Не кривя душой скажу, что не являюсь фанатом саги о стритрейсерах. Смотрел ее давно, в разные годы, и предыдущая просмотренная часть была, кажется, пятой.
Но широкие зрительские массы новому "Форсажу" вроде бы рады. Он, несомненно, станет чемпионом проката. По этому поводу в России даже случилось небольшое административное недоразумение: премьеру восьмого "Форсажа" отодвинули от мировой почти на 10 дней, а хотели даже еще дальше. Почему? Чтобы обеспечить прокат российского фильма "Время первых" — опасаются, что "Форсаж" обойдет героев-космонавтов на вираже.
Так давайте посмотрим, что конкурирует с российской звездной сагой.
Каскадеры в штатском
Начинается восьмой "Форсаж" залихватской гонкой по улицам старой Гаваны. Гоняют со скоростью примерно 240 километров в час. Движение при этом, со всей очевидностью, не перекрывали. Были даже пешеходы (наверное, "каскадеры в штатском"). Гонка, конечно, очень крутая — сшибающая уличные кафе, лотки, калечащая мотоциклы и уничтожающая моторы.
Но круче всего даже не скорость, а, пожалуй, то, что это, как ни крутите, Гавана — столица государства Фиделя Кастро. Американским кинематографистам теперь осталось только снять погоню в столице Северной Кореи, Пхеньяне.
В целом по началу фильма это "Форсаж" как "Форсаж". Грохочет железо, рычат моторы, происходят феерические погони. Из окон многоэтажных автостоянок падают приносимые в жертву автомобили. Эффектно, чего уж там…
К тому же в свете последних европейских автотеррактов многие трюки тоже смотрятся, прямо скажем, сомнительно. Особенно с участием пешеходов.
Кому подражала Мара Багдасарян
Но это так, брюзжание. Самое интересное у нас будет дальше. А пока мы переведем дух и пробежимся по актерам.
Вин Дизель. Я понятия не имею, чем замечателен этот актер и за что его любят. Это просто старательный эпигон Брюса Уиллиса. Например, в США есть такая профессия — имперсонатор Элвиса Пресли. То есть человек — точная копия артиста, и этим зарабатывает на хлеб. Вот и Вин Дизель Брюсом Уиллисом, похоже, работает. Да и хватит о нем.
Для многих дам, думаю, немаловажно участие в проекте Джейсона Стэтхэма. Да, артист хороший, брутальный, небритый. Но как-то он усох — то ли похудел, то ли заболел… и вообще, вдруг сделался похож на российского актера Максима Аверина.
Дуэйн Джонсон. Ну, у него, конечно, мускулы. Собственно, назвать эти нательные образования просто "мышцами" — все равно что описать Гималаи как холмы. Дуэйн Джонсон рвет наручники, портит кулаками бетонные стены… В общем, у Шварценеггера много таких ролей.
А вот девушка Мишель Родригес сыграла самую запоминающуюся, наверное, роль. Даже не по причине актерской игры, хотя видно, что играла старательно и режиссера слушалась. Но дело в другом. Мишель Родригес — вылитая российская автогонщица Мара Багдасарян. Честно скажу, ни мгновения не сомневался, что Мишель и была объектом подражания для московской любительницы скорости.
Ну и Шарлиз Терон. В фильме она появляется с тысячей маленьких косичек. Она, безусловно, очаровательна, хотя играет злодейку-хакершу, которая мечтает о господстве над миром. Шарлиз восхитительно владеет мимикой, бесподобно производит эмоции. Но все это великолепие портит одно обстоятельство — маникюр. Стоит увидеть, как Шарлиз-хакерша цокает ноготками по клавиатуре, и понимаешь: все это не по-настоящему.
Бензопила и ядерный чемоданчик
Но вот в фильме происходят некие сюжетодвигающие события. Например, Шарлиз Терон вербует несгибаемого Вина Дизеля служить себе. Тот поддается и начинает "ездить против" своих товарищей. Те ничего не понимают. Зрители, в общем, тоже.
Но оказывается (тут уж поддам спойлер, все равно "Форсажи" смотрят не из-за сюжета), что предыдущая жена Вина из какой-то там части фильма родила ему младенца. Герой Дизеля о его существовании знать не знал. Но докторша Зло в исполнении Шарлиз грозится несчастного малыша убить — и Вин переходит на темную сторону.
"Бывшую" с младенцем держат в плену на борту секретного самолета, за непробиваемой стеклянной преградой. И вот Вин Дизель попадает на борт, гладит стекло, истекает слезами. С той стороны — тоже лирика. Длится сцена долго-долго, тянется сладко-сладко… В общем, автор этих строк заснул, а потому какая-то часть событий фильма для него и по сей день загадка.
Собственно, на этом моменте выяснилось, что до сих пор был так — бульончик. А дальше начался самый жир.
Клюквенных дел мастера
Дальше положительные герои фильма убивают российских военнослужащих, причем "пачками". Русские имеют, по старым традициям голливудской "клюквы", вид неопрятных бородачей. Хотя это вроде бы какие-то сепаратисты, обосновавшиеся на полярной базе атомных подлодок. Но такое ощущение, что благодаря стараниям западных пропагандистских структур слово "сепаратисты" — всего лишь еще одно обозначение российских военных.
Русские — не на стороне зла. Темную силу олицетворяет, как мы помним, Шарлиз Терон с маникюром. А русские просто зачем-то влезли в разборки двух автобанд. Сидели бы в сторонке — все и обошлось бы. Жуткие русские казаки преследуют добрых американцев по льду Баренцева, наверное, моря на каких-то таратайках, обстреливают ракетами. Но ни одна российская ракета, даже с теплонаведением, в американцев не попадает.
Я помню, какую бурю возмущения в годы перестройки вызвал безобидный советский боевик "Одиночное плавание". "Как?! — возмущались свободомыслящие публицисты. — Неужели осмелились показать вооруженное столкновение советской армии и США? Какая низость!". С тех пор этот фильм — неплохой и интересный — кажется, даже ни разу не показали по телевидению. Все, стоп-лист навечно.
Матчасть готовили с видимой старательностью. Например, если в других голливудских фильмах кириллические надписи обычно представляют собой абракадабру и набор букв, то в восьмом "Форсаже" подход более основательный. На вертолетах, например, написано "Опасно", а на полном бородатых казаков ангаре красуется надпись "Боеприпасы".
Ну и чудес, конечно, хватает. Вот, например, хакерша Шарлиз делает клац-клац маникюром по клавиатуре — и угоняет себе из сухого дока ядерную субмарину. Да, без экипажа, по земле. И много такого… Вот в самолет на полной скорости проникает Джейсон Стэтхэм. Вот Дуэйн Джонсон мускулистыми ногами отпинывает в сторону смертельные боеголовки.
Радует лишь одно. Перед десантом в российское Заполярье в условном Пентагоне совещаются силы добра, и кто-то из американских "эльфов" говорит: "Самара, Полярный, Ялта… Что у них за города?! Как они это произносят?".
Ялта, если кто не знает, находится в Крыму, принадлежность которого к России США ни в коей мере не признают. Но голливудские клюквенных дел мастера мимоходом пошли против воли всемогущего госдепа и признали-таки Крым российским. Никто их за язык не тянул.