О недостатках стереокино
Ничего не могу с собой поделать, но нет у меня любви к 3D-блокбастерам. Во-первых, этот формат подразумевает ужасные пластмассовые очки, которые надо как-то надевать. А что делать, если у вашего покорного на носу постоянно прописаны очки с диоптриями и без них не особо что-то видно? Поэтому пластмассовые очки приходится надевать поверх обычных. И в результате ваш кинокритик смотрит блокбастеры, случается, даже не в четыре, а во все шесть глаз.
А еще бесит попкорн в зале. Почему-то именно в 3D-залах особенно много жующих зрителей. И слышишь даже не столько грохот железяк с экрана, а вот это вот хрум-хрум, словно в коровнике в обеденный перерыв.
К чему это большое субъективное отступление? Да, пожалуй, к вопросу о несовершенстве самого зрелища. На экране грохочут без всякого смысла какие-то железяки. И настолько скучно грохочут, что сидишь и думаешь о всякой фигне наподобие вышеописанной.
Ведь по-настоящему качественных многомерных фильмов не так много. "Аватар", "Гравитация", да и все, пожалуй. В остальных случаях 3D — это или вишенка на торте или какое-то разовое головокружительное погружение куда-нибудь, а вовсе не резон терпеть на носу два часа дополнительную пару очков.
3D-технология уже никого не удивляет. Настоящий кризис наступит, когда выпустят смартфоны с возможностями объемной съемки. А это время совсем не за горами.
В общем, от нового объемного гигаблокбастера "Призрак в доспехах" я ничего особенного не ждал.
Щекотка зрительных нервов
Но достаточно неожиданно — уже минуте на десятой — ваш кинокритик вдруг понял, что смотрит действительно грандиозный фильм. Существует киношный термин "картинка", подразумевающий изображение на экране и его качество. Но в случае "Призрака в доспехах" речь даже не о картинке. Это картинища! В нее проваливаешься буквально с головой, забываешь и о нагромождении очков на носу, и о жующих соседях.
Лучшее в визуальном плане — это панорамы небоскребов. Поневоле вспоминалась забытая песня Вилли Токарева "Небоскребы-небоскребы, а я маленький такой". В фильме это ощущение в полной мере передано. Урбанистические пейзажи завораживают. Способствует атмосфере и то, что все эти здания-гиганты нам по большому счету неведомы. Они стоят не в Москве-Сити или на Манхэттене, а где-то в Азии, которая, как известно, жестока и шокирующа.
И, что особенно респектно, весь этот урбанистический пейзаж показан не просто, как есть. Вот, например, как в российских фильмах показывают ту же Москву-Сити. Стоят веселенькие такие небоскребы. И тут — оп-па! – блик на окошке сверкнул. Казалось бы, красота и лепота. Но на самом деле — позор и бессмыслица.
И совсем не то в "Призраке…". Там все эти многоэтажные монстры создают настроение. А настроение такое — по-азиатски угрюмое, слегка кровожадное, недоброе. В общем, идеальная декорация для киберпанка.
Разрыв шаблона
Но в случае с "Призраком…" мы имеем, пожалуй, разрыв шаблона. Потому что и сюжет извилист, и герои с характерами, и повороты действия порою весьма неожиданны. Но в целом, конечно, сюжет в этом полотне — не главное. Просто на фоне такой шикарной картинки влет пойдет любая ерунда. Но низкий поклон создателям за то, что они все-таки не пренебрегли фабулой. Это очень подкупает.
Вопросы аэродинамики
Теперь о том, что раздражает. Прежде всего людей, неподкованных в манге, анимэ, азиатской трэш-культуре и всякой прочей кавайной няшности, может разозлить некий загадочный дед — босс спецслужбы, в которой главная героиня работает суперменшей. Этот дед определенно несносен. Он говорит только по-японски — его и только его слова сопровождают специальные субтитры. Он по большей части статичен, то есть сидит в кресле или за столом. Раза два или три именно он своими пространными японскими тирадами серьезно тормозит повествование.
Так вот, дорогие друзья! Надо знать, что это не абы какой дед, а Такеши Китано — легендарный японский кинематографист, со всех сторон культовый. Так что ему можно. К тому же ближе к финалу он (маленький спойлер) очень удачно отстреливается.
Но Скарлетт Йоханссон по ходу фильма то и дело совершает проходки. А камера смотрит на нее чуть снизу и сзади. Очевидно, что делалось это намеренно и осмысленно. Но что мы видим во время этих проходок? А видим мы во всем ее великолепии попу Скарлетт Йоханссон. Не голую, вполне приличную. Но… очень широкую. Совершенно не аэродинамичную. А летает героиня Скарлетт много. Но как? Да еще с таким-то масштабным кормовым отсеком?
Вот тут, казалось бы, и можно ущучить создателей фильма, упрекнуть в нелепости. Но по зрелому размышлению автор этих строк понял, что попа именно таких габаритов возникает неспроста и даже обладает определенным смыслом.
Как "прогнуть" Голливуд
Так вот, чтобы раскрыть секрет Скарлетт Йоханссон, следует обратить внимание, что "Призрак…" снят при активном участии китайских кинематографистов. Сразу две киностудии участвовали в его создании. Можно воспринимать это как то, что Голливуд снисходительно обратил внимание на одаренных китайцев и пригласил их поучаствовать в блокбастере. О таком мечтают многие российские (да и европейские) кинематографисты.
Но нет! Скверные аэродинамические качества попы Скарлетт Йоханссон разрушают это умопостроение. Каким же образом? А вот!
Делаем вывод: это не Голливуд "прогнул" китайцев. Все произошло ровно наоборот: китайцы заставили империю иллюзий работать на себя. Заставили считаться со своей самобытностью. И в итоге мы видим не пресное попкорновое зрелище, а достаточно экзотический азиатский киберпанк.
А в скором времени, вангую, Китай станет в разы больше значить в мире кино. И то, что на смену Голливуду придет какой-нибудь Шанхайвуд, только вопрос времени.