Первого октября средняя пенсия в стране наконец превысила прожиточный минимум (4 858 сомов). Она выросла на 420 сомов и составила 5 173. Это значит, что отныне среднестатистический кыргызстанский пенсионер сможет купить еще полтора килограмма мяса или вкусный медовый торт.
Но даже с учетом повышения останется около 129 тысяч пожилых людей, которые будут получать недостаточно денег, чтобы обеспечить себя минимальным запасом продуктов.
Пенсии в Кыргызстане: от нищеты до шика
Пару лет назад тогдашний глава Социального фонда Мухамметкалый Абулгазиев сообщал, что персональную пенсию в Кыргызстане получают около 270 человек. На ее выплату требуется 283 миллиона сомов в год. То есть, по приблизительным подсчетам, от 60 до 80 тысяч на одного человека.
Социальный фонд не сообщил, кому выплачиваются самые высокие пенсии: эта информация засекречена.
Большинство кыргызстанских пенсионеров (практически каждый второй) получают от 5 до 10 тысяч сомов. У пяти тысяч граждан после оплаты коммунальных услуг (по данным Нацстаткома, как минимум 874 сома) останется всего 627 сомов на проживание.
Почему наши пенсионеры не едят фуагра
Почему так произошло? Система выплат зависит от количества людей, которые производят отчисления в Социальный фонд. По информации Нацстаткома, каждый третий кыргызстанец работоспособного возраста не трудоустроен официально. Таким образом, весь груз ответственности за пожилых ложится на плечи остальных 800 тысяч работающих граждан.
Экономист Искендер Шаршеев считает, что причиной бедности наших стариков является "черный нал".
"Каждый конверт денег, который кыргызстанец получает полузаконным путем, — это минус к отчислениям для пожилых. Теневая экономика и неофициальный прием граждан на работу привели к тому, что пенсионеры получают столько, сколько получают", — отметил он.
Между тем, только по официальным данным, теневая экономика в стране достигла угрожающих масштабов — 40-60 процентов от ВВП.
По подсчетам Социального фонда, на одного пенсионера у нас работают всего 1,3 человека. В западных же странах на каждого старика трудятся трое граждан.
Вы отдали деньги Соцфонду. Что с ними происходит?
Допустим, ваш оклад составляет 10 тысяч сомов в месяц. Тысячу сомов, или 10 процентов от оклада, вы должны перечислить в Социальный фонд, еще 1 725 (17,25 процента) перечислит туда же ваш работодатель.
Из тысячи, которую вы отдали Соцфонду, 800 сомов идут на выплаты пенсионерам, а оставшиеся 200 перечисляются в Государственный накопительный пенсионный фонд (ГНПФ). Эти деньги должны "ждать" вас в старости, увеличиваясь с каждым годом вашей работы.
Из тех денег, которые за вас платит работодатель, 1 500 сомов идут на выплаты в пенсионный фонд, 200 — в Фонд обязательного медицинского страхования, еще 25 — в Фонд отдыха трудящихся.
Расчет безбедной старости: что выгоднее?
На пенсию мужчины в Кыргызстане выходят в 63 года, женщины — в 58. До этого времени следует не только надеяться на государство, но и откладывать деньги самостоятельно. Помимо ГНПФ, накопления можно хранить в негосударственном пенсионном фонде или обычном банке.
Что из этого привлекательнее?
По данным Национального статистического комитета, средняя зарплата кыргызстанца составляет 13 544 сома. Ежемесячно в Соцфонд с нее перечисляется 1 354 сома, таким образом, за 40 лет работы там накопится 650 тысяч.
Согласно расчетам калькулятора пенсий Социального фонда, нынешний молодой человек с зарплатой в 13 тысяч сомов, состарившись, будет получать от государства около 8 тысяч в месяц. Это гарантированная сумма.
- Банк
Конечно, ни один банк не заключит с вами договор на столь долгий срок. Риск его банкротства тоже исключать нельзя, зато вы можете забирать свои деньги со счета каждые два года.
- Негосударственный пенсионный фонд
Если же кыргызстанец начнет отчислять 1 354 сома в негосударственный пенсионный фонд, по истечении срока он, как заверяют в НПФ, будет получать около 33 тысяч ежемесячно.
Однако при несоблюдении условий договора размер итоговой суммы может кардинально измениться. Кроме того, деньги нельзя забрать до тех пор, пока не истечет срок договора, который может варьироваться от 7 до 25 лет.
Стоит ли поколению Y надеяться на будущую пенсию?
В 2015 году британская неправительственная организация "Институт исследований пенсионной политики" (Pension Policy Institute, PPI) признала, что будущее пенсионной системы во всем мире весьма туманно.
"В длительной перспективе сохранение и приумножение пенсионных накоплений находятся под угрозой меняющихся экономических и политических реалий — высокой инфляции или перемен в законодательстве", — говорится в докладе.
Согласно подсчетам исследователей, если нынешние молодые люди не будут делать накопления, уровень их жизни в старости упадет на треть.
А вот по мнению начальника управления пенсионной политики Соцфонда КР Жыпары Жаначевой, система выплат не разрушится.
"У нас есть законы, которые являются основополагающими, система выплат носит обязательный характер. Пока работают предприятия и организации, пенсии будут", — отметила она.
Экономический эксперт Искендер Шаршеев считает, что надеяться только на пенсию в старости все-таки слишком опрометчиво.
Эксперты сошлись во мнении, что полностью уповать на государство кыргызстанцам не стоит и задуматься о накоплениях надо уже сейчас.