За что многие из нас любят фильмы ужасов? Конечно, за щекотку нервов, которую особенно хорошо ощущать, сидя в мягком кресле и с попкорном. За своеобразную красоту картинки, где обыденное становится завораживающе отвратительным. За то, что в этих глуповатых (по большей части) фильмах нет политики.
Однако в целом политика в фильмах ужасов не то чтобы моветон, но недопустимый "ингредиент". Это все равно что соли в чай насыпать. Почему так? Да потому, что в ужастиках страх легкий, щекочущий, а политика куда страшнее. Некоторые политические новости вполне могут вызвать у нас дрожь ужаса, потому что все реально и происходит где-то, с кем-то, прямо сейчас.
Чудеса на виражах
На днях в российский прокат вышла дебютная режиссерская работа некоего Джордана Пила. Кто это такой? Это актер, но не пытайтесь искать информацию о его ролях в блокбастерах, каких-то значимых постановках. Ее просто нет, ибо Джордж Пил — актер сериальный. Еще он ведет комедийное шоу на ТВ.
И вот комик Джордан Пил снимает ужастик "Прочь" — без звезд, без спецэффектов, фактически в одной локации. Но вдруг — ба-бах! — микробюджетный триллер лихой кометой вырывается в лидеры кинопроката в США. На стремительном вираже он обгоняет по сборам даже "Красавицу и чудовище". Феномен? Безусловно. Вот и к нам в прокат это диво влетело на инерции внезапной популярности.
В кинозал автор данных строк пришел с твердым намерением испугаться. Потому что, очевидно, режиссер-дебютант сказал новое слово в жанре. И, может быть, перед нами возникнет что-то сопоставимое с "Ведьмой из Блэр". Возникло трепетное ощущение, которое появляется, когда вот-вот прикоснешься к прекрасному…
Цвет зла
Но есть один нюанс. Жених — афроамериканец, невеста — из WASP'ов (элита белых жителей Америки). И вот надменные родители девушки хотят познакомиться с дочкиным бойфрендом. Жених опасается: как его примут в доме невесты? Не попрут ли в шею? Вдруг даже топором?
Молодые приезжают в уединенный особняк, и на первый взгляд все вроде бы нормально. Отец семейства вообще считает Обаму лучшим президентом. Но в этом белом семействе происходит что-то странное: появляется зловещая и будто зомбированная черная прислуга, "сгущаются" зловещие знаки, звучат зловещие звуки…
Пролистнем дальнейшие события быстрым микроспойлером. Кончается все побоищем. Белые оказываются злодеями. Они зомбируют чернокожих простаков, а потом вселяются в их тела. Но герой — храбрец, ему везет, и все рояли в кустах приходят ему на помощь. В общем, он убивает всех злодеев.
Неизвестные артисты играют, в общем-то, неплохо. И заплакать когда надо умеют, и сложную мимику в кадре выстроить. Первые три четверти действие достаточно напряженное, смотреть интересно. Последняя четверть — бред, однако это тоже золотой стандарт жанра.
В целом фильм сделан хорошо. Но тем и хуже.
Попкорн с ядом
Знаете, бывают кинокартины, которые несут в себе разумное, доброе, вечное, а с профессиональной точки зрения сделаны плохо. Фильм "Прочь" сделан вполне профессионально, однако начинен злом, как сервелат кусочками сала.
Я всегда хорошо относился к людям с другим цветом кожи. К афроамериканцам у меня никаких претензий нет, я сочувствую их борьбе за равноправие. Но в обозреваемой ленте перед нами уже не эта борьба.
Вся комедийная составляющая фильма — это сомнительный юмор гопников с окраин. Знаете, когда потенциальный лох вдруг оказывается каратистом, а гопники понимают, что их будут бить, и говорят: "Да мы же шутили". Вот и в фильме "Прочь" смешно примерно так же.
Сам факт прокатного успеха этой картины очень печален для США. И не надо быть Нострадамусом — все, что надо, лежит на поверхности. Америке, видимо, мало побоищ в Фергюсоне — зачем-то понадобилось подсыпать дрожжей в бурлящую жижу. По-хорошему, сам факт трэш-осмыслений межрасовых конфликтов есть нечто постыдное. Таких художественных свершений стыдиться нужно, а не отдавать их на экспорт.
Также надо четко понимать, что Голливуд ныне — часть пропагандистской машины, и пропагандирует она отнюдь не мир во всем мире. В восьмом "Форсаже", например, убивали русских военнослужащих. В фильме "Прочь" убивают белых американцев. Если бы то же самое сняли с точностью до наоборот, если бы показали злых афроамериканцев, вой поднялся бы до самых небес. Но белые жители США глотают призывы к своему убийству вместе с попкорном.
Мы видим, что политкорректность в Америке дошла до предела. Похоже, точка невозврата пройдена. Людям показывают потешные убийства по расовому признаку. А когда на улицах американских городов польется настоящая кровь, виноваты будут, конечно же, русские хакеры.