Председатель ассоциации экспортеров и импортеров "Кыргызлэнд" Ленара Ниязбекова прекрасно понимает, по каким причинам Кыргызстан еще не снабжает продовольствием всю планету. Кстати, этих причин на самом деле много: от нашей инфантильности (ой, а если бизнес не получится, кто за все заплатит?) до психологических атак на фермеров.
— Когда я разговариваю с предпринимателями, они приводят сотни доводов, почему бизнес в Кыргызстане не идет. Какая причина, на ваш взгляд, самая главная?
— Экономика страны еще молодая — ей всего 25 лет, что во многом оправдывает нашу неподготовленность. Мы ведь действительно не подготовлены, я знаю об этом не понаслышке. Весной 2016 года мы открыли в Москве выставочный павильон "Кыргызстан", там были только товары представителей малого и среднего бизнеса. Ни маркировок, ни ярких упаковок… Козырем производителей была лишь вера в то, что наше — лучшее.
— В конце концов упаковка — не самое главное…
— Это большая ошибка! Я приведу пример: одна наша компания стала консервировать сумолок. На нем была красивая этикетка с правильным слоганом и объяснением, чем полезен данный продукт. Однажды мне позвонили москвичи и попросили привезти сумолок, хотя ни разу его не пробовали, а только видели упаковку.
— Вообще, иностранцам нравятся наши товары или мы все-таки внушаем себе, что у нас все вкуснее, чем у них?
Беда в том, что у нас никто не хочет рисковать, протаптывать новые дорожки. Надо понять: если этого не сделаешь ты, кто-то сделает вместо тебя. Однако такое инфантильное отношение я вижу часто: "А что для меня сделало правительство?!". А что оно должно сделать? Взять твою картошку и вместо тебя повезти ее на продажу в Казахстан?
Только недавно люди стали сознательно покупать экологически чистую продукцию. Этот бум полезного питания совпал с вступлением страны в Евразийский экономический союз, когда для нас открылись двери, которые раньше были наглухо закрыты. Вчера было еще рановато, завтра будет слишком поздно. Мы должны действовать именно сегодня, это наш шанс!
— Кстати, по поводу ЕАЭС сейчас довольно много нареканий: дескать, ожидали одно, а получилось другое…
— Иногда политики ради пиара выступают с громкими речами: мол, народ страдает от ЕАЭС. Ничего подобного! Нам пора отказаться от политики и заняться экономикой. На самом деле Евразийский союз открывает для нас рынки всего мира — Европы, Америки… Приведу пример. Как-то представители одной европейской компании наткнулись в Москве на наш мед. Попробовали — шикарный: не просто мед, а продукт премиум-класса. Они хотели заказывать нам 50 тысяч тонн ежемесячно, но откуда у нас столько? Пришлось отказаться…
— Насколько критично то, что мы не можем обеспечить потенциальным клиентам крупные партии товаров?
Если у тебя всего одна фура товара, ты сможешь продать его только где-нибудь на рынке, а там правила, как на Диком Западе. Вот недавно парень из Иссык-Кульской области повез в Россию яблоки, его там обманули, и он остался ни с чем — такие случаи не редкость. Кроме того, фермеры-одиночки становятся легкой добычей оптовиков. В сезон на них начинается психологическая атака, перекупщики сильно занижают цены. Люди ночами не спят, переживают: удастся ли продать товар, выплатить кредит и собрать детей к школе?
В Иссык-Кульской области есть хранилище для яблок, оставшееся со времен СССР. Тамошние работники закупают яблоки в сезон по одной цене, а потом продают вдвое дороже. Это приводит к социальному неравенству: кто-то вкладывает все силы в урожай, терпит убытки из-за непогоды и вредителей, а кто-то зарабатывает столько же, просто занимаясь спекуляцией. Да-да, именно спекуляцией!
— Чтобы получить доступ к российским и казахстанским супермаркетам, мы должны отправлять такие партии, где все, например, яблочки или морковки будут почти одного размера. Это очень сложно?
Проблема в том, что у нас нет единых стандартов, которых придерживались бы все производители. Вот недавно китайцы вернули в Кыргызстан несколько тонн меда, в котором обнаружили антибиотики. Вообще-то эти препараты широко используются в производстве, но важно применять их в такое время года, когда они не могут попасть в мед. Не все наши пасечники знают об этих тонкостях.
— Как изменится внешняя торговля Кыргызстана лет через пять?
— Мы должны создать свой бренд. Это удалось белорусам: сегодня все хорошо знают их товары, знают, какого они качества. Но нам для этого нужны маркетологи — не такие, как сейчас, которые выполняют обязанности скорее секретарей, а профессионалы. Мы не хотим открывать Америку, а всего лишь мечтаем вернуть те позиции, которые были у республики в советское время. Тогда и в Москве, и в Ленинграде можно было найти наше мясо или сливочное масло.
Верю ли я в отечественную экономику? Верю! Хотя и не говорю, что все будет хорошо… Один иностранный инвестор, изучив экономику Кыргызстана, удивился: "Так ваше золото, оказывается, не под землей, а на земле". И ведь это правда!