времени проводить в Бишкеке. Мои дети тоже хотели переехать сюда.
Действительно, свой фонд финансирую за счет личных сбережений. Я человек небогатый. Конечно, раньше у меня был доход хороший, жила лучше, чем учителя, но я не миллиардер.
— И вы проводите конкурс только на свои деньги?
— Делаю это от имени Фонда Санжарбека Даниярова — это имя моего отца. Я зарегистрировала его в 2010 году и с тех пор занимаюсь этой деятельностью.
У меня есть принципиальная позиция — не хочу получать гранты. Вообще-то мне несложно это сделать: у меня большой опыт работы в международных компаниях. Я прекрасно представляю, что нужно сказать и написать, чтобы получить финансирование.
Но, во-первых, не хочу, чтобы моя аудитория воспринимала меня как человека ангажированного. Во-вторых, мне кажется печальным, что в Кыргызстане уже сформировался большой слой населения с иждивенческой психологией.
Мы достигнем расцвета культуры, если каждый человек будет вносить посильную лепту в ее развитие. Люди ругают Атамбаева, спикера, главу правительства, но при этом сами не платят налоги, кругом кэш, паркуются, где хотят. Откуда в таком случае государству взять денег?
— Может, видят, что их налоги все равно идут не туда…
— Это никакого отношения к делу не имеет. Прежде чем требовать чего-то от других, человек должен предъявить требования к себе. Только тогда у него появляется моральное право требовать что-то от других.
У меня есть мечта, чтобы во всем мире и, в частности, в Кыргызстане не разучились рассуждать. Нынешняя молодежь любит эпатирующие фразы в стиле Твиттера. Но стоит вам задать такому человеку уточняющий вопрос, как цепочка его рассуждений прерывается.
Это приводит к тому, что люди становятся манипулируемыми, а я не хочу этого.
При всем уважении к учителям эта профессия стала настолько низкооплачиваемой и непрестижной! Если вы посмотрите на результаты ОРТ, то у тех, кто идет в учителя, самый низкий балл.
То есть будущее нашей страны формируется людьми, которые наименее образованы. Это уже диагноз. С этим надо что-то срочно делать.
— Повысить зарплату?
— В том числе и повысить зарплату, но не на 5-10 процентов, а так, чтобы люди хотели там работать, чтобы каждый выпускник педагогического вуза мечтал быть учителем начальных классов.
Пусть зарплата будет хотя бы до 70 тысяч сомов. Для нашего небогатого государства это большая цифра, но у нас и учителей немного.
— Расскажите подробнее о конкурсе.
Свой конкурс я провожу уже пять лет. Победителю достается поездка в столицу России. За эти десять дней он видит больше, чем большинство москвичей за всю свою жизнь. Я не просто оплачиваю проезд, а 24 часа в сутки нахожусь с этим человеком, дарю человеку праздник.
В 2011 году со мной поехала учительница из села Шабдан. Ей было 42 года, но она ни разу не летала на самолете, никогда в жизни не ездила в метро, не была в театре, ресторане, цирке. И знаете, вечером я научила ее пользоваться Интернетом, а утром увидела, как она сидит на Afisha.ru и выбирает себе маршрут.
Гастарбайтеры, приезжая в Москву, видят не самую интеллигентную часть населения. А моя учительница смотрит балет мирового уровня. Она посещает оперу, драматический спектакль. Мы осматриваем Третьяковскую галерею, Музей изобразительных искусств имени Пушкина, ходим в музеи, катаемся на катере по Москве-реке.
— Как вы отбираете учителей?
Они делают свою работу совершенно бескорыстно, тратят личное время на проверку сочинений.
— А какие темы сочинений?
— Например, "Чему меня учат ученики" или "Учителя как соратники родителей в деле воспитания детей". Естественно, я не участвую в системе оценки, только проверяю на плагиат.
— А что, и учителя воруют чужие работы?
— Это повальное явление! Русскоязычные сочинения — 90 процентов плагиата. Думаю, что у кыргызскоязычных учителей этот процент ниже лишь потому, что у них меньше источников.
— Хоть без ошибок пишут?
— Хотите открою секрет? Вы, журналисты, пишете с такими же ошибками, что и учителя. Меня это удручает! Терпеть не могу грамматические ошибки.
Конечно, и учителя делают ошибки, но это не является ведущим критерием, хотя общая грамотность, конечно, учитывается.
— А что на втором этапе конкурса?
— Учителя приезжают в Бишкек. Они должны представить презентацию, например, на тему "Привычка читать". А после этого мы им задаем вопросы. На основе этих баллов определяется победитель, и каждому участнику, приславшему сочинение на конкурс, вручается сертификат.
В этом конкурсе есть и еще призы: я устраиваю экскурсию по Бишкеку для учеников всего класса первых трех призеров. Знаете, даже дети из близлежащих сел либо не видели столицу никогда, либо приезжали сюда только для того, чтобы купить одежду.
Из наблюдений: дети очень любят селфи, особенно мальчики. Всю экскурсию они фотографируются. А какое неизгладимое впечатление на них производит спектакль! У нас такие хорошие представления, но даже бишкекские дети нечасто попадают на такие мероприятия. Что уж говорить про ребятишек с Алая или из Ала-Буки?
Дети путают оперу и балет, понимаете? С ними никто об этом не говорит. Они не знают, что такое скульптура, живопись. Поездка в Бишкек для них большое событие.
Люди у нас водят детей в какие-то кружки, учат языкам и при этом с ними не разговаривают. Они не обсуждают красоту солнца, горы, которые видны из окна. А как без этого научиться жить?