Кыргызстанскому фотографу Екатерине Гниденко всего 22 года, и она успешно развивается в выбранной профессии, снимая модные лукбуки и сотрудничая с журналами и дизайнерами.
Ее фотографии безумно интересны тем, что одновременно парализуют воображение и влюбляют в себя. Ну а как еще реагировать на снимки, с которых на тебя смотрят настоящая пестрая курица и романтичная модель с безупречными локонами? Вот такая она нынче — фэшн-фотография!
— Как вы поняли, что фотография — ваше призвание? И вообще, призвание ли это?
— Любовь к фотографии — это семейное. Мой прадедушка снимал репортажи на войне, а дедушка был портретистом. Но я до некоторых пор даже не представляла, что начну снимать. Как и все, после школы поступила в университет на очень, как мне теперь кажется, странную специальность "связист". Потом начала фотографировать на "мыльницу" цветочки и подруг, не подозревая, что фотосъемка станет моей профессией и источником постоянного заработка… А вообще, чувство композиции, цвета, наверное, передалось мне по наследству. Это в генах, я родилась уже талантливой (смеется).
— Да, сейчас вы популярный фотограф и работаете в пока не привычном для нашей страны направлении — фэшн…
Самая первая съемка в этом направлении была бомбической. Модели, одетые в этнические наряды с мехом и тяжелыми металлическими украшениями, выглядели, как настоящие дикарки. Особенно, когда я заставляла их бегать по полю… Да, я часто гоняю моделей, чтобы выжать из них то, что мне нужно.
— Вы славитесь дикими и даже сумасшедшими фотографиями, например, когда у модели нарисованы губы на пол-лица или когда в кадре курица. Это все ваши задумки или прихоть клиентов?
— Конечно, это все мое. Мне хочется создавать что-то необычное. Кстати, идею с огромными яркими губами я позаимствовала на показе одежды Александра Маккуина. Не хотела выкладывать эти фотографии в Сеть — знала, что никто не поймет. И действительно не поняли. После публикации посыпались комментарии: "Боже, какой кошмар! Что с губами?".
А курица на фото — символ деревенского стиля. Фотосессия с курицей была частью летней серии съемок с животными. Тогда я еще снимала моделей с попугаем и жирафом, который, кстати, сильно вредничал и не хотел наклоняться. Курица же, наоборот, была умиротворенной — казалось, ей очень нравится процесс съемки.
— Наши люди не готовы к такому трэшу?
— Нет. Они не привыкли выходить за рамки, привыкли к милому, красивому, естественному…
— Часто сталкиваетесь с непониманием? И важно ли для вас, чтобы люди понимали ваши работы?
— Нет, важно, чтобы я сама была удовлетворена. Конечно, приятно, когда хвалят, но когда не понимают, тоже приятно — значит, я на коне.
А вот непонимание со стороны заказчиков — это проблема. Они приходят ко мне восторженные и готовые сотворить что-то такое же безумное, но когда дело доходит до съемки, слышу, что на самом деле им "надо попроще", их "не поймут"… В таких ситуациях возникает только один вопрос: "Зачем тогда звали меня? Ищите кого-нибудь попроще".
— Боюсь спросить, а что вас вдохновляет?
— Всякая чушь. Иногда — свет и тени. Вот, например, те, что за вами…
Я однажды ходила к стоматологу и, уже сидя в кресле, увидела за окном деревянный заборчик, на которым нависла тень от листьев. Я прямо загорелась идей снять там что-нибудь, но, когда пришла на съемку с моделью, забор уже снесли. Очень расстроилась…
— Сложно подбирать моделей?
Вообще, мне нравится снимать образы, а не моделей. Поэтому в моем случае девушка может даже не быть моделью, то есть не иметь стройной фигуры и милого личика. Главное, чтобы у нее были харизма, огонек какой-то… Привлекают и люди, чем-то отличающие от других: например, щербинкой или особым, притягательным взглядом.
Еще мои модели должны уметь с серьезным видом в дорогущих платьях непринужденно бегать по полю, ходить "на камеру" и просто ровно стоять. Честно, найти такую модель — настоящая проблема!
— Ну, наверное, куда больше проблем со съемками мужчин или любовных историй?
— Да, с мужчинами намного труднее работать, чем с женщинами. Редко попадаются такие, которые умеют, а главное — хотят позировать на камеру. И мужских образов не очень много: они заканчиваются на грустном брутальном портрете и кадре с голливудской улыбкой. Сниматься в любовных историях парни тоже не особо любят. Они стесняются демонстрировать чувства на публике и сидят напряженные, будто в ступоре, пока девушки позируют. Есть, конечно, пары, которые могут спокойно целоваться перед камерой, но большинство даже за руки не возьмутся.
У нас все боятся общественного осуждения, поэтому никто не станет сниматься полуголым в обнимку с любимым человеком. Вот и штампуют фотографы милые кадры влюбленных в свитерочках… А ведь так надоело!
— Если бы боялись осуждения, не фотографировались бы с голой грудью… Как вы, кстати, относитесь к фото в стиле "ню"?
— Мои жизненные принципы проецируются на работу, поэтому в моем портфолио нет откровенных снимков. Я не раздеваю своих моделей ради "лайков". Мне даже кто-то сказал, что я могу красиво снять людей и в одежде.
Безумно стесняюсь, когда вижу рядом полуголых моделей. Особенно, если через камеру! Мне становится неудобно настолько, что приходится закрывать глаза. Это однозначно не для меня, всегда говорю категоричное "нет", если предлагают снять обнаженку. Еще на моих фотографиях вы не найдете большой груди, потому что в кадре она выглядит пошло. Максимум, что могу позволить своим моделям, — слегка приоткрыть плечо.
— Что вы не хотите снимать никогда?
— Для меня настоящим табу стала съемка свадеб. Умиротворенно и красиво снять нервных молодоженов, замороченных на своем торжестве, очень сложно. Рекламные пакеты тоже не мое. Ну и, повторюсь, голые люди.
— Каковы, по-вашему, критерии хорошей фотографии в эпоху социальных сетей?
— В самих соцсетях критерии сведены к минимуму — это количестве "лайков". Вот сфотографируешь Айжан Асемову и сразу прославишься: на страничке — шквал подписок, тебя узнают на улице (смеется)… Сфотографируешь кого-то другого, малоизвестного, — тишина. Поэтому сейчас ты хорош и тебя понимают, только пока у тебя много подписчиков. Если нет, то нет: ни славы, ни клиентов.
Я долгое время отказывалась от идеи снимать известных людей ради подписчиков. Мне не хотелось раскручиваться за счет чужой славы. Но недавно все-таки устроила фотосъемку с Айжан Асемовой, и это было обоюдным желанием.
— Неужели нигде, кроме социальных сетей, нет возможностей для продвижения?
Кстати, в Москве ты тоже никому не нужен, если у тебя каких-то пять тысяч подписчиков и ты из какого-то Бишкека. Я писала известным моделям, но все говорили "нет".
— Фотографу важно быть профессионалом или можно "выехать" на голом таланте?
— Можно. Я иногда делаю вещи, которые технически абсолютно неправильны. Для меня главное, чтобы работало, и не важно, как я к этому пришла. Но иногда все-таки приходится признать, что не умею ставить свет в студии, и просить коллег о помощи.
— Видела, что недавно вы оказались по ту сторону камеры. Это большая редкость для фотографов. Каково вам было?
— Да, я решила провести эксперимент и сходила к двум мастерам — мужчине и женщине. Поняла беспокойство и страхи своих моделей, почувствовав весь дискомфорт лично. Первые 30 минут я тряслась перед камерой, но потом вошла в образ и уже не хотела останавливаться.
Еще отметила для себя, что женщина-фотограф намного внимательнее относится к деталям и постоянно делает замечания, — ей важно, чтобы одежда хорошо сидела, волос был хорошо уложен, а поза не портила фигуру. Мужчине-фотографу все равно, он работает молча. Или просто говорит: "Не парься!". Ну как не париться, я ведь женщина! Может, мужчины на обработку надеются, не знаю…
— А как вы считаете, обработка — это честно?
— Что вам в итоге хочется получить от своего увлечения фотографией? Может, мировую славу и работу, например, в Vogue?
— Начать снимать для Vogue не так-то просто. Там бешеная конкуренция — фотографы готовы поубивать друг друга за возможность снять и первым опубликовать съемки со стрит-стайлов. Там фотографии неделями и месяцами, как у нас, не задерживают…
Обычно я не строю долгосрочных планов, но мечтаю снимать все рекламные кампании в Бишкеке. Все-таки хочется, чтобы меня здесь поняли, а вот о мировой славе не думаю.