Моя коллега, журналист Екатерина Михайлова, как-то сказала, что на первом курсе университета знала только два имени кыргызстанских журналистов: Махинур Ниязова и Ксения Баранникова. Метнув в Катерину лучи гнева и фразочку "Ну и иди к своей Баранниковой!", я решила взять у нее интервью. У Ксении, а не Кати, конечно.
Тем более, было за что: она вела утренние шоу в Бишкеке, кошмарила вопросами звезд российской и мировой эстрады на казахстанском телеканале, а теперь вообще поехала покорять Москву и… поступила!
— Ты очень быстро превратилась из обычной студентки кафедры журналистики в рейтинговую телеведущую. Как?
— Не быстро. Я поступила на журналистику, потому что это казалось мне близким… Хотя нет, вру. Я вообще не знала, куда идти. Просто мне удавались сочинения. Однако я не понимала, зачем хожу на пары, что-то учу… Потом наш любимый Александр Самуилович (Александр Кацев, заведующий кафедрой международной журналистики КРСУ. — Ред.) сказал, что на "5-й канал" требуется журналист.
Я хорошо помню тот день и до сих пор поражаюсь своей нахальности. Мне было семнадцать, шел второй курс. Я прихожу на "Пятый…", охранник спрашивает: "Девушка, вы вообще кто?". Отвечаю, что я к шеф-редактору Дмитрию Ложникову. Охранник звонит ему, и я в трубку интересуюсь: "Вам требуются талантливые, классные журналисты?". Ложников, видимо, растерявшись от такой нахальности, вышел и провел для меня тест, в ходе которого я полностью провалила знание отечественной политики. Зато я поразила его своими литературными познаниями.
Я тогда подумала: "Вот она — моя карьера на телевидении". Ага! После этого я вернулась к работе корреспондента, все так же бесплатно. Это продолжалось месяца три, а потом Давид Орбелиани проспал эфир. Я спокойно собиралась в университет, но мне позвонили и попросили провести передачу… Вообще-то Давид в принципе любил поспать подольше, поэтому я там прочно обосновалась.
— Ты уехала в Казахстан и смогла найти работу. А мне всегда казалось, что там так много девушек, которые окончили журфак и мечтают вести развлекательную передачу, что их можно солить на зиму… Сложно было?
— Кстати, нет! Я такой формат, как у меня, на казахстанском телевидении не видела. Возможно, смелостью, неординарностью вопросов я и привлекла руководство телеканала. Просто нашла по Интернету вакансию, отправила свое резюме, приехала на собеседование — и все. Мне сразу дали задание: взять интервью у солистки группы "Демо"…
Зачем уехала? Хотелось чего-то нового, расти хотелось. Конечно, я еще тогда мечтала о Москве, но Алматы как-то ближе.
— Да, я видела твои фотки в Инстаграме: ты там со всякими российскими и даже мировыми звездами мило беседуешь.
— В Казахстане это вообще обычное дело: артисты приезжают по несколько раз в неделю. Поначалу был какой-то трепет: "Вау, это же Джиган!" — но когда ты третий раз приезжаешь к нему на интервью, все пропадает.
— Кто из тех, у кого ты брала интервью, для тебя самый звездный-презвездный?
— Многие: Ja Rule (американский рэпер и актер. — Ред.), Джон Ньюман (британский певец, автор хита "Love Me Again". — Ред.). Кстати, с зарубежными артистами общаться легче, чем с российскими. У них нет "налета" звездности, они попроще, что ли…
Меня в этом плане очень удивил Валерий Меладзе. Я не была особой почитательницей его таланта, но, приехав к нему на интервью, удивилась тому, как уважительно он относится к журналистам. Обычно артисты выделяют тебе пять минут или вовсе собирают всю прессу вместе. А Валерий сказал: "Говорите со мной столько, сколько нужно". Он оказался таким приятным собеседником, что после интервью я по-новому взглянула на его творчество.
Чего не скажешь о Егоре Криде! Он меня вообще добавил в "черный список". Это было одно из первых моих интервью, я задавала ему свои коронные неловкие вопросы. Но тут дело было в сюжете, который вышел в эфир: я сказала, что Егор на сцене выглядел уставшим и пел под фонограмму.
Когда он приехал в Алматы второй раз, я со своим микрофончиком снова пошла к нему за интервью. Однако его директор остановил меня и сказал: "Лично с вами Егор беседовать не будет! Вы сказали в репортаже, что он пел под фонограмму. Зарубите себе на носу: Егор Крид никогда не поет под фонограмму!". А у меня, на секундочку, музыкальное образование, и я могу отличить, когда человек поет сам, а когда нет. Но интервью я все-таки взяла: сняла коробочку с логотипом телеканала, отдала микрофон своему парню и сказала, какие вопросы надо задать. В третий раз этот трюк не прошел…
— В Казахстане, наверное, и зарплата выше, чем у нас?
— Нет, тамошние заработки не сильно отличаются от местных. В принципе, зарплаты на телевидении сложно назвать зарплатами. Когда-то Давид Орбелиани спросил меня: "Девочка, ты зачем сюда пришла? Зарабатывать? На телевидении никогда не заработаешь". Но для меня материальные блага совсем не важны, и вообще, мы, девушки, прекрасные создания, которые не созданы для труда!
— И все-таки у тебя в Казахстане все было очень не плохо — я следила по Инстаграму…
— Боже мой! Ну кто будет выкладывать свои проблемы в Инстаграм?! В Казахстане мне было не так уж сладко: я пришла туда обычным журналистом, долго боролась за то, чтобы быть в кадре. Хотелось работать телеведущей, а не журналистом — это совсем другие привилегии.
В Алматы я в какой-то момент поняла, что ничего не двигается. Сначала руководство не отреагировало на мое увольнение, а потом меня попросили приезжать на интервью со звездами, потому что новички не тянули. Как-то я вела презентацию, где был директор нашего телеканала. Он подошел и спросил, что меня не устраивает, почему я ушла. Я ответила, что хочу больше работать в кадре. Он сказал: "Ой, у нас ведущих и так много!". А в сентябре я уже была в Москве, в той школе, о которой давно мечтала.
— Что это за чудо-школа такая?
— Это Высшая школа кино и телевидения "Останкино", которая, кстати, находится не в "Останкино". Бюджетного отделения там нет, обучение только платное — 17 тысяч рублей в месяц. Учитывая, что курс там полтора года, получается недешево.
Но это правда круто! У меня уже был опыт, боялась, что мне будет не так интересно, как ребятам, которые ни дня не работали на телевидении. Но я узнаю там так много нового! Дело в том, что преподаватели — практикующие журналисты. Например, Эрнест Мацкявичюс, который ведет новости на телеканале "Россия". Нам проводят мастер-классы Познер, Александр Анатольевич… Да-да, я из поколения MTV и знаю Александра Анатольевича!
— Конкурс был большим?
— А почему ты не отсеялась?
— Я — старовер! Во всем мире развивается Интернет, а я все еще люблю телевидение, верю в него.
— Не было ли к тебе снисходительного отношения из-за того, что ты приезжая?
— Нет, ни разу. Я всегда с гордостью говорю, что приехала из Бишкека. Сейчас работаю редактором на телеканале World Fashion Channel. Все знают, откуда я, и у меня не возникло никаких трудностей при приеме на работу.
— После обучения вам гарантируют трудоустройство на каком-нибудь телеканале?
— Нет. Очень много желающих, как и я, работать в "Останкино" телеведущей, но вся соль в том, как ты себя проявишь во время обучения. Поскольку наши преподаватели работают на телевидении, они всегда говорят, если где-то проходит кастинг. За четыре месяца в Москве у меня было больше кастингов, чем за всю предыдущую жизнь. Пока я нарабатываю связи: там без них трудновато…
— И как кастинги?
— Есть же такой стереотип, что на экраны попадают только "блатные" дочки, жены, любовницы, внучатые племянницы…
— Я такая наивная, что пытаюсь оградить себя от этих мыслей. Верю в талант и целеустремленность. Посмотрим… Я еще полна сил.
— Тебе недавно сделали предложение руки и сердца. Не предполагаешь, что через годик ты оставишь попытки штурмовать "Первый канал", решишь родить пятерых детишек и стать примерной матерью-домохозяйкой?
— Года три назад я вообще не представляла себя в роли домохозяйки. Муж, дети… Зачем? Сейчас приоритеты меняются. Вдали от родных я заново переосмыслила семейные ценности, поняла, что на самом деле значит слово "семья". Сейчас я готова быть женой, хочу детей. Но почему это должно мешать профессиональной деятельности? Например, Мария Ситтель, которая ведет новости на телеканале "Россия", родила четвертого… Я хочу семью и хочу работать. Я хочу проводить эфиры и возвращаться в свой уютный дом.