Журналистка Айнагуль Сапарбек кызы специально для Sputnik побеседовала с кыргызстанкой, проживающей в Силиконовой долине, и выяснила, как она строила карьеру в чужой стране, а также что думает о соотечественниках.
— Зарема, расскажите каково это — каждый день переступать порог офиса самой популярной соцсети в мире?
— Каждое утро спешу на работу и радуюсь. Компания Facebook — мой второй дом. Мечтаю, чтобы и мои друзья, родственники увидели все это. Хочу, чтобы работа в такой компании стала обычным явлением для кыргызстанцев.
— Раньше я работала в Sony Playstation. Престижная компания, но люди там трудятся, как солдаты или роботы. Стараясь соблюдать правила компании, я никак не могла продвинуть свои идеи и очень переживала из-за этого. Потому вскоре стала искать другую работу.
Однажды, когда я была в отпуске, позвонили из компании Oculus, принадлежащей Facebook. Я не смогла прийти на собеседование вовремя, и туда взяли другого человека. Но через две недели мне снова позвонили — так я стала программным аналитиком Facebook.
— Там какие-то особенные условия работы?
— Компания поддерживает инициативных сотрудников. Каждому здесь уделяют особое внимание. Если хочешь внести какие-то изменения в работу, чем-то дополнить ее, можешь договориться с руководством и действовать по своему усмотрению.
— Поподробнее, если можно…
В офисе компании есть комнаты матери и ребенка, зал для чтения, молельные комнаты для представителей нескольких религий. Есть большой спортзал, магазины, более десятка бесплатных столовых, которые предлагают еду три раза в день, и даже стоматологический кабинет. Словом, созданы все условия. Например, если у сотрудника рождается ребенок, ему выделяют пособие в размере 4 000 долларов по контракту.
— А можно ли работать и одновременно учиться или повышать квалификацию?
— Существуют бесплатные онлайн-уроки, курсы по программированию. Никто не мешает саморазвитию сотрудника, наоборот, это приветствуется.
— Наверное, много желающих хотя бы посмотреть такой замечательный офис?
— Двери у нас всегда открыты. На экскурсии по офису действительно приходит много людей, но мы практически не замечаем этого. Иногда нас посещают звезды спорта, кино, эстрады. Например, недавно мы с коллегами не заметили, как в соседней комнате более получаса сидела Селена Гомес. Увидели, когда она уже выходила, и сфотографировались вместе.
Однажды я встретила в коридоре человека азиатской внешности и кивнула ему в знак приветствия. Оказалось, что я поздоровалась с президентом Сингапура, а вот охраны рядом с ним не было.
Как-то к нам подошли два человека и стали говорить о нашей работе, потом один из них представил другого, сказав, что это британский принц Эндрю, герцог Йоркский.
— Как вы оказались за океаном и сумели добиться таких высот?
— Трудно было найти работу в чужой стране?
— В Кыргызстане я училась на журналиста, но последний курс университета окончить не успела. В США все оказалось иначе, к тому же возникли трудности с языком. А однажды муж сказал: "Давай будем изучать что-нибудь из области IT-технологий, ведь мы с тобой живем в знаменитой Силиконовой долине". Я прошла трехмесячные курсы программного аналитика. Это сейчас кажется, что все было легко, но тогда я провела много бессонных ночей. Иногда думала, что совершенно ничего не понимаю.
— В Кыргызстане программированием занимаются главным образом мужчины. Как вас приняли в этой профессиональной среде?
— Да, к сожалению, в Кыргызстане профессии делятся на мужские и женские. А здесь ко всем относятся одинаково, по-моему, девушек даже охотнее принимают на работу. Знания, полученные на трехмесячных курсах, я сначала оттачивала в компании по выпуску компьютерных и телефонных игр Aeria Games. Набиралась опыта, так сказать.
— Говорят, вы объединили всех кыргызов, проживающих в Калифорнии?
Два года подряд мы принимали участие в интернациональном фестивале, чтобы познакомить американцев с Кыргызстаном. Было замечательно, приходил мэр города Купертино, расспрашивал о республике и выразил крайнюю заинтересованность. В первый год мы всем миром собирали для фестиваля разные национальные вещи. Теперь планируем привезти настоящую кыргызскую юрту.
— Вы так болеете за соотечественников?
— Я же "нукура кыргыз кыз" (настоящая кыргызка. — Ред.). Как-то при подготовке к Ноорузу попросила детишек спеть на кыргызском и выяснила, что многие практически не знают родного языка. Так я открыла домашние языковые курсы. Сначала было пять учеников, а потом одна девочка переехала в другой штат. Перед отъездом она обняла меня и долго плакала — не хотела расставаться. Тогда мы решили во время уроков выходить на связь по Skype.
Вообще, дети всегда спешат на урок, торопят родителей. Работа с ними — большое счастье. Никаких трудностей.
— А как вы преподаете? Учебников-то в Америке нет.
— С миру по нитке… Собрала у соотечественников книги на кыргызском, учебники — все, что было. Информацию можно найти и в Интернете. Правда, хотелось бы приобрести книги о Манасе, по истории и литературе.
— Какими успехами могут похвастать ваши ученики?
— Они уже знают буквы, читают. С нетерпением ждут субботу, когда проходят занятия. В этом году на интернациональном фестивале танцевали кыргызский танец. Наш хореограф с таким энтузиазмом учила их…
— Вы следите за событиями в Кыргызстане?
— Конечно, всегда читаю новости. Радуюсь, если в стране происходит что-то хорошее, и очень огорчаюсь при плохих вестях.
— Что вас особенно беспокоит?
— Кыргызстанцы тратят слишком много средств на проведение всевозможных тоев, праздников и поминок. Влезают в долги. Иногда я удивляюсь, как люди вообще живут при таких тратах.
Если бы американцы праздновали семейные торжества, как кыргызстанцы, США быстро оказались бы в списке беднейших стран (смеется). Я не против традиций, но было бы намного лучше, если бы деньги, предназначенные для тоев, откладывали детям, молодоженам. Это стало бы для них хорошим подспорьем.
— Что вы можете пожелать пользователям кыргызского сегмента Facebook?
Есть еще одна проблема — многие девушки слишком рано выходят замуж, отказываясь от возможности личного и карьерного роста. По-моему, в первую очередь нужно стремиться к знаниям. Кыргызстанцы старше 25-30 лет думают, что им уже поздно чему-то учиться, а в Америке даже 60-летние поступают в вузы. Учиться не поздно никогда!