В Кыргызстане, как и в России, 6 апреля в прокат выходит фильм "Время первых" режиссера Дмитрия Киселева.
В ожидании фанфар
Утром, перед самым пресс-показом "Времени первых", автор этих строк переписывался с одним уважаемым кинокритиком. Гадали, что же мы увидим… Нас терзали смутные сомнения, связанные, во-первых, с тем, что во время съемок фильма сменился режиссер. Ушел известный, талантливый Юрий Быков, а вместо него появился Дмитрий Киселев, в чьем активе "Елки", "Черная молния" и сериал "Лондонград".
История, думали мы, скорее всего будет схематичной, скроенной по шаблону "Легенды №17". Будет суровый руководитель, целенаправленные, мотивированные космонавты, беременная жена. Но наибольшие опасения вызывал неизбежный пафос, которого просто не могло не быть.
То, что определенной торжественности не избежать, было очевидно. В конце концов речь идет о космической победе СССР, выходе раньше американцев в открытый космос. Стало быть, фанфар не избежать. Но насколько они будут оглушительны, в какой мере окажется чист выводимый ими мотив? Ведь сфальшивить очень легко, чего скрывать.
Наконец, нешуточный интерес возник оттого, что должны были показать наш кинематографический ответ "ихнему" голливудскому коллективному Чемберлену. Космический блокбастер. Российскую "Гравитацию" с "Интерстелларом", если на то пошло.
Перед просмотром вашим покорным слугой владело чувство, которое, наверное, поймут болельщики сборной России по футболу. Любимая команда выходит на поле новейшего стадиона, которым можно гордиться на весь мир, и… с треском проигрывает Кот Д`Ивуару. Вот за что было тревожно. Хотелось, чтобы фильм оказался хорошим. Но не верилось.
Интересный Брежнев
Главная фишка фильма — конечно, космос. Но он во "Времени первых" появляется только ближе ко второй половине картины. Этот выбор был чреват нудятиной. Подумайте сами: что интересного можно выжать из предполетных тренировок космонавтов? А оказалось, можно. Настоящие драмы разыгрываются, переживаешь за героев. Хотя никакого космоса еще и нет. Но и нудятины тоже нет и близко!
Очень достоверны образы космонавтов. Ведь было среди прочих и опасение того рода, что космонавты предстанут суперменами с литыми мускулами и несокрушимыми челюстями. Литые мускулы есть — у Хабенского (вроде не компьютерная графика), а вот суперменства нет. Космонавты — простые ребята, но без оглупления, суровые мужики, но без всякой глупой крутизны.
Впрочем, легкая несуразица есть. Космонавт Павел Беляев (которого играет Константин Хабенский) на самом деле был старше Алексея Леонова на десять лет, но Хабенский выглядит совсем уж молодо. Не юнцом, конечно, но кажется, что он лет на десять Миронова моложе.
Очень интересным получился образ генерального конструктора Сергея Королева, которого сыграл Владимир Ильин. Это не иконный Сергей Павлович, а мрачный, абсолютно неулыбчивый мужик с тяжелыми морщинами и стальной решимостью во взгляде. Он испускает неожиданные и яркие эмоции. Я все время был уверен, что генконструктора хватит инфаркт — на таком высоком нерве эта игра.
Феерически прекрасен Брежнев в исполнении Валерия Гришко. Этого Брежнева хочется долго и пристально разглядывать: а как так получилось? Очень интересный Леонид Ильич. Ответственно заявляю, что ради него одного уже стоит сходить на "Время первых".
Запастись платочками
Космос — очень красивый. Такой космос не стыдно и за рубежом показывать. Даже с гордостью можно это делать.
И события. Они разворачиваются очень быстро, набирает энергию пружина сюжета. Вот микротрещина в корпусе приводит к аварии. Вот скафандр Леонова теряет подвижность прямо в космосе. А вот в какой-то момент космонавты начинают галлюцинировать. Ну да что я вам рассказываю? Это надо видеть.
Сценарий невероятно крепок, упруг. Все конфликты и аварии выжимаются до капли, дают терпкий эмоциональный сок. Не кривя душой заявляю, что прослезился трижды. Хотя мог бы и больше. Так что советую запастись платочками.
Вечная беда киношных историй по реальным событиям — та, что известно, чем кончится. Для многих это гасит фитиль интереса. Но в случае с "Временем первых" драматический накал достигает такой степени, что то и дело кажется, будто все кончится плохо, хуже некуда, что героев не возьмут в космос, что они погибнут. Вы даже успеваете убедить себя, что все на самом деле кончилось очень плохо. Ведь большинство из нас толком не знает истории полета Беляева и Леонова.
А я ближе к концу фильма испытывал гордость. Не столько даже за СССР, сколько за то, что я с космонавтом Алексеем Леоновым, с этим сверхчеловеком общался! Правда, по телефону. Задавал какой-то дежурный репортерский вопрос. Алексей Архипович как раз возвращался с прогулки, поднимался по лестнице. Дышал тяжело, но терпеливо отвечал назойливому журналисту.
К слову, Алексей Леонов выступил главным консультантом картины. И дай Бог ему здоровья!
Слезами и мурашками
В таком случае был ли пафос, гремели ли фанфары? Да, и пафос был, и фанфары. Но звучали они на удивление чисто, без фальши. Гордость за СССР подавалась, но абсолютно не в лоб. Она проникает в зрителя исподволь, входит в вас откуда ни возьмись, либо выплескивается слезами, либо щекочется мурашками.
Был ли лубок, обеление недостатков? Ведь все мы знаем, что Советский Союз, конечно, не являлся идеальным государством. Ответ: нет, не было обеления. Конструктор Сергей Королев, например, еще в начале говорит: "Да, все мы в кандалах работаем. Но сними их — улетим, заплутаем". Цитата, впрочем, не дословная. Или вот космонавт Леонов вспоминает, как раскулачили его отца, а мать с восемью детьми выгнали на мороз. Какое уж тут обеление?
В конце концов, мы можем относиться к СССР по-разному, но почему бы пару часов не погордиться? Ведь все мы родом именно оттуда, и отблеск тогдашнего взаправдашнего, победоносного сияния так или иначе ложится на каждого из нас. Не надо стесняться этой гордости. Не грех и погордиться хотя бы чуть-чуть.
И — да! Сборная России (если продолжать аналогию) в этот раз выступила на удивление хорошо.