БИШКЕК, 15 апр — Sputnik. Институт инноваций для укрепления мира Булан (Bulan Institute for Peace Innovations) опубликовал исследовательский доклад об исламских учебных заведениях Кыргызстана, где говорится о необходимости совмещения религиозного и светского образования.
В подготовке доклада приняли участие профессор Алмазбек Акматалиев, теолог и социолог Маметбек Мырзабаев, социолог Максат Жумабаев, кандидат исторических наук Шайырбек Шеров, а также привлеченный эксперт Алмаз Тажибай. Работа проводилась в тесном сотрудничестве с Госкомиссией по делам религий КР.
По итогам исследования выяснилось, что из зарегистрированных в госкомиссии 102 медресе работают лишь 78. Согласно информации Духовного управления мусульман Кыргызстана (ДУМК), 28 медресе находятся в Чуйской области, 19 — в Ошской, девять — в Баткенской, шесть — в Джалал-Абадской, пять — в Бишкеке, по четыре — Оше и Таласе, два — в Нарынской области, одно — в Иссык-Кульской. Со слов специалистов отдела по религиозному образованию ДУМК, в них обучается около 6 тысяч учеников: в одном небольшом — порядка 20 человек, в большом — 200.
"Однако, согласно исследованию, к этому числу нужно добавить и обучающихся в нелегальных медресе, и учеников, приходящих после школы, и тех кто посещает занятия один-два раза в неделю. Это значит, что учащихся гораздо больше", — отмечено в докладе.
По словам специалиста Министерства образования и науки Гульшан Абдылдаевой, в 2012 году от получения среднего образования из религиозных соображений отказались 2 845 детей школьного возраста. При проверке Минобрнауки и МВД в 2016-м были выявлены 82 ученика, которые не доучились до девятого класса, а также случаи принятия в медресе 7-8-летних детей.
Откуда деньги?
В Кыргызстане медресе не финансируются из госбюджета. Функционируют они за счет средств из-за рубежа, внутренних пожертвований либо денег благотворительных организаций.
Аттестаты медресе не признаются государством
Как сообщила министр образования Гульмира Кудайбердиева, ни одно медресе в КР не имеет лицензии на образовательную деятельность.
"Ребятам, окончившим медресе, выдается религиозный сертификат или диплом. Он не считается документом государственного образца. Выпускники могут работать имамами, хатибами в медресе или мечетях, но они в большинстве случаев не могут трудоустроиться куда-то еще или продолжить учебу", — сказала она.
Председатель Госкомиссии по делам религий Зайырбек Эргешов отметил, что последние 25 лет государство не уделяло внимания данной сфере и не интересовалось учебными программами медресе.
"Вот мы и получили такой разрыв между религиозным и светским образованиями", — констатировал он.
В редких случаях в медресе преподают светские предметы, а религиозное образование сводится к чтению Корана и его толкованию либо к изучению арабского языка, отмечает институт Булан.
Нет квалифицированных специалистов
Только 20 процентов преподавателей в этих учебных заведениях имеют базовые теологические знания. Из 2 000 работников муфтията 70 процентов не имеют нужной специальности. Всего 2,5 процента получили высшее религиозное образование в нашей стране или за рубежом. По статистике исследователей, 20 процентов преподавателей окончили медресе и 10 — короткие курсы имамов.
"Следует ускорить реформы в сфере религиозного образования и закрыть ныне существующие учебные заведения, работающие без регистрации. Также следует ввести в учебную программу медресе светские предметы", — говорится в докладе.
В Узбекистане, население которого составляет более 30 миллионов человек, действуют всего один исламский университет и девять медресе, а в Кыргызстане (6 миллионов) насчитывается порядка 112 религиозных образовательных учреждений, отмечают исследователи.
Родители, которые отдают детей в медресе
При опросе учащихся религиозных заведений выяснилось, что 60 процентов родителей имеют среднее образование, 10 — средне-специальное, 30 — высшее. Порядка 40 процентов самих учащихся хотят получить религиозное образование за рубежом, 25 — работать в мечетях и медресе, 5 — желают заниматься проповедями (даават). Только 30 процентов детей признались, что хотели бы получить высшее образование.
Вывод
Институт предложил несколько вариантов решения проблем. Приведем самые значимые из них:
- сократить число медресе путем стандартизации учебных планов и программ исламских учебных заведений и проведения аккредитаций и лицензирования;
- усилить контроль муфтията над процессом обучения только по программе, утвержденной Советом улемов;
- создать единый государственный стандарт для средних и высших учебных (бакалавриат и магистратура) заведений религиозного направления;
- усилить контроль за правом мечетей и областных казыятов открывать медресе, ужесточить критерии и требования по регистрации;
- принять закон, регулирующий и контролирующий деятельность религиозных учебных заведений;
- принять в кратчайшие сроки концепцию реформирования религиозного образования;
- внедрить в медресе адаптированную программу светского образования, а также создать условия для освоения учащимися новых технологий.