Дальше, по идее, должны следовать нудные строчки типа "решением глав стран СНГ о создании межгосударственной телерадиокомпании в 1992 году…", но их не будет. Я просто следую советам, озвученным в интервью. И вы учитесь.
— В последние годы все больше говорят о том, что Интернет вытеснит телевидение. Что вы делаете, чтобы оставаться на плаву, чтобы вас смотрели и слушали?
— Эти разговоры, как в фильме "Москва слезам не верит". Помните, в одной сцене телеоператор говорит, что со временем "не будет ни кино, ни театра — одно сплошное телевидение"? А сейчас все говорят, что телевидение умрет, останется только Интернет. Но я уверена, что ничего подобного, по крайней мере Кыргызстану, не грозит.
Наш телеканал идет в ногу со временем: у нас есть интернет-вещание, с 2008 года мы постепенно переходим на цифровые мультимедийные технологии. Есть и традиционное аналоговое вещание, которое мы дублируем по кабельным и спутниковым каналам. Да, нас "ловит" спутник и можно смотреть даже в высокогорных районах.
— Одна из главных проблем отечественных телеканалов — недостаток финансирования. Как у вас с этим?
— Да, с точки зрения бюджета мы всегда не жили, а выживали. Беда в том, что очень многие сограждане не понимают, почему государство должно "содержать" телеканал "Мир". Никто не задумывается, что этот международный канал помогает продвигать интересы каждой страны, в которой вещает. Для кыргызстанцев это окно в мир. Согласитесь, мало где можно получить эксклюзивную информацию социально-экономического и политического характера.
Знаете, в чем еще сложность? Если работа других отечественных телеканалов окупается звонкой монетой, то наша — нет. Мы — международный ресурс, рекламодатели идут к нам неохотно…
— Зритель сейчас не самый простой: привычными средствами его не подкупишь, ему подавай чего-то эдакого… Чем вы удерживаете внимание аудитории?
Другая фишка в том, что любая новость должна подаваться с позиции обывателя. Живая реакция простого человека лучше банальных комментариев экспертов. Человек, который может сказать: "Да, мне понизили пенсию, и я не могу купить мяса", всегда интереснее говорящих голов.
Помню, когда я работала в Москве, режиссер научил меня одному простому, но гениальному приему. Он говорил журналистам: "Если пенсия сегодня ниже прожиточного минимума, вы, конечно, можете привести в подтверждение какие-то цифры, но они ничего не скажут и будут непонятны людям, которые измеряют свою жизнь в другой валюте — не в рублях и сомах, а, например, в лари. Лучше подойдите на улице к бабушке, которая вынуждена сидеть у обочины и торговать последними ценными вещами с антресоли, и спросите, что она ела на завтрак. Ее ответ про кашу на воде будет эффектнее любых статистических показателей".
Теперь я всегда говорю журналистам, чтобы они подкрепляли цифры реальными историями и не превращали телевидение в цветное радио. Цифры — пустой звук, если они не визуализированы.
— Вы можете описать своего зрителя? Чем он живет?
— Раньше мы ориентировалась на людей пожилого возраста, которые хранят воспоминания о Советском Союзе, ностальгируют по нему и знают, кто такие молдаване и азербайджанцы. Сейчас наша аудитория помолодела, ее средний возраст — 30-45 лет. В основном это городские женщины, которые ведут активный образ жизни. Мы долго пытались завоевать внимание мужской аудитории, но тщетно. А сейчас обнаружили, что надо гнаться за женской — она более благодарна и стабильна.
— К вопросу о редакционной политике. Что никогда не появится на вашем телеканале, чему вы однозначно говорите "нет"?
Фотографии окровавленных ножей и оторванных человеческих конечностей не должны становиться средством заработка. На нашем телеканале подобное никогда не появится.
— В Кыргызстане "Мир" воспринимают как засланного казачка. Вы пытаетесь с этим бороться?
— Действительно, навязанный нам статус "шпионов" — больная тема. Обидно, когда мнение о том, что "Мир" — пророссийский телеканал, озвучивают компетентные люди. Я устала спорить и доказывать, что у России ровно столько же акций в МТРК, сколько у Кыргызстана. А эти недоброжелатели даже представить не могут, как мы ежедневно бьемся с московскими редакторами, чтобы новости о событиях в Кыргызстане были подготовлены отечественными журналистами и поданы объективно. Мы рвем глотки, чтобы отстоять национальные интересы, а нас называют засланными казачками. Это очень обидно.
— Зато вы не привлекаете повышенного внимания властей, и никто не может обвинить вас в обслуживании интересов какого-нибудь политика, например. Всегда можно сказать: мы следуем международным стандартам журналистики…
— Да, мы позволяем себе работать по международным стандартам и вкладывать в новости то, что считаем нужным.
Теперь я всегда руководствуюсь принципом защиты национальных интересов и беспокоюсь о репутации страны — запрещаю давать в эфир абсолютно непрезентабельные речи политиков, вырезаю из сюжетов кадры, запечатлевшие, как люди ковыряют в носу. Конечно, телевидение не может существовать без скандалов и интриг, но мы стараемся быть социально полезным каналом и не злоупотреблять такими вещами ради рейтингов.
— А насколько, по-вашему, правдива журналистика в Кыргызстане?
— Ой, это такой больной вопрос! В начале 2000-х годов существовала очень хорошая площадка для подготовки профессиональных журналистов: постоянно проводились тренинги и семинары, была возможность учиться у корифеев писать, говорить, снимать сюжеты. Именно люди, которые застали тот период, образовали целую плеяду талантливых журналистов, а потом редакторов и управленцев.
Люди же, которые сейчас оканчивают журфаки, — чистые листы, у них ветер в головах гуляет. А телевидение — это ведь бесконечное обучение и "доводка" навыков… В общем, до прежней профессиональной планки нынешнее поколение журналистов не дотягивает.
— Вы прошли все ступени карьерной лестницы: от рядового корреспондента до менеджера высшего звена. Скажите, как все-таки нужно делать настоящее телевидение? Дайте советы начинающим.
Всегда готовьтесь! Это правило актуально для всех. Стыдно приходить на интервью и говорить: "Ну расскажите что-нибудь", вместо того чтобы задавать компетентные вопросы.
Не забывайте, что телевидение — это в первую очередь картинка, а уже потом слова. Не грешите переклеиванием сюжетов "обоями" — нейтральными кадрами с улиц и общими планами города. Это скучно! Зрителю нужна драматургия. Если правительство объявило о повышении тарифов на электроэнергию, не надо делать репортаж из кабинета министров. Надо найти людей, которые теперь в целях экономии ужинают при свечах или готовят еду на солнечных батареях.
Всегда желайте большего. Если вы только начинаете карьеру, не сидите на месте, приставайте к более опытным коллегам, чтобы они объяснили вам, как все работает. Мало ли что вы аспирантуру окончили — если чего-то не умеете, ходите и клянчите знания, а не стройте из себя человека высшего сорта.
Но главное: если глаза не горят, уходите из профессии. Не стоит смиренно просиживать рабочие часы в офисе, считая каждую минуту.
— У вас горели?
Хотя я и называю себя случайным человеком в журналистике, вообще-то мне нравится творить, и у меня это получается.